Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
PortNews
23.09.2013 :: 11:24
Не нужен им берег турецкий

В Крыму рассматривается возможность строительства контейнерного порта-хаба, который бы занимался трансшипментом. Эксперты скептически оценивают перспективы проекта, так как роль контейнерного хаба гораздо лучше подходит портам за пределами Черного моря.

Крымские мечты

В Крыму (Украина) рассматривается возможность строительства контейнерного порта-хаба. По данным местной прессы, об этом заявил председатель Совета министров автономной республики Анатолий Могилев. По его словам, новый порт должен специализироваться на трансшипменте. В качестве возможных площадок под
размещение порта рассматриваются озеро Донузлав, район Керчи и площадка (озеро) у пос. Фрунзе. Конкретные параметры проекта пока неизвестны.

«В Крыму обязательно нужен большой порт-хаб, то есть порт, куда смогут заходить большие суда и разгружать контейнеры, которые будут направляться на более мелкие порты. Крым по своему геополитическому положению для такого в принципе подходит», - приводятся слова Анатолия Могилева.

По его словам, сейчас идет обсуждение проекта с потенциальными инвесторами. «Наша делегация ездила в частности в Китай, где китайским инвесторам была показана возможность создания такого большого порта. В этом заинтересованы и они тоже», - отметил крымский премьер.

Идеология проекта, видимо, заключается в том, что расстояние до Крыма при выходе из Босфора в Черное море короче, чем до других портов Украины, России, Грузии и северо-восточной Турции. Крупный контейнеровоз мог бы пройти до Крыма коротким путем, разгрузиться там полностью и уйти обратно.

Однако в настоящее время роль порта-хаба для Черного моря играет турецкий Стамбул, который расположен на входе в Босфор. Дело в том, что этот пролив имеет свои ограничения по условиям навигации - через Босфор беспрепятственно могут проходить только контейнеровозы длиной до 300 м, т.е. вместимостью не более 10 тыс. TEUs. Между тем, в Стамбул могут заходить контейнеровозы вместимостью в 14 тыс. TEUs. Увеличение вместимости судов для прохождения через проливы возможно за счет увеличения их ширины и осадки, однако здесь следует иметь в виду и ограничения, имеющиеся в самих портах Черного моря. Пока подобных проектов судов нет. А по данным участников рынка стивидорных услуг Черного моря, опрошенных ИАА «ПортНьюс», в украинские и российские порты моря в 2013 году заходили контейнеровозы вместимостью до 7,5 тыс. TEUs (в Констанцу, Ильичевск и Одессу).

По оценкам опрошенных ИАА «ПортНьюс» участников рынка, для того, чтобы порт мог зарабатывать на трансшипменте в современных условиях, он должен быть способен принимать контейнеровозы вместимостью не менее 14 тыс. TEUs. Тогда загруженное, например, в Шанхае судно сможет полностью разгрузиться в «хабе». Если же порт способен обрабатывать контейнеровозы не более 10 тыс. TEUs, то он неконкурентоспособен по сравнению с портами, не имеющими таких ограничений.

Так что забрать у Стамбула трансшипмент Крыму никак не удастся если учесть тенденцию увеличения вместимости судов для сокращения издержек и снижения себестоимости ячейки на контейнеровозах.

Также любопытно, что порты Болгарии и Румынии расположены еще ближе к Босфору. А по данным компании Informall за I полугодие 2013 года, терминал в румынской Констанце показал наибольший контейнерооборот по Черному морю. При этом важно напомнить, что до 2009 года именно в Констанце осуществлялась перевалка большей части трасшипмента в адрес других портов Черного моря. Однако в связи с перераспределением грузопотоков, грузооборот этого порта снизился в два с половиной раза, если сравнивать 2008 и 2012 годы.

Также вызывают вопросы и указанные возможные места под размещение порта. Если выбор Донузлава и Фрунзе выглядит логичным (короткий путь от Босфора), то непонятен смысл района Керчи. Отметим, что напротив Керчи строится сухогрузный район российского порта Тамань, где также предусмотрены контейнерные мощности (по имеющимся данным не менее чем на 1,8 млн. TEUs в год). При этом строительство порта должно начаться в 2015 году, запуск планируется в 2017 году. Полное завершение строительства, в соответствии с поручением президента России Владимира Путина, намечено на 2020 год.

И в данном случае речь уже будет идти не о трансшипменте, а о прямой конкуренции с российскими портами. Однако если говорить о конкуренции, то сейчас контейнерные терминалы региона, в том числе Украины, и так, в среднем, загружены лишь на треть. А в Крыму, в силу его полуостровного положения, к тому же сразу же возникнут проблемы с вывозом грузов.

Виталий Чернов

23.09.2013 г.


Источник: PortNews
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}