19.05.2015 :: 15:46
Максим Бланк: «Треть всего долга УЗ находится в руках российских банков»
Потому, встретив в комитетах Рады первого заместителя, и.о. гендиректора «Укрзализныци» Максима Бланка, корреспонденты РБК-Украина задали ему наиболее актуальные вопросы.
РБК-Украина: «Укрзализныця» объявила технический дефолт. В двух словах - каковы последствия принятого решения?
Максим Бланк: Это означает, что было принято решение приостановить выплаты по погашению части внутреннего долга. О чем мы, соответственно, уведомили наших кредиторов как внутри страны, так и за ее пределами.
Плюс - мы начали переговоры о реструктуризации, чтобы уменьшить долговую нагрузку на «Украинскую железную дорогу» на ближайшие несколько лет.
РБК-Украина: Какие ваши дальнейшие шаги?
Максим Бланк: Переговоры. Встречи с украинскими банками начинаются уже в ближайшее время. А с внешними кредиторами после процедуры идентификации.
РБК-Украина: О каких суммах в целом идет речь?
Максим Бланк: Всего долг «Украинской железной дороги» составляет порядка 37 млрд. грн. Из них под реструктуризацию попадает примерно 32 млрд. грн. В том числе, около 22 млрд грн внутреннего долга и 10 млрд грн внешнего долга.
РБК-Украина: И на сколько лет можно будет разбить реструктуризацию?
Максим Бланк: Об этом пока рано говорить. Поскольку данная информация составляет коммерческую тайну переговоров.
РБК-Украина: Можно ли решить каким-то образом вопрос долгов за счет приватизации?
Максим Бланк: Нет. Об этом речь не идет. Приватизация не планируется. Вообще на железнодорожном транспорте никаких операций по приватизации сейчас не планируется.
РБК-Украина: А если в целом говорить о реформировании отрасли?
Максим Бланк: Реформирование отрасли идет по плану. Сейчас идет оценка и создание акционерного общества.
РБК-Украина: Если говорить об оценке, о каком порядке цифр может идти речь?
Максим Бланк: Оценка еще не завершена. Как только это будет сделано, мы выйдем с соответствующим заявлением.
РБК-Украина: И как скоро вы должны получить ответ по оценке?
Максим Бланк: Этим занимается компания Deloitte. Внутренние процедуры они должны закончить к концу мая. Но соответствующие выводы мы сможем опубликовать не раньше, чем после согласования с Фондом госимущества.
РБК-Украина: Что входит в условный лот оценивания? Судя по всему, речь идет как о самой «Укрзализныце», так и о тех объектах, которые находятся у нее на балансе?
Максим Бланк: Есть постановление Кабмина №200 прошлого года, где очень четко определен перечень предприятий, которые входят во вновь создаваемое АО. Разумеется, в основе его - шесть региональных железнодорожных дорог, работающих сегодня, а также ряд смежных предприятий, которые обслуживают систему железнодорожного транспорта.
РБК-Украина: Какова судьба непрофильных активов?
Максим Бланк: На первых порах они все будут в составе АО «Украинская железная дорога». Вопрос же оптимизации структуры в целом - это вопрос ближайших двух-трех лет, когда будет определено - какие именно непрофильные активы должны стать или не стать частными.
РБК-Украина: В сложившихся обстоятельствах технический дефолт стал единственным вариантом выхода из ситуации? Или на столе были еще варианты? Если да, то почему сделали выбор в пользу объявления дефолта?
Максим Бланк: Проводились консультации вместе с правительством. Определялась стратегия совместно с советниками Минфина - представителями компании «Лазар», которая также является советником «Украинской железной дороги» по вопросам реструктуризации внешнего долга. И было решено, что вариант с техническим дефолтом будет лучшей переговорной тактикой ближайшего времени.
РБК-Украина: Кто основной кредитор «Украинской железной дороги» на данный момент?
Максим Бланк: В Украине (на внутреннем рынке, - РБК-Украина) российские банки составляют порядка 35% общего объема предоставленных («Укрзализныце», - РБК-Украина) кредитов. А самый крупный инструмент - это еврооблигации на 500 млн. (евро, - РБК-Украина), выпущенные в 2012 г.
