Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Инвестгазета
28.07.2008 :: 13:18
Море денег

Для развития инфраструктуры украинских морских портов необходимо $10 млрд. Государство рассчитывает на частные инвестиции, но продавать «морские врата» не собирается.

Действующее правительство поставило точку в дискуссиях о будущем украинских морских портов – они не продаются. Что касается огромного аппетита частного бизнеса, то его решили удовлетворить лишь частично. Утвержденная в июне Стратегия развития морских портов Украины до 2015 года расширила возможности коммерсантов в работе с грузами, но инфраструктуру оставила неприкосновенной. Акватория, земля,
причалы останутся в госсобственности, и только терминалы будут передаваться в частную собственность через аукционы.

сПОРТивный интерс Ранее вхождение частного капитала в морские акватории осуществлялось лишь путем приобретения работающих в доках компаний и заключения долгосрочных арендных отношений. Сегодняшняя государственная монополия в морских транспортных портах (МТП) не соответствует интересам крупных финансово-промышленных холдингов, для которых контроль над портами – осуществление дополнительных возможностей для экспорта своей продукции и импорта сырья. Они хотят идти российским путем преобразования портов в открытые акционерные общества, поскольку такой подход позволяет прозрачно привлекать инвесторов путем продажи доли в уставном фонде. К слову, это позволило таким компаниям, как «Северсталь», «Евраз Групп» и «ЛУКОЙЛ», обзавестись собственными морскими воротами. Поэтому не исключено, что крупный бизнес еще попробует использовать собственные рычаги влияния, чтобы госмонополия в портовом хозяйстве долго не продержалась.

Небезосновательность такого предположения подтверждает Указ президента Украины Виктора Ющенко о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 мая 2008 года «О мероприятиях по обеспечению развития Украины как морского государства». Документ поддает острой критике «морскую» политику правительства и называет ситуацию, которая сложилась в морехозяйственном комплексе, угрожающей. Тем временем деньги в море текут огромные, а в последнее время объемы инвестиций значительно увеличились. Бизнес не может ждать, когда государство соберет необходимые для расширения пропускной способности действующих морских «ворот» средства и пытается решить проблему собственным кошельком. В основном средства идут на аренду либо создание новых морских терминалов, а также на углубление каналов. Часто компании, используя дыры в транспортном законодательстве, с нуля строят на берегу собственные терминалы.

К примеру, в июне стало известно о желании совладельца «Смарт-холдинга» Вадима Новинского в течение трех лет построить глубоководный порт в Николаевской области с объемом инвестиций в строительство в размере $1,5 млрд. Заявление было сделано через год после того, как по инициативе Министерства транспорта и связи во главе с Николаем Рудьковским договор между Херсонским морским торговым портом и дочерним предприятием австрийской корпорации BH GmbH, подконтрольной Вадиму Новинскому, был расторгнут. Впрочем, он таки добился своего. Не так давно «Смарт-холдингу» разрешили инвестировать в Очаковский морской порт более 7 млрд. грн. Минтранс одобрил разработанную холдингом программу модернизации порта, согласно которой на намытых 40 га земли появятся терминалы для перевалки железной руды, коксующегося угля, зерновых и контейнеров. Таким образом, Вадим Новинский получит контроль над новыми мощностями порта.

Одесский и «Южный» морские торговые порты попали в сферу интересов группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также группы «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Интерес к морским портам последнего обусловлен желанием развивать собственные логистические потребности, более защищенные с точки зрения распределения рисков. Господин Жеваго вошел в порт «Южный» через ООО «Тис-руда», которое было создано за счет средств компании «Трансинвестсервис» и Полтавского ГОКа. Морскому предприятию принадлежит погрузочный терминал с ежегодной пропускной способностью более 5 млн. тонн навалочных грузов.

Помимо расширения сферы влияния в МТП «Южный», Константин Жеваго намерен развивать собственную морскую логистику в Крыму (озеро Донузлав), где подконтрольная ему группа «АвтоКрАЗ» до 2009 года планирует построить с нуля грузовой терминал.

Особый интерес к портовой инфраструктуре проявляет и собственник группы «ИСД» Сергей Тарута. Для него вопрос развития погрузочных мощностей в Ильичевском порту или даже строительства собственного порта стал особо актуальным в связи с тем, что корпорация «Индустриальный союз Донбасса» сменила поставщика железорудного концентрата и завозит необходимое сырье морем. Ищет способы закрепиться в портах и «Метинвест Холдинг», входящий в группу «СКМ». Подконтрольная Ринату Ахметову компания действует через собственную стивидорную фирму «Авлита», работающую в одном из наиболее крупных и перспективных портов – Севастопольском МТП. Подструктура «СКМ» активно занимается модернизацией приобретенных мощностей и планирует провести работы, благодаря которым порт станет самым глубоководным в Украине.

Также известно, что под пристальным наблюдением украинские порты находятся и у российского капитала. В числе заинтересованных финансово-промышленных групп РФ числятся: «Металлоинвест» Алишера Усманова, «Северсталь», «Базовый элемент» Олега Дерипаски, «Национальная Контейнерная Компания» и другие.

