Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Транспорт России
28.03.2008 :: 10:22
Новые стратегические ориентиры

В Москве под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина состоялось расширенное заседание коллегии Минтранса России, на котором были рассмотрены основные итоги социально-экономического развития транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2007 году, задачи на 2008 год и среднесрочную перспективу до 2010 года. В заседании приняли участие первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов, министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова, председатель Комитета Госдумы
РФ по транспорту Сергей Шишкарев, руководители федеральных агентств и службы Минтранса России, представители тран-спортного бизнес-сообщества, отраслевой науки и образования.

От модернизации - к инновационному развитию

«Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы в кратчайшие сроки снять все имеющиеся инфраструктурные ограничения экономического роста страны», - заявил в своем выступлении на заседании коллегии первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов.

Говоря об итогах работы отрасли, он отметил, что транспортный комплекс становится все более привлекательным для инвесторов. Растет качество услуг. Решены многие вопросы правового характера. Многое сделано в рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)». В масштабе программы объем средств, освоенных в 2007 году, на 57,2 млрд рублей превысил аналогичный показатель 2006 года. По словам Сергея Иванова, благодаря реализации ФЦП отдельные виды транспорта «выкарабкались» из системного кризиса и перешли от стадии выживания к обновлению и развитию.

Вместе с тем, констатировал первый вице-премьер, по ряду позиций ситуация по-прежнему остается крайне напряженной. До сих пор ослаблены позиции гражданской авиации и внутреннего водного транспорта. А это лишает страну возможности эффективно использовать их конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания транспортного потенциала страны.

В серьезные экономические потери, подчеркнул первый вице-премьер, выливаются проблемы на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта. Недопустимого уровня достигает транспортное неравенство. В частности, Сергей Иванов обратил внимание участников заседания на тот факт, что 5 субъектов федерации вообще не имеют железных дорог, из-за отсутствия железнодорожного сообщения не осваиваются 23 разведанных месторождения природных ресурсов. Около 40 тысяч населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования. Две трети внутренних перелетов пассажиров осуществляется через Москву, что снижает качество обслуживания и выливается для потребителей услуг в дополнительные расходы.

«Кроме того, - отметил Сергей Иванов, - без развития транспортной инфраструктуры мы не можем предоставить нашим зарубежным партнерам возможность удобного перемещения грузо- и пассажиропотоков через российскую территорию. Только на этом мы ежегодно теряем миллиарды долларов».

Говоря о задачах отрасли, первый вице-премьер подчеркнул, что перечисленные проблемы невозможно снять лишь путем модернизации транспортной инфраструктуры. Она сегодня нуждается не просто в латании дыр, а требует интенсивного развития. Именно поэтому по итогам ноябрьского заседания Президиума Госсовета в Красноярске Президентом России было дано поручение о разработке новой редакции действующей ФЦП с предложением ее реализации до 2015 года и изменением наименования - «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)». Главная же цель программы - переход от модернизации транспортной системы к ее интенсивному развитию. По словам Сергея Иванова, новая ФЦП - первый шаг к реализации Транспортной стратегии до 2030 года. При этом он отметил, что для реализации программы предусмотрены значительные финансовые вливания - 4,8% от ВВП, причем 2,2% ВВП составят государственные инвестиции.

Среди важнейших и первоочередных задач, стоящих перед отраслью, первый вице-премьер назвал техническое перевооружение транспорта. Причем обновление и пополнение парков, по его словам, должно происходить за счет отечественного производства.

В заключение Сергей Иванов отметил, что в минувшем году отрасль работала напряженно и без системных срывов, и выразил надежду, что темпы работы будут наращиваться.

Приоритеты, цели, задачи

С докладом об основных результатах 2007 года и задачах развития транспортной отрасли на 2008 год и среднесрочную перспективу выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Говоря об основных показателях транспортного комплекса, министр отметил, что коммерческий грузооборот вырос на 6,6%, а объем коммерческих перевозок грузов увеличился на 7,2% и составил 4 млрд тонн.

Рост пассажирооборота транспорта общего пользования составил по сравнению с 2006 годом 0,4%.

Значительный прирост пассажирооборота сложился в прошлом году в сфере авиаперевозок. Увеличение составило 18%.

