Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Незаисимая газета
14.08.2013 :: 11:32
Москва и Киев на грани дипломатического скандала

Украина хочет пересмотреть договоренности о морских границах с РФ

Вчера в Киеве ожидали возвращения украинского рыбака, задержанного ранее российскими пограничниками в Азовском море. Вместо этого из России пришло сообщение: прокуратура РФ приняла к рассмотрению уголовное дело по статье о браконьерстве. Это значит, что уже через десять дней может состояться суд и украинцу угрожает два года тюрьмы. В Киеве считают, что нарастающий дипломатический скандал может перерасти в очередной виток украинско-российского противостояния по вопросу о границах в Азовском море и Керченском
проливе.

Инцидент, послуживший причиной скандала, произошел вечером 17 июля. Российский пограничный катер «Мустанг» обнаружил малолитражное украинское рыболовецкое судно.

«Пытаясь оторваться от российских силовиков, судно-нарушитель осуществило опасный маневр, резко изменило курс в сторону преследователей, нарушив международные правила предупреждения столкновения судов в море. В результате чего лодка навалилась на борт пограничного катера и перевернулась», - рассказала ранее пресс-офицер пограничного управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю Наталья Стрединина.

В результате инцидента погибли четыре гражданина Украины - Юрий Бойко, Дмитрий Дараган, Сергей Ерохин и Евгений Дудник. Единственный выживший рыбак Александр Федорович был госпитализирован в больницу Ейска. Придя в себя, он спустя неделю после происшествия рассказал украинскому телевидению свою версию событий: «Они (пограничники. - «НГ») дважды нас так подрезали, было такое впечатление, что они хотели нас просто переехать. Парень, который стоял за рулем, я не знаю, как он дважды от них уклонился. А на третий раз они обошли нас сзади, развернулись и пошли в лоб тараном. Чистый таран был!» Федорович сказал также, что российские пограничники стреляли по баркасу. Утопив его, не спасали рыбаков, а спокойно дожидались прибытия катера МЧС. Тела погибших были найдены только спустя несколько дней.

По фактам, о которых рассказал выживший рыбак, прокуратура Мариуполя Донецкой области открыла уголовное производство с предварительной квалификацией по статье о нарушении действующих на транспорте правил. В то же время военный следственный отдел Следственного комитета РФ по Краснодарскому гарнизону возбудил уголовное производство по факту нарушения правил кораблевождения. Против Александра Федоровича выдвинуты обвинения в браконьерстве.

Украинская сторона сразу после случившегося стала требовать возвращения рыбака на родину. Кроме того, предлагалось провести совместное расследование инцидента. Однако, как утверждают чиновники в Киеве, российская сторона взяла курс на обострение ситуации. Вследствие чего в минувший четверг в МИД Украины был вызван временный поверенный в делах РФ в Украине Андрей Воробьев. Ему официально сообщили о необходимости вернуть на родину Федоровича, вина которого не доказана. В МИДе еще раз подчеркнули, что Киев настаивает на проведении совместного объективного расследования инцидента с учетом всех имеющихся обстоятельств.

В то же время министр юстиции Украины Елена Лукаш обратилась с письмом к министру юстиции РФ Александру Коновалову. Она отметила, что действующие украинско-российские договора «не содержат положений, закрепляющих зоны ответственности (в Азовском море и Керченском проливе. - «НГ») и контроля ни за одним из прибрежных государств - Украиной или Российской Федерацией. Следует также отметить, что между Украиной и Российской Федерацией не заключено соглашение о делимитации морской границы Азовского моря с указанием координат ее прохождения». Пограничный режим действует в пределах 4 км от берега. «Судно с пятью гражданами Украины на борту было обнаружено российским пограничным катером 17 июля в точке координат 46 градусов 41,2 минуты северной широты, 37 градусов 51,7 минуты восточной долготы. Исходя из вышеизложенного, инцидент следует рассматривать как такой, который возник не в пределах территориального моря Российской Федерации и административных границ пограничного контроля РФ, то есть не на территории Российской Федерации. И как следствие, факты совершения уголовно-наказуемого деяния на территории Российской Федерации отсутствуют», - подчеркнула министр.

Ранее предполагалось, что 12-13 августа Федорович вернется в Украину, однако этого не произошло. Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов сказал «НГ», что скандал в значительной степени связан именно с неурегулированностью вопроса о границах. Он напомнил, что ровно два года назад министры иностранных дел Украины и РФ анонсировали скорое определение границ, но затем об этом обещании забыли. «Проблема границ отошла на второй план на фоне других проблем в украинско-российских отношениях - например, газового вопроса или темы внешнеполитического выбора Украины», - сказал он. В таких условиях инциденты в Азовском море неизбежны, считает руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук: «Стычки российских пограничников с украинскими рыбаками бывали и раньше, но не было такого количества жертв и такого резонанса».

Эксперты сомневаются, что нынешний скандал связан с явным обострением украинско-российских отношений по всем направлениям. «Уполномоченные ведомства обмениваются заявлениями. Но высшее руководство Украины и РФ в ситуацию пока не вмешивается», - обратил внимание Алексей Попов. Дмитрий Тымчук не исключает, что инцидент вынудит руководство Украины снова актуализировать переговоры о границах. Но сомневается в результативности таких переговоров: «Сложилась парадоксальная ситуация. И Россия, и команда Януковича дружно критиковали Ющенко за антироссийский и прозападный курс. Придя к власти, Янукович с точностью до миллиметра повторяет тот же путь, но Россия на официальном уровне не обвиняет и даже не критикует его. Вместо этого ведутся торговые, информационные, дипломатические войны. Но Янукович молчит».

Дмитрий Тымчук считает, что евроинтеграция не повлияет на украинско-российские переговоры о границах: «Евросоюз вмешивается только в те вопросы, которые затрагивают интересы Европы. Скажем, от украино-российских отношений в газовой сфере зависит энергетическая безопасность членов ЕС. От того, как и когда мы договоримся о границах, Европа не зависит. А поэтому любая международная организация, к которой мы бы обратились за помощью, ответила бы, что границы - это вопрос двусторонних переговоров Украины и РФ».

С 1990-х украинская сторона предлагает провести морские государственные границы по линии советских административных границ Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. Это означало бы, что Керчь-Еникальский канал (искусственно углубленный участок Керченского пролива), по которому суда проходят из Черного моря в порты Азовского и Каспийского морей, отошел бы Украине. Аргументы Киева подкреплены старыми картами Генштаба СССР. Однако российская сторона ранее отказывалась принимать их в расчет, ссылаясь на юридический факт: во времена СССР административные границы между союзными республиками не устанавливались по акватории внутренних морских вод. Поэтому Москва предлагала разделить судоходный канал по срединной линии. В 2003 году, после едва не вылившегося в боевые действия скандала из-за острова Тузла, Украина и Россия нашли временный компромисс. Был подписан Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который признает акваторию исторически определившимися внутренними водами России и Украины и предполагает возможность их совместного использования. Нынешний скандал свидетельствует, что договоренности десятилетней давности требуют уточнения или пересмотра, полагают в Киеве.

Татьяна Ивженко

14 августа 2013 г.


Источник: Незаисимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}