Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
17.12.2014 :: 10:27
«Мирный атом» в условиях войны

О диверсификации поставок ядерного топлива и оборудования, о политике импортозамещения и расширении собственного производства Юрий Недашковский рассказал в беседе с корреспондентом Forbes в кулуарах украинско-французского ядерного бизнес-форума. Причем подчеркнул, что вопрос диверсификации и импортозамещения в атомной энергетике - это не только желание «Энергоатома», есть соответствующее поручение правительства.

На сегодня атомная энергетика Украины выдает в объединенную энергосистему страны до 70% электроэнергии. Однако дефицит мощностей, в зависимости от температуры воздуха, все равно составляет от 2,5 до 3,5 ГВт. «Энергоатом» вынужден корректировать в непрерывном режиме свои графики ремонтов, продлевая работу энергоблоков, чтобы максимально перекрыть тяжелый период. И это при том, что «на валу» должен быть хотя бы 1 ГВт мощности в горячем резерве, и 1,5-2,5 ГВт - в холодном резерве, т.е. должны стоять 2-3 блока. Такая ситуация ведет к ускоренному износу оборудования, к повышению технологических затрат, ускоренному использованию топлива. При этом компании необходимо решать серьезные стратегические задачи.

О ядерном топливе

Самый известный пример диверсификации - свежее ядерное топливо, этот проект «Энергоатом» ведет уже больше 10 лет. На сегодня у нас есть два поставщика и два работающих контракта: с российским ТВЭЛ и американо-японской компанией Westinghouse. Сейчас мы готовимся загружать третий блок Южно-Украинской АЭС топливом усовершенствованной конструкции Westinghouse. Для этого блок остановили на плановый ремонт.

Это топливо будет находиться в режиме опытной эксплуатации, и если она будет успешной в течение топливной кампании следующего года, будем принимать решение о расширении его опытной эксплуатации на другие энергоблоки украинских АЭС, например, пятый блок Запорожской. Мы будем использовать как базовую модель топлива Westinghouse, так и усовершенствованную.

Если говорить о диверсификации применительно к «заднему фронту» ядерно-топливного цикла - имеется в виду отработавшее ядерное топливо - как раз об этом уместно сказать в рамках сегодняшнего форума. До сих пор мы вывозим это топливо только в Россию, платим ей большие деньги, и больше 10 лет пытаемся построить собственное хранилище отработавшего ядерного топлива в районе Чернобыля. А ведь это не один год работы.

Поэтому сегодня как один из диверсификационных вариантов рассматриваем поставки отработавшего ядерного топлива на предприятия французской компании Areva. Недавно было подписано соглашение о концептуальном исследовании. И мы рассчитываем, что через несколько лет будем иметь альтернативную возможность вывозить туда отработавшее ядерное топливо как российского производства, так и производства Westinghouse. Что для нас уже актуально.

Процесс диверсификации поставок оборудования, комплектующих, материалов у нас тоже идет давно, когда начала реализовываться программа повышения безопасности АЭС во исполнение так называемых норм МАГАТЭ. Катализатором их пересмотра стала авария на Чернобыльской АЭС. Нормы были разработаны совместно экспертами МАГАТЭ и тех стран, которые эксплуатируют реакторы российского дизайна. Соответственно, поставки оборудования под программу уже шли не только от традиционного поставщика - России, но и ряда крупных западных предприятий. На сегодня у нас большая часть поставок под все программы модернизации и продления сроков службы реакторов АЭС идет из западных стран.

К сожалению, действующее тендерное законодательство, мягко говоря, не безупречно, и нашим традиционным поставщикам, которые работают на украинском рынке, проще работать через свои представительства, уполномоченных дилеров, дистрибьюторов. Нас это не устраивает. Мы хотим работать напрямую. Поэтому приходится тратить время и усилия, чтобы наладить прямые контакты. В нынешней ситуации может сложиться впечатление, что мы пытаемся отрезать Россию полностью. Это не так.

Об украинских производителях

Мы не должны зависеть от каких-то монопольных поставок или видов работ. Та часть товаров и услуг, которая легко диверсифицирована на международных рынках, должна идти на конкурентных основаниях. А то, что не стандартное, что специфическое или легко монополизируется, «Энергоатом» старается оптимизировать самостоятельно. Мы в обязательном порядке проводим тендеры, стараемся отбирать по тем критериям, которые заложены в нашей тендерной документации, но отдаем предпочтение нашему украинскому производителю.

