Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
30.07.2012 :: 11:21
Нефтяные маневры влекут финансовые потери

Кризис на украинском нефтерынке, который привел к остановке почти всех НПЗ в стране, выразился также в значительном сокращении транспортировки нефти по отечественным трубопроводам. Из-за этого госбюджет, по оценкам экспертов, недополучит в текущем году налоговых платежей на миллиарды грн.

Беларусь, которая согласилась на углубление сотрудничества с Россией в рамках Таможенного союза, нарушила свои обязательства перед Украиной о прокачке каспийской нефти по магистрали Одесса - Броды в аверсном направлении. Этот маршрут с начала текущего года оказался пустым, а госкомпания
«Укртранснефть», оператор нефтепроводной системы, готовится подсчитывать по итогам 2012 г. убытки. Потому что Беларусь, обеспечив свой НПЗ в Мозыре российским сырьем, в одностороннем порядке отказалась от договоренностей с Киевом о транзите азербайджанской нефти через украинскую территорию.

По данным отчетности «Укртранснефти», обнародованным в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумам и фондовому рынку, в первом полугодии транспортировка нефти упала на 32% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. - до 9,592 млн. т. Уменьшение объемов прокачки обусловлено сокращением объемов транзита и внутренних поставок сырья на украинские НПЗ, пять из которых в настоящее время простаивают. В «Укртранснефти» отмечают, что, кроме ухудшения отношений с белорусскими партнерами, причиной снижения объемов транзита стал также запуск Россией нефтепровода «Балтийская трубопроводная система - 2» (БТС-2), по которому пошла вся свободная нефть компаний РФ.

«В сложившейся ситуации убытки украинского бюджета могут исчисляться миллиардами грн.ь налоговых платежей и транзитных доходов. Очевидно, что предпосылки для подобной негативной ситуации были заложены не вчера, а много лет назад, когда ключевые нефтеперерабатывающие мощности в Украине были проданы российским компаниям, а в энергополитике государства игнорировался вопрос об организации поставок нефти из источников, альтернативных российским»,- сказал «i» Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит гарант». Эксперт также сомневается в перспективах аверсного (проектного) использования Одесса - Броды, если обеспечение внутреннего рынка каспийской нефтью не станет приоритетным для правительства Николая Азарова.

Но и в этом направлении Киев ждут проблемы. Один из собеседников «i», близкий к нефтедобыче в Азербайджане, рассказал, что хотя в Баку по-прежнему заинтересованы в поставках нефти в страны ЕС по Одесса - Броды, там скептически воспринимают возможности украинских властей согласовать с Польшей достройку этой магистрали до побережья Балтийского моря в Гданьске.

В прошлом году Польша заявила, что не намерена финансировать достройку по своей территории участка Одесса - Броды, который является частью Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), поскольку значительные средства вложила в сооружение футбольных стадионов для проведения футбольного чемпионата Евро-2012. Президент Польши Бронислав Комаровский назвал условием участия поляков в проекте «экономическую выгоду».

Такого же мнения придерживается глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей. «Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми»,- сказал он. По его словам, с точки зрения экономической выгоды Одесса - Броды до сих пор не понятен.

Необходимым условием для принятия Польшей решения об участии в этом проекте чиновник назвал гарантии поставщиков и потребителей нефти. «Но за почти 20 лет обсуждения ЕАНТК четких деклараций нет»,- констатировал Станислав Козей.

По мнению Бурзу Алиева, соучредителя Киевского международного энергоклуба, экс-замминистра топлива и энергетики, перспективы загрузки нефтепровода Одесса - Броды каспийской нефтью зависят прежде всего от решений на высшем политическом уровне. Украина, по его словам, направляла предложения о сотрудничестве в рамках этого проекта компаниям в Азербайджане, которые могли бы реально выполнять функции его оператора. «Причем это не только местные компании, но и зарубежные инвесторы, занимающиеся добычей нефти в Каспийском регионе - BP, Shell, Chevron»,- рассказал «і» экс-министр.

В СП «Сарматия», созданном для расширения проекта Одесса - Броды на европейскую территорию, считают важным подписание межгосударственного соглашения стран ¬- участниц проекта (Украина, Азербайджан, Польша, Грузия, Литва). Без такого политического документа, как пояснил гендиректор «Сарматии» Сергей Скрипка, сложно вести переговоры с владельцами НПЗ, которые заинтересованы в поставках каспийской нефти. «Предварительные оценки свидетельствуют о том, что в Каспийском регионе есть 10 млн. т свободной нефти, которая может поставляться по ЕАНТК в Европу. Но говорить о том, что они гарантированы, можно только после того, как будет подписано межгосударственное соглашение»,- сказал гендиректор «Сарматии».

Для получения от Евросоюза дополнительного финансирования, которое будет направлено на достройку польского участка Одесса - Броды, «Сарматия» должна сформировать пул инвесторов проекта, которые обеспечат его коммерчески выгодную эксплуатацию, не позднее конца 2013 г. Строительство предположительно начнется в начале 2014 г. В противном случае, по некоторым пессимистическим прогнозам, Одесса - Броды может оказаться невостребованной трубой и прийти в негодность из-за простоя.

Строительство Одесса - Броды по украинской территории обошлось Киеву в $200 млн., а стоимость достройки польского участка, по данным польского Международного нефтяного сообщества GoldenGate, составляет около EUR430 млн.

Светлана Долинчук

27 июля 2012 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}