При этом есть снижение пассажирооборота на автомобильном и городском электрическом транспорте. Причина - сокращение парка подвижного состава большой и особо большой вместимости государственных и муниципальных предприятий.

В 2007 году дальнейшее развитие получили процессы интеграции России в мировую транспортную систему. Объем перевалки грузов через морские торговые порты России вырос на 7% и достиг 451 млн тонн, что на 12% превышает максимальный объем перевалки грузов портами Советского Союза в 1989 году.

Объем перевозки транзитных грузов в транспортном комплексе увеличился на 30% и составил 28 млн тонн. Основной прирост перевозок транзитных грузов достигнут на железнодорожном транспорте.

Налоговые поступления в федеральный бюджет от деятельности транспортного комплекса составили 213,6 млрд рублей.

В 2007 году объем инвестиций в основной капитал в организациях транспортного комплекса, по предварительной оценке, вырос в сопоставимых ценах на 24% и достиг 710 млрд рублей.

Объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии в 2007 году составил 296,3 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня бюджетного финансирования в 2006 году.

Предварительный анализ показателей, отражающих степень результативности использования бюджетных средств, свидетельствует, что большинство показателей в 2007 году достигли или превысили плановые значения.

Далее Игорь Левитин остановился на реализации основной функции Минтранса России - выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере транспорта, геодезии и картографии. Он отметил, что 2007 год стал для транспортной отрасли прорывным в области законопроектной деятельности. В прошлом году были приняты 8 федеральных законов, решающих важные вопросы транспортного комплекса и дорожного хозяйства, 2 законопроекта приняты Государственной думой в первом чтении, еще 7 - представлены в Правительство Российской Федерации.

В планах министерства на этот год - разработка законопроектов о внесении изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предусматривающих уточнение норм функционирования железнодорожного транспорта в условиях проводимой структурной реформы, законопроекта «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», а также ряда других актов.

В целях реализации принятых законодательных актов Минтрансом России сформирован план по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации на 2008 год, включающий более 70 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и 14 технических регламентов.

Анализируя деятельность отдельных отраслей транспортного комплекса, Игорь Левитин отметил, что более 80% объемов бюджетных ассигнований, выделяемых Минтрансу России на транспортную инфраструктуру, используются на финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства по подпрограмме «Автомобильные дороги». Для достижения максимальной эффективности Минтрансом выработаны приоритеты планирования дорожных работ с концентрацией средств на наиболее важных стройках, имеющих общегосударственное значение.

По сравнению с 2006 годом почти в три раза увеличилась протяженность искусственных сооружений, введенных в эксплуатацию после строительства и реконструкции. Введены в эксплуатацию 5 внеклассных мостов.

Позитивные тенденции сохранятся и в 2008 году. Будет введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции почти 400 км дорог и около 7 тыс. пог. м искусственных сооружений на них.

Вместе с тем министр отметил, что решение задачи приведения протяженности и состояния дорожной сети в соответствие с потребностями экономики и населения существенно осложняется влиянием опережающего роста рыночных цен на дорожно-строительные материалы. Рост цен на указанные ресурсы за последние 5 лет в 1,5 раза превышает индексы цен в строительстве за этот же период. На закупку материалов расходуется до 60 процентов стоимости дорожных работ.

Из-за опережающего роста цен потери объемов инвестиций в дороги за последние пять лет сопоставимы с годовым объемом финансирования дорожного хозяйства.

Глава Минтранса подчеркнул, что в целях повышения эффективности реализации проектов в сфере дорожного хозяйства необходимы реализация мероприятий, направленных на развитие нормативной правовой базы в дорожной отрасли, внедрение современных инновационных технологий.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в текущем году ведется работа по подготовке законопроекта о создании государственной компании, которой планируется передать функции, связанные с развитием, модернизацией и содержанием федеральной дорожной сети.

Главной целью развития инфраструктуры морского транспорта, по мнению Игоря Левитина, является создание прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему. В текущем году должна быть проведена работа по подготовке комплекса актов Правительства РФ и Минтранса, связанных с реализацией Закона «О морских портах».

Министр сообщил, что в 2008 году объемы бюджетного финансирования по подпрограмме «Морской транспорт» по сравнению с 2007 годом увеличатся на 47% и составят 9,3 млрд рублей.

