Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета НВО
15.06.2012 :: 11:03
Новая БМП должна быть надежно защищена

В ближайшее время ОПК РФ завершит разработку перспективной легкобронированной боевой машины. Прототип проекта под условным названием «Курганец-25» создатели надеются получить уже к концу 2012 г.

ИНТРИГИ ВОКРУГ «КУРГАНЦА-25»

Информацию об этом распространило Специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ), входящее в состав Дивизиона спецпродукции и продукции двойного назначения концерна «Тракторные заводы». Сообщается, что будущая новинка видится как «принципиально новая машина, которая должна стать основой широкой линейки легкобронированной гусеничной техники». В
то же время по требованию заказчика (Министерства обороны РФ) в ней должны быть положительные качества предыдущих моделей.

Среди главных задач, поставленных перед конструкторами, остается сохранение определяющего преимущества этого класса машин - преодоление водных преград сходу. При этом защищенность экипажа должна подняться в разы.

Сейчас работы по «Курганцу-25» ведут специалисты СКБМ в соответствии с тактико-техническим заданием российского военного ведомства. Задание было сформулировано в рамках развития бронетанкового вооружения и техники РФ. Разумеется, сразу возникает вопрос о цене. Она пока не называется, но СКБМ отмечает, что конечная стоимость машины зависит от стоимости использованных в ней современных материалов. Кроме того, цена во многом будет зависеть от объема партии и экспортного потенциала техники, что позволит снизить стоимость для внутреннего потребителя.

В экспертном сообществе пока сдержанно относятся к «неординарной» новинке, ибо информация об этой разработке близка к нулевой. Интрига и в том, какой «новый облик» придадут «Курганцу-25». Известно лишь, что цифра «25» в условном названии машины означает ее боевой вес. Кроме того, по данным «НВО», поступление новинки на вооружение ожидается после 2015 года.

СТРАСТИ ПО БМП-3

К идее создания принципиально новой бронемашины для пехоты в российском ОПК пришли на фоне довольно жестких дискуссий (если не сказать скандалов), развернувшихся вокруг БМП-3. В 2010 году военное ведомство отказалось от ее закупок. Тогдашний замминистра обороны по вооружению генерал армии в запасе Владимир Поповкин (ныне - руководитель Роскосмоса) высказался весьма критично: «Нам очень надо беречь солдат. На БМП сегодня все ездят наверху, потому что в этом «гробу» никто ехать не хочет. Надо делать другую машину». Не лишенные едкости слова вызвали большой резонанс в Греции, где пресса немедленно их растиражировала. Вслед за этим в Афинах аннулировали контракт на закупку у России 420 БМП-3, стоимость поставок которых оценивалась в 1,5 млрд. долл. Замминистра был одернут руководством страны, в частности, Владимиром Путиным, но было поздно.

Заведующий аналитическим отделом российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин (кстати, постоянный автор «НВО») пояснял, что Поповкин прав: «Отказ Минобороны от этой машины логичен и очевиден: концепция БМП-3 морально устарела. У нее слабая противоминная защита, а также защита бортов от выстрелов из гранатомета и пуль с малых дистанций. Кроме того, в БМП-3 плохо проработана компоновка десантного отделения - пехотинцу неудобно выбираться из машины».

Однако немало и прямо противоположных мнений. Эксперт в области бронетанковых вооружений полковник запаса кандидат военных наук Сергей Суворов полагает, что отзывы, подобные вышеприведенному, раздаются «в основном от тех, кто этой машины живьем не видел»: «В течение трех лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Мое мнение - машина замечательная, другой такой в мире нет, а значит, эта машина имеет право на существование и дальнейшее развитие».

«Подтверждением этих слов, - поясняет специалист, - является контракт на закупку БМП-3 армией ОАЭ. А ведь такое решение правительство ОАЭ приняло после всесторонних конкурсных испытаний российской БМП-3, американской М2А1 Breadly и английской MCV80 Warrior».

Действительно, в то время как Греция расторгла контракт, ОАЭ, напротив, закупали эти машины. В настоящее время, по разным данным из открытых источников, на вооружении армии ОАЭ находится от 415 до 652 бронемашин этой марки. А в 2011 году был подписан контракт на модернизацию 135 БМП-3 на сумму более 75 млн. долл. Как отмечалось в одной из публикаций, «БМП-3 воистину стала королевой Аравийской пустыни».