Если говорить об украинских предприятиях, то у нас представлены практически все элементы машиностроения, производства оборудования, производства запасных частей. Например, турбинное оборудование - у нас есть свой «Турбоатом», который выпускает турбины, соответствующие запасные части. Если мы говорим про насосное оборудование - завод им. Фрунзе практически полностью закрывает наши потребности. Причем - для оборудования и первого, и второго контура реактора, и для вспомогательного оборудования.

Если мы говорим про электротехническое оборудование - у нас есть несколько заводов: Ровенский завод высоковольтной аппаратуры, Запорожский трансформаторный завод, мы там сегодня размещаем заказы. Арматурное оборудование для атомных электростанций: это Ивано-Франковский арматурный завод, киевский ЦКБА, и еще несколько предприятий. Кабельно-проводниковая продукция - пять отечественных предприятий на нашем рынке.

Автоматические системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) - самый показательный пример. Во всем мире есть 5 компаний, которые производят АСУ ТП. При этом в Украине тоже есть 5 компаний, и мы стараемся конкуренцию сделать только среди них: кировоградский «Радий», северодонецкий «Импульс», харьковские «Хартрон» и «Монолит». У них есть весь спектр АСУ ТП, который нужен Украине.

Оборудование, особенно нестандартное, заказы на которое просто невыгодно размещать где-то на других заводах, поскольку это разовое изделие, мы стараемся осваивать у себя, на предприятиях «Энергоатома». У нас есть обособленное подразделение «Атомэнергомаш», есть мощные конструкторские бюро и на атомных станциях, и в нашем киевском обособленном подразделении «Атомприлад». Они разрабатывают приборный парк, который мы внедряем у себя. Наше ремонтное подразделение «Атомремонтсервис», там специалисты производят ремонты первого контура реактора, среди них сварка узкощелевой разделки - такие вещи в Украине уже больше никто не делает.

Заказы для отечественной промышленности будут стимулировать подъем всей экономики Украины.

О достройке новых блоков

Сроки достройки третьего и четвертого блоков на Хмельницкой АЭС (Х-3, Х-4) Кабинет министров ставит очень жесткие (2018 год. - Forbes), мы не справляемся, и это, наверное, объективно. Непонятна также и модель финансирования. Чтобы ее найти, мы должны для себя четко решить, какой тип реакторной установки будет применен для этих блоков. Будет это два блока или будет один с одной моделью, а второй мы будет достраивать по другим технологиям - мы сейчас в поиске.

На сегодня вся законодательная база в Украине создана под то, чтобы проект Х-3, Х-4 реализовывался с российским «Атомстройэкспортом». Это и два закона Украины, и шесть актов Кабмина. С Россией мы строить не будем, поэтому все они требуют соответствующей корректировки. Речь идет, в том числе, и о денонсации межправительственного соглашения 2010 года, поскольку в 2011 году оно было подтверждено соответствующим законом. Это длительная процедура, но мы сейчас в начале этого пути.

Что мы имеем на сегодня: подготовлено и согласовано со всеми министерствами и ведомствами - Минэнергоуглепром, Национальная комиссия ядерного регулирования, Минрегионстрой - так называемое «концептуальное решение», которое предполагает достройку блоков с использованием корпусов реакторов, производимых на мощностях чешской Skoda.

Но у нас появился ряд вопросов, связанных с безопасностью, которые требуют технической отработки. Мы находимся в непрерывном поиске вместе с нашими проектировщиками, чешскими коллегами, регулятором относительно показателей безопасности, которые войдут в новое ТЭО. Поскольку мы меняем реакторную установку, то по процедуре должны разработать дополнение к ТЭО, пройти необходимые экспертизы, получить положительное заключение. И выйти на наш парламент для того, чтобы внести изменения в один из законов, который был принят относительно другого типа реакторной установки.

Это достаточно длительный путь, мы стараемся его сократить и запараллелить все работы, которые необходимы для проведения этого решения. Мы рассчитываем, что в середине 2015 года сможем выйти с новыми законодательными инициативами по достройке новых блоков на Хмельницкой АЭС.

17.12.2014 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}