Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
13.01.2014 :: 10:38
На кого работают сомалийские пираты

Недавняя атака на нефтяной танкер Ирана и оружейный скандал в парламенте Британии привлекли внимание к мировой проблеме сомалийского пиратства. Флибустьеры создали многомиллиардный денежный поток, перетекающий из карманов международных грузоперевозчиков в карманы страховых и охранных компаний.

В среду, 8 января, военно-морские силы Ирана отразили очередную пиратскую атаку на нефтяной танкер страны, акцентировав внимание на подрывающей экономику проблеме.

«Инцидент произошел в Аденском заливе. Иранское судно было атаковано 12 пиратскими лодками, но нападение сорвалось благодаря вовремя подоспевшей эскортной группе военных кораблей, открывшей огонь по пиратам и заставившей их отступить», - сообщил командующий военно-морскими операциями Ирана адмирал Сияваш Жаррех (Siyavash Jarreh).

Тегерану приходится расходовать средства на военизированное патрулирование торговых путей с ноября 2008 года, после того как сомалийские пираты захватили зафрахтованное Ираном судно MV Delight возле берегов Йемена. Корабли исламского государства чаще других подвергаются нападениям.

«За последние три года свыше 3000 грузовых кораблей и нефтяных танкеров были эскортированы коммандос и военными судами Ирана. За это время пираты предприняли 147 попыток захватить иранские корабли в международных водах», - заявил командующий ракетными подразделениями ВМФ Ирана адмирал Али Вафадар (Ali Vafadar).

Помимо Ирана, сомалийские пираты сильно досаждают грузоперевозчикам Индии, Китая, Японии, Южной Кореи. Проблемы возникают и у Украины - 25 сентября 2008 года в Индийском океане у побережья Сомали был захвачен украинский сухогруз «Фаина». Переговоры с пиратами продолжались до 5 февраля 2009 года, когда судно и экипаж удалось освободить в обмен на $3,2 млн.

В понедельник, 6 января, комитет британской палаты общин по контролю над экспортом оружия объявил о начале экстренного расследования. Парламентарии принялись выяснять, зачем британские охранные фирмы за последние 15 месяцев вывезли в Сомали и близлежащие страны Восточной Африки 44 000 единиц оружия, включая 30 000 автоматов, 2536 пистолетов и 11 000 винтовок.

Британские депутаты заявили, что государственный департамент королевства, выдающий разрешения на экспорт оружия, не смог пояснить, в чьих руках в итоге оказались экспортированные автоматы и винтовки. Члены палаты общин объявили о желании узнать, зачем британским компаниям понадобились дополнительные горы оружия, и выразили сомнение, что был «соблюден баланс между интересами торговцев оружием и экономическими интересами страны».

Выгодно ли Британии дестабилизировать Восточную Африку? Вопрос спорный. Согласно докладу Германского института экономических исследований (DIW), региональный кризис и расцвет пиратства в Сомали в 2008-2009 годах резко подбросил вверх прибыли западных компаний, занимающихся страхованием морских перевозок.

Лондонские финансовые гиганты Lloyds of London и Willis Group Holdings в несколько раз подняли стоимость страхования кораблей, чей курс пролегает у берегов Сомали, а затем существенно расширили «инфицированную пиратами акваторию». Хотя риск подвергнуться атаке флибустьеров в этой акватории ниже 0,5%, грузоперевозчики предпочитают платить страховку, чтобы успокоить матросов, нередко отказывающихся выходить в море из-за боязни вооруженного нападения.

«Многие взаимосвязанные игроки сомалийского театра (пираты, местные сообщества, правительства пиратских регионов, международные военно-морские силы, частные охранные агентства и страховая индустрия) не имеют стимула бороться с пиратством. Фактически, там установились относительно стабильные взаимоотношения между этими группами, многие из которых явно экономически заинтересованы сохранить ситуацию в Сомали на текущем уровне», - резюмируется в отчете DIW.

В начале 2000-х годов сомалийские пираты были редким явлением и ограничивались тем, что взимали с захваченных кораблей плату за проезд и отпускали восвояси. К 2008 году этот бизнес эволюционировал в хорошо организованные международные криминальные синдикаты.

piratu.jpg

Источники: UNDOC-WB- 2012, oceansbeyondpiracy.org

Согласно исследованию компании Geopolicity, пиратские организации в Сомали не похожи на военные структуры, а работают по принципу частных предприятий, важную роль в структуре которых играют иностранные спонсоры (включая бизнесменов Саудовской Аравии), криминальные банды Йемена и страховые корпорации Запада, для которых рост угроз судоходству напрямую связан с притоком выручки.

Принципы работы пиратской индустрии подробно описаны в ноябрьском исследовании Мирового банка, составленном при содействии ООН и Интерпола на основании опроса сомалийских пиратов, их финансовых покровителей и посредников.

Рядовые пираты, атакующие торговые суда в море - низшее звено иерархии. Их количество, приблизительно равное 2000, не меняется, сколько бы их ни топили или ни сажали в тюрьмы. Обнищавшие сомалийцы стоят в очередях, чтобы пополнить пиратские команды. Завербованные флибустьеры зачастую получают в качестве аванса только популярный в стране жевательный наркотик - листья кустарника кат.

