Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

22.10.2019 :: 14:57

УЗ сменила более половины руководителей подразделений, отвечающих за пассажирские перевозки ©
22.10.2019 :: 14:52

«Укрзализныця» назначила дополнительный поезд Киев - Львов ©
22.10.2019 :: 14:46

Синоптики прогнозируют теплую зиму в Украине
22.10.2019 :: 14:37

Украина до сих пор не получила информацию о пропавших в Атлантическом океане моряках - Л.Денисова
22.10.2019 :: 14:12

Из Одесского порта начались отгрузки дизтоплива по железной дороге
22.10.2019 :: 13:55

В Украине изменились правила выдачи водительских прав



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
21.10.2014 :: 10:52
Настоящая цена дешевого угля для Украины

В связи с продолжающимися боевыми действиями на Донбассе, которые привели к остановке большинства угольных шахт в регионе, в Украине возникла беспрецедентная ситуация - угля дефицитной антрацитовой марки фактически не стало. Украинские энергогенерирующие компании, как частные, так и государственные, бьют тревогу: запасов угля у них уже практически нет, а на восстановление поставок из охваченного войной региона рассчитывать не приходится. Если учесть, что на долю ТЭС и ТЭЦ, работающих на угле, приходится около 50% производства всей электроэнергии Украины, последствия, которые ждут Украину,
если топливо не будет найдено, станут катастрофическими.

По оценке вице-премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, до конца отопительного периода дефицит угля составит порядка 5 млн. тонн. Поэтому на уровне правительства было принято решение заместить отечественный уголь топливом из-за рубежа. Импортировать уголь начали и частные энергокомпании. Тем более, ситуация, сложившаяся сейчас на мировом рынке угля, к этому располагает. По словам аналитика CASE Ukraine Евгения Дубогрыза, в мире сейчас наблюдается профицит угольной продукции, что приводит к снижению цен на нее.

Еще в конце августа премьер-министр Арсений Яценюк сообщил о том, что правительство Украины заключило контракт на поставку 1 млн. тонн угля антрацитовой группы для государственных украинских ТЭС из Южно-Африканской республики - по 250 тыс. тонн ежемесячно. Покупателем топлива выступает государственная компания «Укринтерэнерго». Уже 22 октября в Ильичевский порт должно прибыть первое судно из ЮАР приблизительно с 87 тыс. тонн угля на борту.

Примечательно, что ни условия контракта, ни название компании-поставщика южноафриканского угля в правительстве не озвучили. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан лишь сообщил, что конечная стоимость топлива в украинском порту составит около $91 за тонну. Впрочем, украинские журналисты быстро смогли выяснить, что поставщиком угля из ЮАР является базирующаяся в Лондоне компания Steel Mont Trading Ltd, занимающаяся поставками всего на свете - от стали и ферросплавов до стройматериалов и сельскохозяйственной продукции.

Хотя почему поставщиком угля из ЮАР была выбрана именно эта компания - неизвестно. Открытый тендер, как это принято во всем мире при покупке энергоносителей за рубежом, не проводился, во всяком случае, никакой информации об этом найти не удалось ни украинским экспертам, ни участникам мирового рынка. Поэтому условия контракта так до сих пор и остаются загадкой. В частности, непонятно является ли озвученная цена фиксированной на весь законтрактованный объем топлива, или будет меняться от поставки к поставке. Предоставило ли правительство государственные гарантии поставщику по оплате топлива тоже остается неизвестным. Кроме того, правительство отказывается говорить о том, какая международная инспекция будет контролировать качество угля, и как будет действовать государство, если это качество не будет соответствовать заявленному. В частности, будет ли оно добиваться пересмотра стоимости топлива.

Но наибольшие вопросы вызывает собственно цена, по которой Украина готова покупать южноафриканский уголь. Ведь несложно убедиться, что стоимость такого топлива на Чикагской товарной бирже, являющейся одной из крупнейших в мире и наиболее диверсифицированной, при условии погрузки в октябре составляет $65,4 за тонну. Добавив сюда стоимость доставки сырья из южноафриканского порта Ричардс Бей в любой украинский черноморский порт (которая, согласно фрахтовым ставкам на перевозку угля составляет $16 за тонну) мы получаем окончательную цену $81,4 за тонну. То есть, разница между ценой, заявленной Минэнерго, и реальной рыночной ценой угля из ЮАР составляет порядка $10 на тонне. Учитывая объем законтрактованного угля, можно утверждать, что украинское государство переплатит как минимум $10 млн. И это только по одному контракту. А ведь этот уголь не решит проблему дефицита, и его придется закупать еще и еще.

Очевидно, что в нынешних экономических условиях, в которых оказалась Украина, правительство не может позволить себе переплачивать за импортные энергоносители. Наоборот - с учетом стремительного падения ВВП и курса национальной валюты Украина должна искать наиболее выгодные условия от поставщиков. Но поспешность, с которой был заключен контракт на поставку южноафриканского угля, а также непрозрачность договоренностей и явно завышенная цена угля наталкивают экспертов на мысль о чьей-то личной заинтересованности в этом.

«Со стороны складывается такое впечатление, что это возможно даже было кому-то выгодно, - говорит член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Украины Юрий Корольчук. - Довели ситуацию до того, что угля в стране нет, и его нужно где-то брать. И вот - мгновенно появляется договор с ЮАР. Хотя дешевле везти уголь из той же России. А если перевозить его балкерами из ЮАР, может помешать непогода. Мы что, все сядем и будем ждать? Это наносит вред всей экономике страны, предприятия заплатят меньше налогов».

«k:» уже писали о том, что львиная доля антрацитового угля, в котором сегодня нуждается Украина, может быть импортирована из России. Хотя на самом деле тонна российского сырья обходится примерно в те же $80 за тонну, что и южноафриканский уголь - при условии не завышеной цены на него.

Вполне возможно, что цену в $91 за тонну угля украинскому правительству выставил поставщик, учитывая спотовый характер сделки, а там впопыхах (ведь на носу отопительный сезон, и уголь нужен был срочно) не изучили ситуацию на мировых рынках и подписали контракт. Но все же странная «засекреченность» договора, равно как и отсутствие открытого тендера на поставку угля дают повод подозревать наличие в нем коррупционной составляющей. Если это так, то разница в $10 млн. осядет в чьем-то кармане. А до конца отопительного сезона Украина планирует закупить еще 4-5 млн. тонн угля.

Семен Никитин

21.10.2014 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов