Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Инвестгазета
18.02.2008 :: 10:13
Море друзей

Четырнадцатого февраля в Киеве состоялась встреча министров иностранных дел стран Черноморского региона и Евросоюза. Она стала достойным завершением председательства Украины в ОЧЭС и первым саммитом в таком формате. В Украине такой масштабный саммит прошел впервые - присутствовало более сорока делегаций. Брюссель представляла еврокомиссар по вопросам внешних отношений и политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер. Она сделала сенсационное заявление о готовности ЕС выделить 1,7 млрд. евро на развитие Черноморского региона.

Греческий дипломат Леонидас Хризантопулос встретил День
святого Валентина в Киеве. Бывший министр иностранных дел Греции в этот день получал заверения европейских дипломатов в любви к Черноморскому региону. Главы внешнеполитических ведомств стран ЕС собрались в Киеве, для того чтобы поговорить со своими коллегами из Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Хризантопулос возглавляет это региональное объединение только второй год, но ему удалось сделать то, что оказалось не под силу его предшественникам - он «сосватал» ОЧЭС европейцам.

Еще накануне саммита госпожа Ферреро-Вальднер особо подчеркнула, что «новая региональная инициатива Евросоюза Black Sea Synergy призвана привлечь внимание европейцев к Черноморскому региону». ЕС готов выделить 1,7 млрд. евро на развитие Черноморского региона и предлагает сотрудничать в пяти сферах: энергетике, эффективном управлении, транспорте, охране окружающей среды, миграции и борьбе с трансграничной преступностью.

В ходе саммита Виктор Ющенко полностью поддержал еврокомиссара. Он отметил, что «Украина поддерживает и полностью разделяет главную идею региональной инициативы ЕС - достичь сближения между Черноморским регионом и Европейским Союзом благодаря конкретным проектам». Украинский президент в качестве приоритетных сфер сотрудничества назвал урегулирование «замороженных» конфликтов, развитие транспортной инфраструктуры, создание зоны свободной торговли, обеспечение энергетической безопасности и гуманитарное сотрудничество.

В Европу через Черное море

Украинское руководство использовало киевский саммит не столько для обсуждения перспектив развития ОЧЭС, сколько для проведения дополнительных консультаций со своими европейскими партнерами относительно перспектив интеграции в ЕС. И эти переговоры следует назвать удачными. Европейцы преподнесли несколько приятных сюрпризов.

Например, Виктор Ющенко и Бенита Ферреро-Вальднер договорились о проведении конференции, посвященной сбору средств на реконструкцию украинской газотранспортной системы. Кроме того, президент еще раз озвучил позицию Украины в отношении заключения Нового усиленного соглашения - оно должно содержать принцип ассоциации с ЕС. «В рамках нового соглашения с Евросоюзом Украина хотела бы видеть европейские перспективы», - подчеркнул Виктор Ющенко. Кроме того, во время саммита ОЧЭС были определены сроки начала переговоров о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Восемнадцатого февраля в Киев на первый раунд переговоров приедет еврокомиссар по вопросам торговли Питер Мендельсон. Юлия Тимошенко, в свою очередь, решила сконцентрироваться на вопросах энергетического сотрудничества и взаимодействия в Черноморском регионе. По ее мнению, «этот регион имеет колоссальные возможности для сотрудничества, особенно в энергетической сфере». Украинский премьер предложила европейцам сообща создать механизм раннего оповещения о кризисных ситуациях в энергетике.

Справедливости ради стоит отметить, что рассчитывать на ОЧЭС в решении вопросов транспортировки энергоносителей пока рано. Инициативы украинской стороны, озвученные нашей делегацией на прошлогоднем саммите ОЧЭС в Стамбуле, в частности об активизации проектов White Stream и NABUCCO, не нашли понимания всех стран-членов организации.

Как заявил накануне киевской встречи генсек ОЧЭС Леонидас Хризантопулос, у организации за пятнадцать лет ее существования было много деклараций и красивых документов в сфере энергетики и транспортировки энергоносителей, но пока до их реализации дело так и не дошло. Поэтому в ходе саммита в Киеве его участники в первую очередь сконцентрировались на обсуждении тех проектов, которые уже удалось запустить и которые поддерживаются всеми государствами региона.