Как только пиратам удается захватить судно, его пригоняют к берегу, после чего команда «толкователей» оценивает добычу и начинает переговоры о выкупе. При успешном исходе «толкователи» получат вознаграждение от $10 000 до $20 000.

Переговоры, как правило, затягиваются на долгие месяцы. В этот период пиратским инвесторам приходится оплачивать услуги вооруженной охраны, поставщиков ката, поваров и множества местных бизнесменов, предоставляющих разнообразные услуги «пиратскому сообществу». Как правило, им выдаются расписки. Каждая предоставленная услуга регистрируется и оплачивается после получения выкупа.

В некоторых случаях платить приходится местным военизированным формированиям, контролирующим порты. Крупнейшая в Сомали группировка радикальных исламистов «Аль-Шабаб» собирает с пиратов «налог на развитие» в размере 20% добычи.

Только после того, как выкуп будет получен, состоится оплата труда обычных пиратов. Каждый из них получит $30-75 тыс. Плюс до $10 000 бонуса достанется первому пирату, взобравшемуся на борт корабля, а также тем, кто предоставил команде собственное оружие или снаряжение. Такие барыши соблазняют жителей разоренной страны, в которой честным трудом можно заработать в лучшем случае около $500 в год.

В среднем пиратам удается получить $2,7 млн. выкупа за одно захваченное судно. То есть рядовому пирату достанется менее 2,5% от этой суммы. Львиная доля выкупа - от 30% до 75% - уходит финансовым покровителям.

Сомалийское пиратство напоминает ловлю рыбы динамитом - собранные флибустьерами трофеи составляют мизерную часть от того гигантского ущерба, который они наносят мировой экономике. Непосредственно на выкуп за захваченные суда за пять лет с января 2008 года по декабрь 2012-го, по оценке Мирового банка, было потрачено от $335 млн. до $403 млн. Общие потери мировой экономики оказались в 50 раз выше.

Согласно исследованию фонда One Earth Future, в 2012 году убыток, понесенный глобальным сообществом из-за сомалийских пиратов, составил от $5,7 млрд. до $6,1 млрд., или 82,7 млн. в пересчете на одну пиратскую атаку.

В 2012 году через инфицированные пиратами зоны Индийского океана прошло 66 612 крупных коммерческих судов. Примерно 50% из них воспользовались услугами вооруженной охраны, израсходовав на это в общей сложности от $1,2 млрд. до $1,5 млрд. Еще $515 млн. было потрачено на закупку водометов, электризуемых барьеров, колючей проволоки и другого оборудования для защиты судов от пиратских атак. $466 млн. пришлось выплатить морякам за дополнительный риск.

Около $1,5 млрд. убытков было связано с перерасходом топлива, возникшим из-за того, что корабли во избежание столкновения с пиратами проходили опасные морские регионы на скорости выше оптимальной. Еще $290 млн. судоходные компании переплатили за топливо, чтобы, изменив маршрут, обойти рискованные участки Индийского океана.

Примерно $1,08 млрд. мировые правительства израсходовали на антипиратские военно-морские миссии. В «большую тройку» крупнейших миссий входят операция «АТАЛАНТА», проводимая ЕС, операция НАТО «Океанский щит» и 151-я Объединенная оперативная группа, состоящая из многонациональных сил под предводительством США. Независимо от них свои военно-морские силы против пиратов в регион направили Китай, Индия, Япония, Россия и Южная Корея.

На страхование коммерческих перевозок от пиратских атак в 2012 году было израсходовано $550 млн.

Непосредственно на выкуп захваченных кораблей у сомалийских пиратов за весь 2012 год в мире было потрачено лишь $31,75 млн., или примерно 0,5% от общего объема убытков. Еще в $31,75 млн. оценены недополученная прибыль от простоя восьми кораблей в пиратских бухтах, стоимость их ремонта после повреждений и компенсационные выплаты их экипажам, пребывавшим в заложниках.

Вместе с тем, попытки обуздать пиратство на море дают свои результаты. Согласно данным Управления военно-морской разведки США, в 2013 году сомалийским группировкам не удалось захватить ни одного крупного судна у восточного побережья Африки.

Однако угроза никуда не исчезла - за прошлый год они предприняли девять серьезных попыток атаковать корабли, и 8 января Иран предупредил о десятой. Опасных для судоходства зон в океане становится все больше: пиратство расцвело на западной стороне Африки в Гвинейском заливе, куда выходит побережье Нигерии. В 2013 году там было атаковано 31 судно и девять захвачено.

Эксперты One Earth Future предполагают, что доли из тех $6 млрд., что были потрачены в 2012 году на пиратов, могло бы хватить, чтобы решить проблему в мире, наведя порядок в 10-миллионном государстве Сомали. Однако до сих пор более 99% антипиратских расходов приходится на краткосрочные компенсационные меры, проводимые на море. За последнее время лишь несколько миллионов долларов было выделено мировыми организациями для создания возможностей честного заработка в Сомали.

Денис Закиянов

13.01.2014 г.[AT]


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}