В 2008 году планируется проведение мероприятий по организации и обеспечению строительства и реконструкции перегрузочных комплексов в портах Мурманск, Усть-Луга, объектов в портах Оля, Махачкала, Новороссийск, Восточный.

Для формирования задела на будущие годы планируется завершить разработку проектов на реконструкцию и строительство объектов в портах Выборг, Мурманск, Санкт-Петербург, Ванино.

Важным направлением развития портовой деятельности, по мнению Игоря Левитина, является создание портовых особых экономических зон в морских и речных портах на территории Российской Федерации.

Реализация мероприятий по развитию инфраструктуры морского транспорта позволит увеличить объем перевалки грузов в российских портах в 2008 году до 475 млн тонн, что в 2,5 раза превышает объемы работ в начале 90-х годов.

Говоря о внутреннем водном транспорте, министр отметил, что за последние несколько лет здесь произошло значительное увеличение объемов перевозок. В 2007 году по сравнению с 2006 годом они увеличились почти на 10%. На 18% увеличился объем перевалки грузов в речных портах.

Позитивные изменения происходят в гражданской авиации. По словам Игоря Левитина, темпы развития гражданской авиации в России в настоящее время в 2 - 3 раза превышают международные показатели. Динамично развивается не только рынок международных, но и внутренних перевозок, прирост на которых составил 16,7%.

Мероприятия по развитию инфраструктуры воздушного транспорта реализуются в основном в рамках подпрограммы «Гражданская авиация». Это осуществление работ по реконструкции и строительству объектов федерального имущества аэропортов - взлетно-посадочных полос, перронов, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов, замена светосигнального оборудования.

В 2008 году планируется проведение работ по реконструкции и строительству отдельных объектов в 46 аэропортах.

Особое внимание планируется уделить развитию аэропортов, расположенных в районах Дальнего Востока и Забайкалья. Начнутся работы в 10 аэропортах этого региона.

Проведенные мероприятия позволят увеличить уровень технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в приоритетных аэропортах, предусмотренных подпрограммой «Гражданская авиация», до 75%.

В 2007 году решен ряд задач, имеющих важнейшее значение для дальнейшего хода реформ на железнодорожном транспорте. Министр отметил, что разработана Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг, подготовлен проект стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

В 2007 году на железнодорожном транспорте введено 150 км вторых путей, сданы в постоянную эксплуатацию после реконструкции 8 мостов. На железные дороги с учетом лизинга поставлены более 60 тыс. грузовых вагонов, из них почти 70% - частными операторскими компаниями.

По словам Игоря Левитина, целью государственной поддержки в сфере инфраструктуры железнодорожного транспорта является стимулирование привлечения частных инвестиций в отрасль, развитие инфраструктуры в районах Сибири и Дальнего Востока.

В 2008 году министерство продолжит осуществление мероприятий по реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Перечень этих мероприятий утвержден Правительством Российской Федерации.

Говоря о задачах на перспективу, министр отметил, что важным направлением деятельности министерства по развитию транспортной инфраструктуры на ближайшие годы станут мероприятия по обеспечению г. Сочи в период подготовки и проведения ХХII зимних Олимпийских игр.

Должны быть построены свыше 5 тысяч погонных метров причальных сооружений, более 100 километров новых железнодорожных линий, более 75 километров новых федеральных дорог, порядка 20 автодорожных развязок и 20 автомобильных тоннелей, другие объекты. Работа по указанному направлению будет развернута в текущем году.

Также в этом году начнется осуществление мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Владивостока в связи с проведением в этом городе в 2012 году саммита АТЭС.

В 2008 году в рамках 7 бюджетных целевых программ субъектам Российской Федерации будет предоставлено более 98 млрд рублей.

В 2008 году продолжится работа по предоставлению субсидий организациям железнодорожного транспорта для компенсации разницы экономически обоснованных и фактически установленных тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах. В текущем году уровень такой компенсации будет доведен до 60%, а в 2009 году он составит 100%.

Министерством запланированы мероприятия, направленные на обеспечение транспортной доступности в районы Крайнего Севера и Калининградскую область.