Лучше меньше, да лучше

«Дорога аргонавтов». Такое эпическое название получил самый амбициозный и наиболее перспективный проект в рамках ОЧЭС. Страны региона собираются опоясать Черное море кольцевой дорогой, протяженность которой составит 7100 километров. Проект направлен на развитие автодорожной инфраструктуры в регионе. Новая автострада получит выходы на трансъевропейские магистрали, транспортные сети Центральной и Северной Европы, Центральной Азии, в страны Ближнего и Среднего Востока. Меморандум о реализации проекта был подписан в апреле прошлого года в Белграде.

Окружная дорога вокруг Черного моря соединит Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию. Протяженность украинского участка (Мариуполь - Мелитополь - Одесса) составит 618 километров. Автодорога будет состоять из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из которых будет иметь как минимум две полосы движения. Это позволит обеспечить высокое качество, безопасность, скорость и удобство транспортного движения, соответствующее международным стандартам.

Предполагается, что финансирование строительства и эксплуатации дороги будет осуществляться из государственных бюджетов стран ОЧЭС, а также за счет привлечения средств Европейского Союза, Европейского инвестиционного банка, Международного банка реконструкции и развития и Черноморского банка торговли и развития. Обещанные Бенитой Ферреро-Вальднер 1,7 млрд. евро станут гарантией успешной реализации проекта.

Наибольшую заинтересованность в черноморской окружной дороге проявляет Россия, которая очень рассчитывает на эту автомагистраль перед Олимпийскими играми в Сочи 2014 года. Именно во время председательствования Москвы в ОЧЭС проект получил толчок к развитию. Турция и Греция сразу поддержали русских, оценив те перспективы, которые открываются для них в плане увеличения потока туристов.

Вторым по масштабности проектом ОЧЭС является улучшение паромного сообщения между черноморскими портами. Несмотря на определенные сложности, связанные с большим числом стран-участниц, проект уже успешно реализуется. По словам генерального секретаря ОЧЭС, этот проект «в хорошем смысле вернет нас приблизительно в 1850 год, когда на Черном море наблюдались, пожалуй, наиболее живые контакты и процветала торговля». Правда, Леонидас Хризантопулос не вспоминает, что в то время к морю имели выход только де страны - Россия и Турция. Тогда торговлю было организовать проще, чем сейчас, когда в акватории шесть государств.

Третьим проектом, который обсуждался на саммите в Киеве, было объединение в единое кольцо электросетей всех стран Черноморского региона. Но эту идею будет реализовать непросто, поскольку государства региона имеют различные стандарты электросетей. Инициатором проекта выступило РАО «ЕЭС России», которое намерено увеличить экспорт электроэнергии в Турцию. Но тут есть технические сложности, связанные с несовместимостью электросетей России и стран СНГ, с одной стороны, и европейских государств, с другой.

Тот факт, что ОЧЭС сосредоточилась на трех проектах, говорит о том, что региональный клуб начал исповедовать принцип «лучше меньше, да лучше». Но здесь нужно отметить, что с 1999 года при ОЧЭС функционирует Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), который был создан как раз для финансирования более мелких проектов. С момента своего создания он осуществил более ста транзакций на сумму свыше $1 млрд. Банк предоставляет кредиты, займы, инвестиции в проекты в среднем на пять лет. Как правило, в проекты кроме собственного финансирования банк привлекает ресурсы других финансовых учреждений.

С участием банка реализованы проекты в энергетике в Болгарии ($125 млн.), развитие мобильной сети «Астелит» в Украине ($485 млн.), а также строительство аэропорта в Анкаре. До 2010 года ЧБТР планирует финансировать проекты в Украине на сумму $50 млн. ежегодно. Позиции Украины в банке выглядят лучше, чем у других государств - на долю украинских компаний в настоящий момент приходится 28,4% кредитного портфеля ЧБТР ($200 млн.), в то время как украинский взнос в капитал банка составляет только 13,5% ($61,5 млн.).

