22.03.2012 :: 10:10
Нефть сбивает авиацию
Прогноз IATA: рентабельность авиаотрасли в 2012 г. снизится до 0,5%
Европейские авиакомпании ждут многомиллионные убытки, прибыль американских перевозчиков не дотянет до миллиарда долларов, и только азиатские компании вновь продемонстрируют бурный рост, прогнозирует IATA. Мировой рост цен на нефть отразится и на российских авиаперевозчиках: их также ждет снижение прибыли.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила прогноз на 2012 год, еще более снизив ожидаемые прибыли авиационной отрасли. Эксперты IATA считают, что за год авиакомпании заработают около $3 млрд. (в сентябре 2011 года ассоциация прогнозировала прибыль на будущий год в размере $4,9 млрд.; в декабре снизила планку до $3,5 млрд.). Ожидаемая рентабельность - 0,5%.
IATA анализирует данные о рынке авиаперевозок на основе сведений о 240 авиакомпаниях мира, в том числе «Аэрофлота», «Сибири», «Трансаэро», «Волга-Днепр», Utair.
Ухудшение прогноза произошло в основном из-за роста цен на нефть, пояснили в IATA. Эксперты ассоциации полагают, что в среднем за год они составят $115 за баррель - ранее ожидалось $99. «2012 год продолжает оставаться сложным для авиакомпаний, - признал глава IATA Тони Тайлер. - Риск обострения кризиса в еврозоне сменился не менее серьезным риском роста цен на нефть». Прогнозируемый рост цен на топливо увеличит расходы в отрасли на $15 млрд. - до $213 млрд., пояснил Тайлер.
В случае эскалации конфликта на Ближнем Востоке (в частности в Иране) цены на нефть могут взлететь до $150 за баррель к середине года, что приведет к еще большим потерям авиационной отрасли: негативный прогноз по убыткам - более $5 млрд.
«Дальнейший рост цен на топливо почти наверняка превратит слабую прибыль в убытки», - констатирует Тайлер.
В наиболее сложном положении европейские авиакомпании. По прогнозу IATA, чистый убыток авиаперевозчиков региона составит $600 млн., операционная прибыльность - 0,3%. Несмотря на то что обострения кризиса в еврозоне удалось избежать, многие европейские страны находятся в глубокой рецессии, что оказывает негативное влияние на грузовые и пассажирские перевозки, говорится в докладе ассоциации. Авиационная отрасль Европы несет значительные потери из-за налогообложения и введения системы торговли квотами на выбросы углекислым газом, добавляют эксперты.
Североамериканские перевозчики, как ожидают в IATA, завершат год с прибылью в $900 млн. (ранее прогнозировалось $1,7 млрд.), операционная прибыль составит 2%. Компании Латинской Америки заработают около $100 млн., перевозчики Ближнего Востока - около $500 млн. (ранее прогнозировалось $300 млн.). Авиакомпании Африки ждет убыток в $100 млн.
Лучшие результаты вновь покажут перевозчики Азиатско-Тихоокеанского региона. За счет бурного роста перевозок в регионе IATA пересмотрела оценки прибыльности за 2011 год, повысив их до $7,9 млрд. (ранее - $6,9 млрд.), $4,8 млрд. из них пришлось на китайских перевозчиков.
В 2012 году эксперты ассоциации прогнозируют прибыль авиаотрасли в регионе на уровне не менее $2,3 млрд. (в декабре ассоциация считала прибыль на $200 млн. меньше).
«Для российских авиакомпаний этот год будет как минимум не лучше предыдущего. Рентабельность снижается, - говорит аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин. - С января цена на нефть растет, и компании уже меняют прогнозы своей доходности».
В финансовых отчетах за четвертый квартал 2011 года авиакомпании России называют рост цен на топливо наиболее существенным риском. «С января (2011 года) в Московском авиаузле цена на авиатопливо увеличилась вполовину, во Внуково - на четверть», - сообщается в отчете Utair. Компания, пытаясь избежать дополнительных затрат, заключает прямые контракты с нефтяными компаниями России и применяет хеджирование цен как одно из условий контрактов.
«Аэрофлот» в декабре 2011 года заключил сделку по защите от роста цен на нефть: «в случае повышения нефтяных цен сверх зафиксированного в условиях сделки коридора «Аэрофлот» получает выплаты от банка», говорится в отчете перевозчика.
«В любом случае мы увидим снижение прибыли, - считает аналитик «Открытия» Игорь Краевский. - Особенно рост цен на топливо отразится на небольших компаниях. Если у таких крупных перевозчиков, как «Аэрофлот», есть возможность заключать прямые контакты с нефтяными компаниями и использовать более эффективные методы хеджирования, то для небольших компаний это сложнее».
Алина Черноиванова
22 марта 2012 г.
Источник: Газета.Ru |