Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Взгляд
12.08.2013 :: 11:16
Объективное и субъективное

Рост цен на бензин в России привел к тому, что в ситуации решила разобраться Федеральная антимонопольная служба. Она различает «объективные и субъективные» причины повышения расценок на топливо. Впрочем, факторов, которые влияют на рост цен, накопилось слишком много.

ФАС подключилась к решению проблемы повышения цен на бензин, которое последнее время наблюдается в России. Как сообщил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, ведомство направило письма крупным нефтяным компаниям с целью получить объяснения о причинах роста розничных цен.

«Мы направили письма во все основные нефтяные компании, и они нам до 12 августа должны дать объяснение о фактах роста цен на топливо, - сказал Голомолзин. - Рост цен в рознице может быть связан как с объективными факторами, такими как рост оптовых цен, а могут быть субъективные, такие как недопоставки на внутренний рынок». Пока сказать, что кто-то нарушает законодательство, нельзя, добавил он.

По его словам, пока ФАС не беспокоит изменение цен на рынке автомобильного топлива. Голомолзин поясняет, что в этом году с марта по конец июня наблюдалось падение цен на топливо, сейчас, наоборот, имеет место рост, но ситуация меняется некритически и находится под контролем.

«Мы регулярно отслеживаем цены и на оптовом рынке, и на АЗС, и существенных оснований для серьезного повышения не наблюдаем, - подчеркнул замглавы ФАС. - Считаем, что розничные цены на топливо по итогам года не превысят темпов роста инфляции, сейчас же они ниже этой планки».

Кроме того, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми сообщило, что получило первую жалобу от частного лица на рост цен на автомобильный бензин. Жалоба подана по факту роста цен на заправках в Ухте, сообщает ИТАР-ТАСС. Теперь ФАС в установленном порядке рассмотрит вопрос о возбуждении дела в отношении лица (лиц) по необоснованному росту цен на АЗС региона. В Коми доминирующее положение на розничном рынке занимает «дочка» «Лукойла» ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт».

Согласно данным Росстата, рост цен на автобензин за 7 месяцев 2013 года составил лишь 2,1%, а за последнюю неделю - с 29 июля по 5 августа - цены подскочили сразу на 1,4%. Таким образом, темп роста цен увеличился по сравнению с предыдущей неделей, когда был зафиксирован прирост стоимости автобензина на 0,5%. Автотопливо дорожает третью неделю подряд.

Средняя цена бензина на 5 августа выросла до 29,79 рубля с 29,39 рубля за литр. При этом средняя стоимость бензина марки А-76 (Аи-80) повысилась до 27 рублей за литр с 26,92 рубля, цена Аи-92 (Аи-93) увеличилась до 28,81 рубля за литр с 28,44 рубля неделей ранее. Стоимость бензина марки Аи-95 возросла до 31,74 рубля с 31,28 рубля за литр. Средняя цена на дизельное топливо выросла до 31,13 рубля за литр с 31,05 рубля.

В 66 центрах субъектов РФ зафиксировано увеличение средних цен на бензин, в том числе в Ханты-Мансийске - на 4,1%, Самаре - на 4% и Ярославле - на 3,2%. В 17 региональных центрах цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на автобензин за прошедшую неделю увеличились на 1,5% и 0,8% соответственно. Самые высокие цены на бензин зафиксированы в Анадыре - 45,29 рубля за литр, Якутске - 37,81 рубля за литр, Петропавловске-Камчатском - 37,03 рубля за литр и Магадане - 36,37 рубля за литр.

Приводится целый ряд причин, которые влияют на рост цен. «Наложились несколько факторов, которые привели к тому, что спрос вырос, а предложение несколько сократилось», - сказал газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.

Во-первых, ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 4 и 5 классов (основная доля на рынке) проиндексированы в среднем на 6% и теперь составляют 400 и 607 рублей за тонну соответственно. Во-вторых, в начале июля, когда формировались текущие цены, произошел резкий рост мировых цен на нефть, и цена барреля нефти марки Urals тогда поднялась с 99,9 доллара до 110,8 доллара.

Кроме того, имеется белорусский фактор. Белоруссия по межправительственному соглашению поставляет в Россию бензин в обмен на льготные поставки в республику российской нефти. В 2013 году на внутренний рынок РФ было поставлено 630 тыс. тонн бензина, и в течение первых 4-5 месяцев по большей части они реализовывались в России на биржевой площадке. Однако затем объемы стали уходить в основном во внебиржевой сегмент.

ФАС обратилась в белорусское Минэнерго, чтобы там повлияли на ситуацию и вернули бензин на биржу, сообщает «Интерфакс». «Почему? Потому что тогда оно становится доступным для широкого круга покупателей, включая мелких покупателей, и это сразу будет оказывать оздоровляющее влияние на общую ситуацию в целом», - говорил на прошлой неделе Анатолий Голомолзин.

Кроме того, эксперты указывают на экспортный фактор в сочетании с падением производства. По данным ЦДУ-ТЭК, производство высокооктановых бензинов сократилось в июле 2013 года на 9,9 тыс. тонн - до 2,277 млн. тонн, отгрузка на внутренний рынок снизилась на 131,8 тыс. тонн - до 2,155 млн. тонн. Что же касается экспорта, то он в марте-июне вырос на 0,58 млн. тонн или на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечает Григорий Бирг.

Для того чтобы выправить ситуацию, Минэнерго рекомендует нефтяным компаниям отказаться от экспорта нефтепродуктов, пока на внутреннем рынке сохраняются проблемы. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша 26 июля в письме куратору ТЭКа, вице-премьеру Аркадию Дворковичу предложил запретить экспорт бензина и завозить не менее 150 000 т белорусского топлива в месяц, пишет газета «Ведомости».

Анатолий Голомолзин подчеркнул, что, несмотря на отправку писем нефтяным компаниям, о нарушениях пока речи не идет. Но в истории есть случаи, когда ФАС очень жестко наказывала крупных производителей бензина. В 2008-2011 годах ведомство находило в их действиях признаки недобросовестности, что приводило к завышению цен на бензин и созданию искусственного дефицита топлива. На нефтяные компании Роснефть, Башнефть, Лукойл, ТНК-BP, «Газпром нефть» накладывались многомиллиардные штрафы.

Можно ожидать дальнейшего повышения цен из-за остановки НПЗ на плановый ремонт и включения фактора сезонности. «В результате действий НПЗ, которым необходимо останавливать производственные мощности на плановые ремонтные работы, осенью возможно продолжение роста цены в рознице. Например, в сентябре-октябре остановят ряд установок на Московском НПЗ. Также стоит ожидать дальнейшего роста цен в рознице в связи с сезонным ростом спроса», - говорит Григорий Бирг.

«У нас в принципе нет причин для снижения цен. У нас из года в год растет налоговая нагрузка за счет увеличения акцизов, запланированных еще на несколько лет вперед. А еще у нас есть инфляция, и от этого никуда не денешься», - цитирует Евгения Аркушу BBC.

Дмитрий Муравьев

12.08.2013 г.


Источник: Взгляд
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}