Сотни таких «танкеток» стоят на вооружении в Алжире, Венесуэле, Кувейте, Сирии. Саудовская Аравия намеревается закупить более 100 боевых машин. Индонезия в ближайшие два года закупит у России около 60 БМП-3Ф (модификация для морской пехоты) на общую сумму более 100 млн. долл. Есть они и в армиях ряда других государств. В странах СНГ - лишь единицы, например, в Азербайджане - одна, в Украине - 4. В Вооруженных силах РФ сегодня числится, по разным данным, не более 500 БМП-3 различных модификаций.

«НВО» еще год назад описывала ситуацию с новейшей модификацией БМП-3 и высказывала мнение по поводу разработки «Курганца-25» («НВО» за 29.04.2011). Напомним, оценки эти не в пользу боевой машины пехоты, как бы и кто бы ее ни нахваливал. Смысл в том, что конструкция БМП-3, как ее ни модернизируй, быстро устаревает. Конструкторам не удается радикально для машин такого типа усилить уровень защищенности экипажа и десанта при увеличении и огневой мощи образца. В результате, говорилось в упомянутой статье, строевые БМП-3 имеют, вероятно, наиболее слабый в мире среди всех современных аналогичных машин уровень бронирования.

КУПИТЬ ИЛИ НЕ КУПИТЬ?

Недавно в российском военном руководстве вернулись было к планам закупки БМП-3. Минувшей зимой первый заместитель главы оборонного ведомства Александр Сухоруков сообщил, что «в настоящее время завершены испытания БМП-3». По его словам, машина «уже соответствует предъявляемым требованиям, и мы восстанавливаем заказ на БМП-3 - тот, что был приостановлен в 2010 году».

Однако в апреле 2012 года Евгений Куйвашев, бывший в то время полпредом президента РФ в Уральском федеральном округе, на совещании в Екатеринбурге, посвященном развитию предприятий ОПК в рамках государственно-частного партнерства, категорично заявил, что поставки в Вооруженные силы России БМП-3 Курганмашзаводом возобновлены не будут. Более того, добавил он, «Минобороны также отказалось от закупки БМД-4М, хотя было инициатором его разработки».

Складывается парадоксальная ситуация: для отечественной армии БМП-3 образца 2012 года продолжает оставаться «гробом», ее «гонят» на экспорт и ждут «не имеющий аналогов в мире» «Курганец-25», который еще «в прототипе».

Во Всемирной паутине можно найти немало лестных отзывов и характеристик БМП-3. Она уже выпускается с литерой «М» (модернизированная).

Судя по этой информации, БМП-3М представляет собой высокоманевренную модернизированную боевую машину пехоты. На ней установлен прицельный комплекс «Весна» с тепловизором, который существенно повышает эффективность применения вооружения, состоящего из 100-мм и 30-мм пушек, а также новой управляемой ракеты. Мобильность повышена за счет установки нового двигателя с турбонаддувом мощностью 660 л.с., универсального прибора водителя ТВК-1 и автомата переключения передач АПП-688. Двигатель УТД-32Т значительно увеличивает показатель удельной мощности машины и среднюю скорость на грунтовой дороге.

Уровень защищенности экипажа и пехотинцев значительно вырос за счет установки комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Он обеспечивает защиту от противотанковых управляемых ракет с полуавтоматической командной системой управления, использующих лазерную подсветку целей, а также от артиллерийского вооружения, имеющего систему управления огнем с лазерным дальномером.

На БМП-3М также могут быть установлены дополнительные объемные броневые экраны для повышения ее баллистической защищенности от бронебойной пули калибра 12,7 мм с дистанции 150 м при обстреле под любым углом.

Эргономические характеристики улучшаются за счет установки информационно-управляющей системы шасси либо электронного помощника экипажа. Наконец, предусматривается установка кондиционера, который обеспечивает комфортные условия для работы экипажа при температуре окружающей среды +50 градусов в течение продолжительного времени.

В руководстве ОАО «Курганмашзавод» даже полагают, что с учетом таких характеристик БМП-3М можно смело называть БМП-4.

Но Минобороны все эти характеристики нимало не впечатлили. Известно, что в свое время появившаяся в 1966 году в СССР БМП-1 произвела своеобразную революцию в мировом ОПК. Подобный вид техники стали производить во всех ведущих странах. И как знать, может быть, новый проект российских конструкторов «Курганец-25» повлечет аналогичную «цепную реакцию». Скептицизма по этому поводу пока, конечно, еще много. Но очевидно и другое: российский ОПК начинает вставать с колен. К тому же необходимые финансовые вливания, за расходом которых государство намерено следить особенно бдительно, рано или поздно приведут к ожидаемому положительному результату.

Олег Еленский

15 июня 2012 г.


Источник: Независимая газета НВО
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}