РБК-Украина: Насколько просто или сложно вести переговоры с российскими банками в контексте войны на востоке Украины?
Максим Бланк: Мне кажется, сейчас все банки будут занимать достаточно конструктивную позицию. Несмотря на любые политические обстоятельства. Банкиры и финансисты - гораздо менее политизированы и преимущественно преследуют простые экономические интересы. И российские банки стараются здесь обезопасить себя от угроз.
РБК-Украина: Кто конкретно самый большой кредитор «Украинской железной дороги» на внешних рынках?
Максим Бланк: Самый большой кредитор - это еврооблигации. Но на данный момент еще не определены собственники этих еврооблигаций. Идет процесс идентификации.
РБК-Украина: Что с новыми евробондами? Это может быть вариантом для решения вопросов по кредитам?
Максим Бланк: В ближайшее время - нереально. Рынки закрыты. Как для Украины, как государства, так и для субсуверенных заемщиков.
РБК-Украина: Насколько велики потери «Укрзализныци» в связи с войной и в целом?
Максим Бланк: Мы теряем порядка 15% грузооборота (в год, - РБК-Украина). Это достаточно чувствительная для нас сумма, и она является одной из причин, которые требуют просто таки немедленной реструктуризации долгов.
РБК-Украина: Каковы перспективы?
Максим Бланк: Пока экономика не начнет развиваться, я не вижу ни каких оснований для восстановления грузооборота.
РБК-Украина: Ждать ли нам до конца года повышения тарифов, как на грузовые, так и на пассажирские перевозки?
Максим Бланк: Сейчас вместе с Мининфраструктуры обсуждается повышение тарифов на грузовые перевозки.
РБК-Украина: На сколько процентов?
Максим Бланк: Еще не принято ни одного решения. Надеюсь, на этой неделе будет на уровне министра определена окончательная позиция по данному вопросу. В данный момент нельзя даже говорить о минимальной и максимальной планке возможного повышения. Идет достаточно серьезный разговор с собственниками (бизнеса использующего железнодорожные грузоперевозки, - РБК-Украина).
РБК-Украина: А пассажирские перевозки?
Максим Бланк: Было запланировано повышение на 21% в три этапа. Но сейчас данное решение не получило позитивного отзыва от профсоюзов. И мы ведем с ними диалоги для получения данного согласования.
РБК-Украина: В целом пассажирский поток за последнее время увеличился или уменьшился?
Максим Бланк: Увеличился. Но точно сказать насколько - навскидку не могу. Просто не помню.
РБК-Украина: Какие три ключевых задачи сегодня стоят перед «Украинской железной дорогой», кроме реструктуризации?
Максим Бланк: Оптимизация структуры. Может, в рамках АО, или в рамках еще старой структуры, но она должна быть оптимизирована. В том числе, должны быть приняты решения, непростые решения по кадровому составу - это во-первых.
Во-вторых - построение взаимоотношений с государством. Государство должно пересмотреть свое отношение к «Укрзализныце», как к дойной корове.
РБК-Украина: Лично вы довольны тем, как идет реформация «Укрзализныци»? Были разговоры о некоей новой концепции реформирования.
Максим Бланк: Нет. Ничего не менялось с момента принятия постановления №200 действующего Кабмина.
РБК-Украина: Касательно кадровых вопросов - вы планируете кого-то менять, кого именно?
Максим Бланк: Говоря о кадровых вопросах, я имел в виду оптимизацию численности персонала, который сейчас неэффективно работает.
РБК-Украина: Вы планируете сокращения? На сколько?
Максим Бланк: Нет четкой цифры, на сколько нужно сокращать прямо сейчас. Мы активно занимаемся данным вопросом. Но по управленческому аппарату, я считаю, что мы должны процентов на 30 провести сокращения.
РБК-Украина: Кадровые назначения планируются в ближайшем будущем?
Максим Бланк: Я не планирую на ближайшее время никаких кадровых назначений.
Беседовали Алексей Беловол и Татьяна Шпайхер
19 мая 2015 г.
Источник: РБК-Украина |