Черноморские экономические тигры

ОЧЭС была создана по инициативе турецкого президента Тургута Озала в 1992 году. После развала СССР он предложил создать региональную организацию, которая не только предотвращала бы конфликты на Черном море, но и содействовала сотрудничеству в регионе. В организации представлены все двенадцать стран региона. Статус наблюдателя имеют многие европейские государства и даже США.

Входящие в ОЧЭС страны имеют богатое культурное и историческое наследие. Без преувеличения можно сказать, что эта организация сближает Восток и Запад, Север и Юг, ислам и христианство. Создатели ОЧЭС подчеркивают, что еще в античные времена Черное море считалось самым дружественным к путешественникам.

Главная привлекательность ОЧЭС заключается в том, что за этой организацией стоит огромный рынок с населением 350 млн. человек, площадью двадцать миллионов квадратных километров и потенциальным ежегодным внешнеторговым оборотом в $300 млрд. К этому следует добавить богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение, благодаря которому страны региона могут легко получить доступ на рынки Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока.

В 2007 году эксперты Программы развития ООН провели исследование торгового и экономического потенциала стран ОЧЭС. Согласно их данным, в 2005 году совокупный торговый оборот этих государств составил около $1,6 трлн. Страны региона демонстрируют стабильный и высокий уровень экономического роста. Так, в 2007 году ВВП в Азербайджане вырос на 31%, в Армении - на 10,5%, в Грузии - на 10%. При этом наиболее низкие темпы экономического роста зафиксированы в Греции - на уровне 3,7%.

По оценкам экспертов ООН, наибольший потенциал имеет развитие торговли между странами ОЧЭС. Только для украинских предприятий он оценивается в $27 млрд. Наиболее перспективными группами товаров являются текстиль, изделия из кожи, сельскохозяйственная продукция, древесина, резина, бумага и типографские материалы, продукция металлопроката. Реализацию торгового потенциала региона призваны обеспечить проекты развития транспортной и финансовой инфраструктуры.

О решении в первую очередь экономических задач накануне киевского саммита говорил и Леонидас Хризантопулос: «Главным образом ОЧЭС - это экономическая организация, которая за пятнадцать лет достаточно дозрела и начала создавать реальные проекты. Она перестала продуцировать бумаги».

Региональная синергия Особые надежды в штаб-квартире ОЧЭС возлагают на развитие сотрудничества с Европейским Союзом. На юбилейном саммите организации в Стамбуле в июне 2007 года одной из самых обсуждаемых тем стала дальнейшая судьба новой региональной инициативы ЕС Black Sea Synergy (Черноморская синергия). На этом же саммите Европейская комиссия получила статус наблюдателя в ОЧЭС, а представители Брюсселя заявили о готовности финансировать проекты регионального значения. Позднее министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк заявил, что одной из задач украинского председательства является создание конкретных механизмов сотрудничества между ОЧЭС и Европейским Союзом.

На сегодня с уверенностью можно говорить о том, что желание получить членство в ЕС является одним из основных факторов, лежащих в основе черноморского сотрудничества. Греция, Болгария и Румыния являются членами ЕС, Турция и Украина интенсивно работают над вступлением в эту организацию, кавказские государства также стремятся к сближению. Для Брюсселя значение Черноморского региона обусловлено в первую очередь необходимостью создания энергетических и транспортных коридоров, а также угрозой распространения терроризма и нелегальной миграции. Евросоюз активизировался в регионе после того, как Болгария и Румыния пополнили его ряды. Это подтвердило председательство в ОЧЭС Греции, которое прошло под лозунгом Bringing BSEC closer to EU.

Синергия в медицине означает комбинированное действие различных лекарственных препаратов, которое оказывается более эффективным, чем сумма воздействия всех элементов, взятых в отдельности. В случае Черноморского региона и ЕС этого эффекта планируется достичь путем содействия реализации региональных проектов, а также через распространение европейского опыта, знаний и технологий.

Саммит в Киеве, который собрал за одним столом представителей ЕС и ОЧЭС, стал первым успешным шагом в реализации Black Sea Synergy. Леонидас Хризантопулос покидает Украину в хорошем настроении. Черноморский регион, в том числе и благодаря его усилиям, получил импульс к дальнейшему развитию.

Андрей Кашуба

18.02.2008 г.


Источник: Инвестгазета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}