Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Известия
30.08.2013 :: 10:53
Нефть стало выгоднее продавать в РФ, чем на экспорт

Мировая цена на нефть из-за ожиданий начала военных действий в Сирии стремительно пошла вверх: вчера она составила $116 за баррель, прибавив за пару дней почти 5%. Аналитики банка Societe Generale даже ожидают роста цен до $150 за баррель. Между тем цены на нефть на внутреннем рынке России уже перешли барьер «мирового максимума» пятилетней давности и продолжают расти. За летние месяцы, по данным агентства «ИнфоТЭК-Консалт», нефть подорожала почти на 20%, до 13,9-14,4 тыс. рублей за тонну, тем самым превысив максимум июля 2008 года, когда мировые цены достигли абсолютного рекорда в $147 за баррель.

В сентябре участники рынка ожидают некоторого падения цен из-за плановых ремонтов НПЗ, но ситуацию может скорректировать взлет мировых цен на топливо. В случае удорожания сырья оптовые цены на бензин также могут снова пойти вверх, несмотря на усилия регуляторов по их сдерживанию. Июльский взлет оптовых цен на бензин на 20% как раз совпал с ростом цен на нефть внутри страны в пропорциональных объемах (он стартовал в июне), хотя участники рынка и чиновники пытаются объяснить его другими причинами: от сокращения поставок топлива Белоруссией до спекулятивных факторов топливной биржи.

Главной причиной взлета цены на внутреннем рынке нефти эксперты и участники рынка называют переориентацию на экспорт с внутреннего рынка объемов нефти, которые предлагала ранее ТНК-BP: 600-800 тыс. т в месяц. Сейчас объем внутреннего рынка нефти для независимых НПЗ составляет 2-3 млн. т в месяц, но эта цифра не покрывает потребностей нефтепереработчиков. По мнению руководителя агентства «ИнфоТЭК-Консалт» Натальи Шуляр, cнижение дефицита сырья может произойти в том случае, если «Роснефть» согласует поставки на независимые НПЗ в объемах, поставляемых ранее ТНК-BP.

Однако «Роснефть» не спешит помогать рынку выбраться из состояния дефицита. Компания предпочитает экспортировать топливо, поскольку у нее есть обязывающие контракты. Официально в «Роснефти» ситуацию не комментируют, однако источник, знакомый с ситуацией, говорит, что рост цен на внутреннем рынке, который наблюдался в последние месяцы, можно объяснить возросшей налоговой нагрузкой. Кроме того, вырос курс доллара, что сказывается на росте цен на нефть и нефтепродукты. Он также поясняет, что увеличения поставок на внутренний рынок пока не запланировано. Собеседник «Известий» дал понять, что государство в силах снизить объемы экспорта. А пока этого не произошло, нефтяники руководствуются коммерческими интересами.

По данным Михаила Перфилова, директора по развитию Argus Media, в прошлые годы нефть на внутреннем рынке торговалась со значительными скидками к индексу экспортного паритета (экспортная цена за вычетом вывозной пошлины и транспортных издержек). К примеру, в ноябре 2011 года продажа нефти на экспорт приносила компаниям на 1351 рубль за тонну больше, чем поставки на внутренний рынок. А на торгах в июне 2013 года ситуация была уже обратная: поставки в России приносили дополнительные 1252 рубля за тонну. В результате с ростом цен на нефть подскочили и оптовые цены на бензин в июле, практически пропорционально. Если ценовой рекорд сентября прошлого года составил 13 900 рублей за тонну нефти, то ценовой максимум 28 августа - 15 500 рублей за тонну (рост на 1,6 тыс. рублей). По данным Натальи Шуляр, торговая сессия 29 августа закончилась на премии к экспорту в 1-1,5 тыс. рублей по нефти с поставками из Западной Cибири и дисконте 50-300 рублей за европейские ресурсы.

Надежда Родова, управляющий редактор Московского бюро агентства Platts, отмечает, что динамика внутренних цен сейчас не вполне коррелируется с динамикой цен на международном рынке. Она прогнозирует, что внутренний спрос на нефть в сентябре будет ниже из-за начинающегося сезона плановых ремонтных работ сразу на нескольких НПЗ, что повлечет за собой и снижение премии к экспортному нетбэку.

Рынок нефтяного сырья в России нерегулируемый. Большую часть нефти нефтяные компании поставляют на собственные НПЗ, а на свободный рынок - всего 2-3 млн. т в месяц. На топливной бирже СПбМТСБ лишь с весны текущего года продаются небольшие объемы нефти, и не все потенциальные покупатели знают об этих торгах. По данным СПбМТСБ, с апреля по август текущего года продано около 540 тыс. т сырой нефти партиями от 5 тыс. до 30 тыс. т. Вице-президент СПбМТСБ Михаил Соболев пояснил, что сейчас на бирже нефть продают две компании - «Зарубежнефть» и «Транснефть». Недавно к ним подключилась небольшая добывающая компания Чепецкое НГДУ с объемами в 3-10 тыс. т в месяц. За время работы биржи цена на сырье, продаваемое на ней, выросла с 10 550 рублей за тонну на поставки партии нефти в 20 тыс. т 24 апреля до 14 200 рублей за тонну за поставку нефти объемом 25 тыс. т на 29 августа.

Рост продаж сырья на бирже мог бы решить проблему дефицита нефти и роста цен на топливо для независимых НПЗ. Но пока они вынуждены покупать сырье по все возрастающим ценам, что влияет на маржу производства нефтепродуктов. Виктор Рябов, генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков РФ, считает, что в условиях роста цены на нефть на внутреннем рынке мини-НПЗ, которых на российском рынке более 200, не выживут и закроются к 2015 году. Причем он приветствует эту ситуацию, поскольку эти заводы производят некачественную продукцию. По его прогнозам, в стране помимо заводов крупных ВИНК останется 14 средних НПЗ и около десятка тех, которые еще только строятся. Те, у кого есть программа модернизации, смогут выжить даже в текущих рыночных условиях.

Александр Корольков

30.08.2013 г.


Источник: Известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}