Одной из важнейших задач текущего года Игорь Левитин считает завершение работы по подготовке транспортной стратегии на период до 2030 года, которая будет определять приоритеты, цели и задачи, меры и методы создания в России транспортной системы, обеспечивающей качественно новый уровень транспортного обслуживания экономики и населения, эффективную интеграцию в мировой рынок транспортных услуг.

Новые стратегические ориентиры развития транспортной системы, учитывающие ее влияние на реализацию инновационной модели экономического роста страны, определяют необходимость разработки новых программ развития транспортного комплекса, подчеркнул министр.

Кроме того, он отметил, что в 2009 году завершается реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)». Минтрансом России разработан проект программы по развитию транспортной системы до 2015 года, который в настоящее время проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приоритетами программы станут скоординированное развитие всех видов транспорта и увязка на основе схем территориального планирования федеральных планов развития с региональными транспортными системами, а также с комплексными программами развития других отраслей.

Дойти до цели

Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин сообщил, что в 2007 году объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии составил 296,3 млрд рублей, что более чем в полтора раза превысило сумму, выделенную в 2006 году. А в рамках реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы РФ (2002-2010 годы)» было освоено 594,2 млрд рублей, при этом инвестиции из федерального бюджета составили 31,3%, средства субъектов федерации и местных бюджетов - 27,6%, а из внебюджетных источников получено 41,1%.

Достигнута большая часть стратегических целей, решены и тактические задачи - об этом свидетельствует анализ плановых показателей. Сказался переход к программно-целевым методам бюджетного планирования. Да и уровень финансового менеджмента Минтранса получил высокую оценку в Министерстве финансов России.

Если говорить о том, куда были направлены деньги, то значительная часть бюджетных ассигнований была использована на финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги».

Немалую долю бюджетных расходов составили субсидии субъектам федерации на дорожное хозяйство - 49,5 млрд рублей.

В сфере воздушного транспорта увеличилось до 19,2 млрд рублей финансирование строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос, систем светосигнального оборудования и других наземных объектов.

На внутреннем водном транспорте 9,7 млрд рублей было потрачено на поддержание в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры водных путей, а также обеспечение безопасных условий судоходства.

На подпрограмму «Морской транспорт» израсходовано 6,3 млрд рублей бюджетных средств.

В сфере железнодорожного транспорта 571,1 млн рублей бюджетных средств было использовано на строительстве железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, которое ведется на условиях софинансирования с ОАО «РЖД» и Республикой Саха (Якутия). Помимо этого было выделено 238,1 млн рублей на сооружение мостового перехода через реку Лену и 930 млн рублей - на переустройство участка железнодорожной линии Известковая - Чегдомын, оказавшегося в зоне водохранилища Бурейской ГЭС. Первые два проекта будут финансироваться и в текущем году.

Отмечено как положительный факт, что впервые частично компенсированы потери доходов ОАО «РЖД», возникающие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), для этого из федерального бюджета было выделено 10,9 млрд рублей. Еще 67,9 млн рублей перечислено компании на компенсацию пониженного тарифа на пассажирские перевозки между калининградским «анклавом» и другими регионами страны.

На топографо-геодезические работы в сфере геодезии и картографии выделено 1,1 млрд рублей. Было завершено создание цифровой топографической карты Российской Федерации в масштабе 1:100 000, а также планов городов с использованием спутниковых технологий. А в рамках программы «ГЛОНАСС» началась разработка навигационных карт, которые позволят, в частности, вести мониторинг перевозки опасных грузов.

На подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» израсходовано 661,7 млн рублей. Эти инвестиции направлены на комплексное развитие новороссийского и мурманского транспортных узлов, реконструкцию федеральной автодороги «Крым» от Москвы до границы с Украиной и развитие международного ааэропорта в Красноярске.

Одним из главных событий минувшего года можно считать начало реализации проектов с использованием средств Инвестиционного фонда РФ. Так, Росжелдор направил 472 млн рублей на создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов Забайкалья, а Росавтодор - 1323 млн рублей на комплексное развитие Нижнего Приангарья.

К сожалению, новое положение об Инвестиционном фонде создало ряд серьезных проблем. Отдельные пункты его неприемлемы, отметил Александр Мишарин. Особенно это касается исключения предквалификационного отбора подрядчиков при проведении конкурсов на строительство транспортных объектов. Кроме того, не проработан механизм реализации инвестиционных проектов на основе концессии. Проблемы эти надо решать, не откладывая в долгий ящик.

