Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
21.02.2013 :: 10:41
Москва испугалась украинских бронетранспортеров

Скандал с задержанием начальника первого регионального департамента «Укрспецэкспорта» (УСЭ) Александра Школяренко и его заместителя Александра Хрулева в Казахстане получил официальный статус: факт задержания признал МИД Украины. Пока им не предъявлены официальные обвинения, и шансы на мирное урегулирование дела есть - по крайней мере, в теории. Напомним: представители «Укрспецэкспорта» были задержаны в аэропорту Астаны по подозрению в даче взятки должностному лицу. В то же время сотрудники Комитета национальной безопасности (КНБ) арестовали начальника Главного управления вооружений
Министерства обороны Казахстана Алмаза Асенова - предположительно за получение взятки в размере $200 тыс.

При кажущейся простоте история эта с потайным дном. Начать с того, что в армии Казахстана жестко соблюдается квота на генералов - всего 34. Асенов попал в этот пул недавно: еще в 2008 году он, будучи полковником, возглавлял департамент боевой подготовки. Некоторое опережение карьерного графика (сейчас ему 43) не в последнюю очередь объясняется тем, что на закате существования СССР он окончил Московское военнокомандное училище (в казахстанской армии дефицит офицеров с хорошим образованием). Можно было бы предположить, что его сдали менее удачливые конкуренты. Однако эту версию делает неубедительной как минимум извечный антагонизм между армейскими и комитетчиками. А учитывая тот факт, что в области вооружений дела традиционно решаются в узком кругу и на личных контактах, наводку КНБ, очевидно, получил гдето еще.

Случившееся в Астане может лежать в плоскости непростых отношений в треугольнике Россия - Украина - Казахстан. Так, в начале февраля в российской прессе замелькали сообщения под общим лозунгом «Казахстан меняет военный вектор». В публикациях казахстанское руководство обвиняется в том, что без согласования с Москвой активно развивает отношения с НАТО. Например, говорится, что аэропорт в Чимкенте начинает обслуживание самолетов НАТО с военными грузами в Афганистан. Причем Казахстан почемуто не согласовал допуск натовских самолетов с союзниками по ОДКБ. Правда, авторы этих сообщений не пишут, согласовывало ли руководство России со своими союзниками по ОДКБ открытие крупнейшего транзитного центра НАТО в Ульяновске в 2012 году. Неужели Россия имеет в ОДКБ особое положение?

Еще одним грехом Казахстана стала встреча 31 января главы МИД Казахстана Ерлана Идрисова в Брюсселе с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном, буквально в то же время, когда казахстанский президент Нурсултан Назарбаев подписывал с министром обороны России Сергеем Шойгу документы о создании Единой системы ПВО. Оказывается, и здесь Астана должна была согласовать свои шаги с Москвой.

Но наибольшее раздражение российских экспертов вызывает военнотехническая политика Казахстана. Две недели назад в Казахстан прибыли первые два военнотранспортных самолета C-295 от Airbus. Ожидается поступление еще шести таких машин. Это россиян очень задело, хотя непонятно почему. Россия не выпускает самолеты такого класса и вряд ли уже будет выпускать.

Казахстан закупил также шесть вертолетов ЕС-145 Eurocopter и открыл завод по их производству. И это снова вызывает недовольство России. Хотя российское Минобороны тоже покупает в 2013 году семь натовских вертолетов AW-139. Но это, видимо, не столь опасные экземпляры для союзников по ОДКБ. Дальше Казахстан обвиняется в приобретении в Израиле 18 пусковых установок ракет «Линкс», шести 122-миллиметровых самоходных гаубиц «Семсер» и восемнадцати 120-миллиметровых минометов «Кардом» для установки на своих БТР. Совместно с Италией Казахстан модернизирует танк Т-72. А с Украиной казахстанское руководство договорилось производить бронетранспортеры БТР-4.

И что интересно, именно украинский БТР-4 вызывает простотаки аллергию в России. Сначала Москву неприятно удивил контракт на поставку 420 БТР-4 Ираку. Однако он был признан «политически мотивированным» в связи с лоббированием его США в благодарность за участие Украины в иракской кампании. Сам БТР-4 был назван неконкурентоспособным на мировых рынках. И вдруг Москву подвела Астана. В середине апреля 2012 года «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Казахстаном на поставку 90 российских бронетранспортеров БТР-82. А уже в начале мая Астана, явно не посоветовавшись с Москвой, подписывает контракт на сумму $150 миллионов с «Укроборонпромом» на совместное производство в Казахстане новых украинских бронетранспортеров БТР-4 с первым опционом на 100 машин.

Можно предположить, что российское руководство такое своеволие казахстанских и украинских «братьев» не оставило без внимания. И поэтому была начата работа по контактам украинских спецэкспортеров и Минобороны Казахстана. Дальше, конечно, можно только гадать, насколько связаны между собой контракт по БТР-4, недовольство России и арест казахстанского генерала и двух представителей «Укрспецэкспорта». Да и вряд ли мы узнаем всю правду о происшедшем.

Однако уже сейчас ясно, каких последствий следует ожидать от этого инцидента. Во-первых, брошена тень на всю систему оружейного экспорта Украины и украинскую систему экспортного контроля, в частности. Во-вторых, нанесен удар по международному авторитету самого «Укрпецэкспорта». В-третьих, руководство Казахстана может потребовать от Министерства обороны заморозить все контракты с Украиной. До выяснения обстоятельств. И, наконец, в случае прекращения реализации контракта на поставку БТР-4 Россия уж точно постарается занять освободившуюся нишу.

И еще один очень важный момент. Все это происходит накануне крупнейшей международной оружейной выставки IDEХ2013, которая состоится 17-21 февраля в Объединенных Арабских Эмиратах. «Укрспецэкспорт» анонсировал презентацию на этой выставке нового украинского БТР-4МВ. Правда, российская пресса уже заявила, что он безнадежно отстал от лучших мировых образцов, не вспоминая, впрочем, о российских достижениях. Действительно, о чем вспоминать, если накануне Минобороны РФ подтвердило закупку 1775(!) итальянских бронемашин Lynx производства IVECO. Однако факт остается фактом - в связи с событиями в Астане репутация «Укрспецэкспорта» подпорчена, а заодно брошена тень на перспективный БТР-4МВ. Интересно, кому это может быть выгодно?

Михаил Самусь

21.02.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}