09.09.2013 :: 10:56
Миллиард за «Украину»
РФ договорилась о покупке у Украины ракетного крейсера проекта 1164, ранее носившего название «Украина», а еще ранее - «Адмирал флота Лобов». Он был заложен в восьмидесятые годы, строительство несколько раз замораживалось. Москва заплатит за недостроенное судно 1 млрд. рублей.
«Договорились, что до конца года украинский крейсер будет достроен в интересах нашего ВМФ. Мы предложили за него один миллиард рублей. Это очень хорошая цена за недоделанный корабль, и если и будем ее корректировать, то только в сторону снижения», - сообщил представитель Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.
«Ситуация с «Украиной» напоминает историю с крейсером «Адмирал Горшков», который нам пришлось несколько лет переделывать в авианосец для ВМС Индии. Пусть наши украинские коллеги не обижаются, но если до заявленного срока мы не сможем договориться, то будем считать, что время для реализации этого проекта ушло», - цитирует его «Интерфакс».
Эпопея с этим кораблем длится уже несколько лет. Он был заложен по заказу ВМФ СССР на мощностях николаевского Судостроительного завода им. 61 коммунара в 1984 г. Крейсер должен был стать четвертым кораблем проекта 1164 («Атлант»). Корабли этого проекта предназначены для борьбы с авианосными соединениями противника. Спуск на воду произошел 1 августа 1990 года.
После развала Советского Союза крейсер перешел в собственность Украины. Но республика не смогла достроить судно из-за проблем с деньгами, так что его пришлось забросить. В 1995 году цена крейсера составляла 720 млн. долларов. В 1998 году название «Адмирал флота Лобов» поменяли на «Украина», были планы все-таки достроить его и ввести в состав ВМС Украины. Но ничего из этого не вышло, его пытались продать в разные страны. В 2004 году крейсер открыли для экскурсий.
Верховная рада 6 июля 2010 года отменила постановление о присвоении ракетному крейсеру названия «Украина». Как отмечалось в пояснительной записке к постановлению, с учетом того, что достройка и принятие ракетного крейсера в состав ВМС Украины не предусмотрены, нецелесообразно, чтобы крейсер носил название «Украина».
Все это время Россия с разной степенью интенсивности вела переговоры о том, чтобы принять участие в судьбе этого крейсера. В 2010 году бывший президент России Дмитрий Медведев встречался с президентом Украины Виктором Януковичем, после чего последний заявил, что Москва поможет республике достроить крейсер. Он признал, что без России Украина не сможет достроить его, хотя оценил степень готовности судна в 95%. Министр обороны республики Михаил Ежель даже сказал, что у него «не поднимется рука, чтобы резать этот корабль».
Встал вопрос цены. Бывший премьер-министр Украины Юрий Ехануров в 2008 году оценил крейсер с удивительной точностью в 1,041 млрд. долларов. Российскую сторону такая оценка возмутила. Бывший министр обороны Анатолий Сердюков заявлял, что России вообще не нужен корабль, но она готова рассмотреть «приемлемые предложения» от Украины. Приемлемым он назвал передачу России судна бесплатно. Такой поворот событий нельзя было считать совсем уж бессмысленным, если учесть, что содержание крейсера обходилось Украине примерно в 2 млн. грн. в год (свыше 8 млн. рублей).
Но в итоге речь зашла о некой сумме, которую Россия согласилась выплатить Украине за судно. Как сообщал весной неофициальный блог BMPD, выходящий под эгидой Центра анализа стратегий и технологий, российская и украинская стороны провели переговоры, в результате которых удалось договориться о цене - крейсер оценен в 25 млн. долларов, российская сторона согласилась с этой оценкой. Сообщалось, что выплата будет производиться поставками запчастей для техники советского производства, стоящей на вооружении ВС Украины.
Немаловажным оказалось то, что Россия не согласилась с украинской оценкой степени готовности судна. Вместо 95%, о которых говорили официальные лица Украины, российские специалисты с ОАО «Северная верфь» и ЦС «Звездочка» по итогам осмотра настояли на цифре в 67%, каковая и была занесена в итоговый документ.
По данным блога, предполагалась буксировка корабля в Северодвинск, где корабль будет дефектован, по итогам чего будет принято решение о его достройке или переоборудовании в корабль специального назначения (корабль управления). ОСК готова подготовить необходимый проект к концу 2013 года уже по отдельному контракту с МО РФ. ВМФ предложил следующие наименования для крейсера в составе российского флота - «Полтава» и «Измаил». Не исключено, что в конечном итоге бывшая «Украина» станет источником запчастей для трех действующих в составе ВМФ однотипных крейсеров.
Впрочем, в Минобороны России пока не подтверждают достижение договоренности с Украиной по цене крейсера. «На последнем заседании подкомитета по безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии Украина подтвердила готовность достройки и реализации корабля для Минобороны РФ. В ответ на это предложение российская сторона обещала проработать вопрос в IV квартале 2013 года и проинформировать о конкретном решении», - цитирует источник в Минобороны РИА «Новости».
Украина практикует продажу кораблей, заложенных в советские времена и перешедших в ее собственность, другим странам. В частности, республика продала Китаю тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», который был принят на вооружение КНР в прошлом году. Авианосец строили в 1980-х годах для советского флота, однако не успели закончить. Когда советские военные корабли резали на металлолом, китайская компания, связанная с Китайской народной армией освобождения, выкупила «Варяг» у Украины.
Дмитрий Муравьев
09.09.2013 г.
Источник: Взгляд |