Темпы обновления недостаточны

Как известно, 85% грузооборота в стране выполняет железнодорожный транспорт. В минувшем году он увеличился на 7%. Объем перевозок грузов по сравнению с 2006 годом вырос на 2,6% и составил 1,3 млрд тонн. Пр этом более 0,5% млрд тонн грузов было перевезено в международном сообщении. «Прибавка» за год составила 7,4%. А объем экспорта грузов увеличился на 5,5%. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов как важное достижение отметил рекордный среднесуточный уровень погрузки - 4450 тысяч тонн, который был достигнут в феврале. Компания улучшила качественные показатели работы, что дало хороший экономический эффект - 900 млн рублей за год.

Следует отметить, что ОАО «РЖД» - едва ли не единственное в стране сегодня соблюдает требование правительства о соответствии темпов роста заработной платы и производительности труда. В минувшем году производительность труда в компании возросла на 8,9%, а зарплата - на 8,6%. Но в итоге последняя оказалась… ниже, чем в среднем по транспортной отрасли. И это «аукнулось» дефицитом кадров. Пока железнодорожников спасает лишь социальный пакет, который оценивается в 30 тысяч рублей в год.

ОАО «РЖД» сегодня - крупнейший холдинг. В него входят 45 дочерних обществ и совместных предприятияй, семь из которых созданы в минувшем году. Инвестиционная программа компании в 2007 году оценивалась в 225 млрд рублей (284 млрд рублей - с учетом лизинга). При этом бюджетное финансирование составило всего 2,1 млрд рублей. Невелики и бюджетные инвестиции, заложенные в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» на 2010 - 2015 годы.

Между тем экономический рост в стране требует более высоких темпов обновления и развития железнодорожной сети. Собственных средств компании для этого явно недостаточно. Вадим Морозов в качестве главного аргумента сослался на то, что рост тарифов на грузовые перевозки отстает от роста цен в промышленности. Ежегодно корректировка тарифов проводится в соответствии с индексом инфляции, установленным МЭРТом. А он гораздо ниже фактического. В результате только в минувшем году железнодорожники недосчитались 67 млрд рублей доходов. И сегодня заявляют о необходимости провести с 1 июля дополнительную индексацию тарифов на 10%. А затем на 11% повысить их в 2009 году и на 9% - в 2010-м. Это выше того уровня, который планировался правительством на ближайшие три года.

Что лучше - взять дополнительные деньги с грузовладельцев или увеличить уровень государственной поддержки железнодорожного транспорта? Судя по всему, такой вопрос даже не стоит. В минувшем году правительством была одобрена стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которую назвали важнейшим стратегическим документом. Но, несмотря на все лестные отзывы, ее утверждение отложили чуть ли не на конец текущего года. Драгоценное время уходит впустую. А ведь стратегия предусматривает более активное участие государства в развитии железнодорожного транспорта. Но пока вместо активного участия видна пассивная позиция.

Вадим Морозов поднял ряд и других важных вопросов. Один из них - о заказчике пригородных перевозок. Пора, наконец, определить его законом, чтобы не было разночтений. Надо поставить точку и в спорах, кто должен оплачивать льготы студентам и школьникам. Сумма всего-то 1,5 млрд рублей - государство от этого не обеднеет. Эти затраты несет ОАО «РЖД», как, впрочем, и расходы на антитеррористическую защиту железнодорожного транспорта. Почему государство перекладывает свои заботы на плечи компании?

ОАО «РЖД» предлагает также решить вопрос и о железнодорожных линиях с малоинтенсивным движением - они ежегодно приносят убытки в 800 млн рублей. Автодорожную сеть ведь разделили на дороги федерального, регионального и местного значения. Почему бы не сделать то же самое с железнодорожной сетью? Правда, здесь есть одно «но»: содержание малодеятельных линий заложено в железнодорожный тариф, и его оплачивают грузовладельцы.

Вопрос поставлен, и надо дать на него ответ, не дожидаясь, пока часть этих линий закроют (сеть уже сократилась на 2,5 тысячи км) или «сбросят», как балласт, в очередную дочернюю компанию, чтобы «очистить» основной бизнес.