Первый заместитель директора департамента «Укрморречфлот» Николай Верещака утверждает, что российские компании занимаются организацией портовой базы на территории Украины таким образом, чтобы стать монополистами в терминалах и вести через них транзитные грузы. «Они создают логистические центры по пути следования своих грузов от порта к границе и обратно», – объясняет Верещака.

Дошли до предела Состояние морских торговых портов сегодня характеризуют два слова: перегруженность и изношенность. Спрос на услуги портов растет с каждым годом. Подтверждением этого служит то, что в 2007 году перевалка грузов морпортами превысила рекорд 1990 года: 123 млн. тонн грузов против 121 млн. тонн.

Заместитель министра транспорта и связи Игорь Урбанский отмечает, что в настоящее время украинские МТП практически вышли на предельный уровень возможностей по перевалке грузов. «Например, в Одессе при расчетном объеме перевалки контейнеров в 120 TЕUs обрабатывается 500. Это настоящий трудовой подвиг», – рассказывает г-н Урбанский.

В Минтранссвязи утверждают, что программа модернизации портов Дунайско-Бугского региона позволит в 3,1 раза увеличить объемы перевалки грузов – до 60 млн. тонн. Кроме того, в Ильичевском порту планируется увеличить объем перевалки грузов с 16 до 17 млн. тонн, в Бердянском МТП предполагается построить специализированный контейнерный терминал. Программа модернизации украинских морских портов также предусматривает до 2015 года дноуглубление возле причалов до 13,5 м, что позволит принимать в портах суда большего водоизмещения.

Объем инвестиций, необходимых для осуществления этих целей, на период 2008-2015 годов оценивается в $10 млрд. Само собой разумеется, что на самофинансировании порты такую планку не возьмут, поэтому государство рассчитывает на средства частных инвесторов. Логика проста: если инвестиции идут сейчас даже в неблагоприятных для этого условиях, то после ликвидации правового вакуума и окончательного распределения прав собственности в портах деньги должны посыпаться как из рога изобилия. Важно лишь суметь удержать эти финансовые потоки в русле интересов портовой отрасли.

Прошедший 2007 год стал знаменательным для морских торговых портов страны. Впервые их совместный грузооборот превысил рекордные достижения времен СССР. Грузооборот составил 123,737 млн. тонн, в то время как в 1990 году рекорд был на уровне 121,4 млн. тонн. В целом же и все портовое хозяйство страны заметно нарастило свои показатели. Морские рыбные порты увеличили свой грузооборот на 11,2% – до 3,89 млн. тонн, речные порты нарастили грузооборот на 10,7% – до 18,69 млн. тонн. Но наибольший рост обеспечили порты и терминалы, которые статистика относит к разряду «других». Они увеличили грузооборот на 21,6% – до 30,39 млн. тонн.

Впервые за многие годы в совокупном грузообороте всех портов страны объемы транзита (69,7 млн. тонн) превысили объемы экспорта (66,5 млн. тонн). Доля транзита в совокупном грузообороте достигла 39,5%, экспорта – 37,7%, импорта – 11% и каботажа – 11,8 %. Самый заметный рост общему грузообороту прошлого года обеспечил именно транзит, который вырос на 31%. Экспорт, напротив, несколько сократился (на 5,9%).

Наиболее высоких темпов роста достигли Скадовский МТП (+83,9%), порт Октябрьск (+52,6%), Херсонский МТП (+35,4%). Наиболее весомой прибавки в тоннах добился Одесский порт – на 3,36 млн. тонн (+12%). Лишь два порта снизили объемные показатели – Евпаторийский (-22,6%) и «умирающий» порт Усть-Дунайский (-71%).

Виктор Бондарь, министр транспорта и связи Украины в 2006 году

Планировал осуществить планомерную продажу портов в несколько этапов. Согласно его планам, сначала в руки частных инвесторов должны быть переданы так называемые «малые» порты, которые не имеют возможности существенно увеличивать грузоперевалку и привлекать грузы на больших судах. Позже – некоторые стратегические порты.

Николай Рудьковский, министр транспортаи связи Украины в 2007 году

Отказался приватизировать порты и оказывать поддержку бизнесменам, лоббировавшим принятие закона, который бы позволил официально купить порт. В результате законопроект «О приватизации портов» после принятия в первом чтении отправили на доработку. Но вхождение частного капитала в морские акватории продолжалось путем приобретения работающих в доках компаний и заключения долгосрочных арендных отношений.

Иосиф Винский, нынешний министр транспорта и связи Украины

Провел через правительство концепцию развития портов, в которой предусматривается их частичная коммерциализация. При этом государство сохраняет контроль за всей инфраструктурой МТП. Стивидорную деятельность и терминалы, по мнению министра, можно отдать в частные руки.

Игорь Гошовский

28 июля 2008 г.


Источник: Инвестгазета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}