Как мы «обогнали» Америку?

Наш воздушный транспорт поставил в прошлом году мировой рекорд по темпам роста объемов перевозок пассажиров - свыше 18%! Этому можно было бы порадоваться, но гордиться нечем, если вспомнить о том, из какого провала пришлось выбираться гражданской авиации.

Руководитель Росавиации Евгений Бачурин привел такие цифры: в 2000 году в стране были перевезены всего 22 млн пассажиров, это была самая низкая точка падения пассажиропотока, а к 2006 году объем перевозок возрос более чем в два раза - до 45 млн пассажиров. Но по такому показателю, как авиаподвижность населения, Россия находится на последнем месте среди развитых стран. Она составляет всего 0,32, а надо иметь как минимум 1,0 (перевозить 130 млн человек в год). В США и Канаде есть специальные программы увеличения подвижности населения. А у нас пока лишь разговоры ведутся о том, что перевозки пассажиров с Дальнего Востока надо дотировать из бюджета. Никто не может убедить Минфин, что надо заботиться не только об увеличении золотовалютных запасов, но и о транспортной доступности и о нормальном уровне жизни населения.

Евгений Бачурин считает, что необходима специальная программа развития региональных перевозок. Сегодня существуют серьезные перекосы: так, 72% объемов перевозок сконцентрировано в московском авиаузле. Кроме того, крайне мала доля (45,7%) внутренних перевозок в общем объеме. В США она составляет 70%. Попросту говоря, большинство россиян летают в Москву и за рубеж. Причем попасть, например, из Магадана в Якутск можно только через столицу.

Наиболее драматична ситуация с местными авиаперевозками. Они составляют сегодня менее 1% в общем пассажирообороте. Местные аэродромы ликвидируются. С 1992 года сеть сократилась на 972 аэродрома. В минувшем году закрылся еще 21. При нынешнем уровне финансирования, по мнению главы Росавиации, вряд ли удастся сохранить даже оставшиеся 300 аэродромов. Если в советские времена в той же Магаданской области самолеты летали в 50 населенных пунктов, то сегодня сообщение есть только с десятью, причем два аэропорта уже находятся под угрозой закрытия.

В Минтрансе России разрабатывается концепция развития местной аэродромной сети. По мнению генерального директора ОАО «Аэрофлот» Валерия Окулова, это дело правильное, но… бесполезное. Суть в том, что судов для региональных и местных перевозок нет. А те, что остались, выбывают из эксплуатации с огромной скоростью, ибо средний возраст их превышает 25 лет. Замены им нет. Местные перевозчики просто деградируют. Чтобы спасти их, необходимо снять таможенные пошлины и дать им перевооружиться. Иначе даже если появятся в глубинке нормальные аэро-дромы - на чем туда летать? И кто будет летать? Даже в крупных авиакомпаниях сегодня дефицит летного состава. А подготовка одного пилота по 18-месячной программе обходится недешево - от 46 до 55 тысяч долларов. Далеко не каждая авиакомпания сможет выложить такие деньги.

Вообще с летными кадрами ситуация, можно сказать, аховая. Поправить дело можно, по мнению Валерия Окулова, радикально увеличив прием в летные училища. Надо принять не менее 500 человек в этом году и 750 - в следующем, сохранив эту планку на протяжении ближайших лет. И, кроме того, сократить программу обучения до 18 месяцев. Выпускать не дипломированных специалистов, а пилотов, умеющих управлять самолетом.

Крылья нашей авиации «подрубает» и стремительный рост себестоимости авиаперевозок. По ее уровню мы уже «обогнали» Америку! В 2006 году она составила 7,1 цента за километр в России и 6,9 цента - в США. Себестоимость растет потому, что дорожает авиатопливо. Его доля в общих затратах уже составляет 40%, тогда как во всем мире - не более 22%. В минувшем году цены на керосин поднялись еще на 23%. И обуздать этот рост правительство не может.

Один из выступавших предложил отнести обеспечение гражданской авиации топливом к монопольным видам деятельности со всеми вытекающими из этого последствиями. Но вполне может статься, что тогда топлива вообще не будет.

Словом, ситуация сложная, и вряд ли в ближайшее время она кардинально изменится. Хотя в рамках концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации до 2020 года намечены эффективные механизмы сохранения и развития социально значимых авиаперевозок, включая региональные и местные, в том числе и в районах Крайнего Севера. Планируется субсидирование из соответствующих бюджетов аэропортовой деятельности, включая содержание инфраструктуры, и авиакомпаний, осуществляющих социально значимые перевозки. Но хорошо бы принять эти меры до того, как закроется последний местный аэродром на Крайнем Севере.

Тернистый путь закона

Работа над законопроектами для Министерства транспорта РФ - одно из важнейших направлений деятельности. В минувшем году был принят ряд важных для транспортной отрасли федеральных законов. Путь многих из них был весьма тернист. По 10 - 15 лет они пробивались в свет. Председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев считает, что это недопустимо. Он полагает, что из-за отсутствия законодательной базы в стране не стало малой авиации. Нет сегодня такой базы и у метрополитенов. Кстати, даже в ФЦП «Развитие транспортной системы в РФ (на 2010 - 2015 годы)» не включили подпрограмму развития метрополитенов в стране.

Председатель думского комитета пообещал поддержку законодательным инициативам транспортников. И она, безусловно, понадобится. В этом году Минтранс планирует внести в Госдуму РФ более 20 законопроектов, а кроме того, подготовить 76 постановлений Правительства РФ и 48 нормативных актов в виде приказов министра транспорта.

По словам статс-секретаря - заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова, планируется представить новую редакцию «Воздушного кодекса РФ». В старый кодекс внесены уже 7 изменений, еще 3 готовятся, поэтому назрела необходимость его кардинальной переработки. Кстати, на заседании коллегии была отмечена несуразица: сумма страхового возмещения, которое выплачивается в результате гибели пассажира, увеличена до двух с половиной миллионов рублей. А жизнь летчика оценивается по-прежнему в… сто тысяч рублей.

Будут также внесены изменения в «Кодекс торгового мореплавания РФ». Общественность уже разделилась на два лагеря: одни требуют этих изменений, а другие их категорически не приемлют. И чем скорее начнутся публичные слушания, тем быстрее будет найден консенсус.

Пора, кроме того, изменить механизм ценообразования на услуги внутреннего водного транспорта, утвердить нормативы на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Надо внести и соответствующие изменения в «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» с целью создания правовой базы для государственного регулирования. Необходимо ускорить и принятие других важных для отрасли законопроектов, в том числе «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в РФ».

Представитель администрации Санкт-Петербурга Станислав Попов заявил, что в городах уже ждут этот закон. В Северной столице транспортное обслуживание населения поставили на научную основу: выделили полосы движения для общественного городского транспорта, оптимизировали сеть, заменив ряд коммерческих маршрутов на социальные и введя единые тарифы на легковое такси. Взялись даже создать автоматизированную систему управления дорожным движением, ввести мониторинг метеопрогнозов и управление парковками. Этим нововведениям, несомненно, нужна законодательная поддержка.

Куда пристроить бакалавра?

В прошлом году из стен образовательных учреждений отрасли выпущены 54 365 специалистов, из них почти половина - со средним специальным образованием. Завершено формирование вертикально интегрированных образовательных комплексов: 7 из них на водном транспорте, и в них включены 22 средних учебных заведения морского и речного транспорта и 7 университетских комплексов на железнодорожном транспорте, куда вошли 48 средних специальных учебных заведений.

- Наши выпускники пользуются большим спросом на мировом рынке труда, - заявил на заседании коллегии ректор Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова доктор технических наук Сергей Кондратьев. - Это говорит о высоком качестве их подготовки.

К сожалению, нередко вузы работают на «дядю», причем чужого, поскольку нашим судоходным компаниям трудно конкурировать с зарубежными по уровню заработной платы. А законодательство вопрос трудо-устройства выпускников никак не регулирует. Но из любой ситуации можно найти выход. Морская академия, например, заключила контракт с компанией «Новошип» на целевую подготовку специалистов. Та сама подбирает абитуриентов из числа ребят, уволенных из армии, оплачивает их питание, проживание и обучение, организует практику на своих судах.

Сегодня академия хочет предложить совместную программу и компании «Совком-флот», с тем чтобы бизнес взял на себя оплату дополнительных образовательных услуг сверх утвержденного стандарта. Но для того чтобы такие отношения стали правилом, по мнению Сергея Кондратьева, необходимо принять закон о налоговых льготах для бизнеса, участвующего в образовательном процессе.

Но министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко волнуют другие проблемы. Во-первых, внедрение в отраслевые вузы «болонских» программ бакалавриата и магистратуры, а во-вторых, сокращение подготовки в них «непрофильных» специалистов, которыми он считает экономистов, юристов и менеджеров.

- Мы выполнили свои обязательства по подготовке специалистов, которые нужны транспортной отрасли, - заявил министр. - Но прогноз рынка труда говорит о том, что менеджеров, юристов и экономистов транспорту потребуется в 3 - 4 раза меньше, чем сегодня готовят отраслевые вузы. Надо вести их подготовку в профильных вузах, там и знания дают лучше. Мне говорят: но ведь у транспортной отрасли есть специфика. Но полагаю, она проявляется на двух последних курсах, поэтому надо договориться о прохождении магистратуры в 2 - 3 транспортных вузах, где можно изучать эту специфику. Или открыть специальные курсы. Вузы держатся за «непрофильные» специальности потому, что они приносят деньги. Но сегодня появился спрос на подготовку профессионалов-транспортников. Для той же авиации мы готовы выделить средств на их подготовку столько, сколько нужно…

Госзаказ нужен и другим вузам. Врио руководителя Росжелдора Алан Лушников заметил, что в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которая планирует строительство 20 тысяч километров новых железных дорог, потребуется 200 тысяч инженеров-строителей и эксплуатационников. А где их взять? Для того чтобы не оказаться в кадровой «дыре», надо уже с этого года увеличить прием абитуриентов в отраслевых вузах почти на 47%. Если это будет сделано, спор о «непрофильных» специальностях не будет иметь смысла.

Но, прямо скажем, это не главный вопрос. Гораздо важнее для вузов проблема обновления матриальной базы, приобретения современного оборудования и техники. Но вся беда в том, что, по-видимому, для Минобразования этот вопрос не является приоритетным.

Реформа на распутье

Президент Национальной ассоциации транспортников России Георгий Давыдов заметил, что обсуждение на заседании коллегии итогов работы транспортного комплекса и задач на ближайшую перспективу - это своего рода передача эстафеты, наказ будущему правительству страны. Какие вопросы должны быть в центре внимания? Минтрансом разработана Целевая модель рынка транспортных услуг до 2010 года, а что будет потом? В каком направлении пойдет реформа железнодорожного транспорта? В Целевой модели появился новый термин - «операторы поездных формирований», но в законе такого понятия нет, нет и понятия «услуги локомотивной тяги». А надо с этими понятиями определиться.

Кроме того, по мнению Георгия Давыдова, следует классифицировать все услуги на транспорте общего и необщего пользования. А их только в 5 - 6 сегментах рынка насчитывается свыше 130 видов. Какие из них имеют признаки монополии, а какие нет? Если с этим не разобраться, нового полноценного Устава железнодорожного транспорта нам не создать.

Стала серьезной проблемой и технология взаимодействия различных инфраструктур, в том числе инфраструктур общего и необщего пользования, а также перевозчиков и владельцев инфраструктур. Необходимо это взаимодействие стимулировать с помощью создания общих АСУ, пользования обменным парком и т. д. Пора дать выход на рынок предприятиям промышленного железнодорожного транспорта с предоставлением услуг инфраструктуры. Кроме того, почему бы транспорту необщего пользования, в частности ППЖТ, не стать базой для создания еще одного национального перевозчика? И не составить конкуренцию Первой грузовой компании РЖД? В реформе только опыт подскажет правильное решение.

* * *

Подводя итог заседанию коллегии, министр транспорта Игорь Левитин сказал, что создана хорошая база для развития транспортной инфраструктуры. Идет работа и над Транспортной стратегией России до 2030 года, которую в мае будет обсуждать правительство страны. Словом, есть площадка для нового старта, и надо идти дальше.

Юрий БУРЫЛИН, Тамара АНДРЕЕВА

27 Марта 2008 г.


Источник: Транспорт России
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}