Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая Газета
17.07.2008 :: 11:20
Луна к Китаю становится ближе

США продолжают подогревать общественное мнение вокруг космических программ вообще и полета на Луну, в частности. На этот раз с почти сенсационным заявлением выступил Администратор НАСА Майкл Гриффин: «Если Китай хочет высадить людей на Луну и притом раньше, чем Соединенные Штаты, то он определенно может это сделать. С точки зрения технической возможности, он абсолютно способен это сделать» - сообщает BBC.

Скупые сообщения из Поднебесной о развитии космических программ все же позволяют проследить тенденцию к тому, что Китай серьезно занимается космосом и, в частности, пилотируемыми
полетами. Уже сообщалось о том, что осенью готовится запуск корабля «Шэньчжоу-7» с тремя космонавтами на борту. А в прошлом году глава Государственного космического управления Китая Сунь Лайянь заявил журналистам, что в конечном итоге высадка его тайконавтов на Луне неизбежна. Другие руководители китайской космической программы менее оптимистичны и называют дату не ранее 2020 года. В течении последующих семи лет мы будем разрабатывать технологии, которые позволят отправлять наших космонавтов на Луну, причем повышенное внимание будет уделяться проблемам безопасности», - заявил инженер китайской программы по исследованию Луны Цзян Цзиншань. «Если все пойдет хорошо, первый китаец сможет вступить на лунную поверхность уже в 2020 году», - подчеркнул он. Это сообщение было сделано в 2006 году, тогда же назвали примерную дату первого пуска - 2007 год. И этот пуск успешно состоялся.

Первое официальное упоминание о лунной программе появилось на страницах «Белой книги по работам Китая в области космоса», изданной в ноябре 2000 г. Государственным советом КНР. Этот документ называл одной из краткосрочных целей КНР в космосе на ближайшее десятилетие «предварительное изучение» (зондирование) Луны в рамках подготовки пилотируемого этапа, сроки которого не назывались. С момента выхода книги, Китай сильно продвинулся в области освоения космоса. Две пилотируемые экспедиции на орбиту и, кстати, запуск автоматического аппарата к Луне. Аппарат «Чанъэ-1» был выведен в космос 24 октября прошлого года собственным носителем «Чанчжэн». Так же известны и планы на будущее. В 2012 году китайцы доставят на спутник Земли луноход, следующий этап - запуск возвращаемого аппарата, а после этого совсем недалеко и до пилотируемого полета. Есть информация и о том, что ученые Поднебесной планируют строительство лунной базы по добыче гелия-3, если это будет экономически выгодно. Станция планируется небольшая: экипаж 3-5 человек. Видимо, информация о разработках гелия-3 была чуть ли не единственной доступной подробностью о лунной программе, поэтому СМИ ее растиражировали и растащили по всему миру так, что китайским ученым пришлось все же уточнить, что не только изучение запасов этого элемента лежат в основе их программы.

Сроки, которые в разное время обозначают китайские специалисты, разумеется, очень приблизительные. Вообще китайцы до последнего момента держат в тайне даты запусков своих аппаратов, тогда как полеты американских шаттлов, например, расписаны до самого конца и сроки запусков не составляют секрета. По мнению некоторых наблюдателей, Китай боится потерять лицо, если вдруг анонсированный старт не состоится. А вот у США, кажется, есть все шансы проиграть лунную гонку - и не только Китаю. НГ уже сообщала о некоторых планах и наработках по совместному российско-европейскому проекту, который также предусматривает пилотируемые лунные полеты.

На данный момент у НАСА есть некоторые проблемы с перспективным тяжелым носителем Ares-5, который получается слишком дорогим и довольно опасным в использовании. Разрабатываемая ракета планируется многоцелевой, способной, в том числе, к выводу кораблей на лунную орбиту. Ранее сообщалось, что в процессе работ над РН «Арес» (Ares) был выявлен недопустимо высокий уровень вибрационных нагрузок, вызванный использованием твердотопливной первой ступени. Теперь же американцы заявляют о том, что есть еще один проект носителя под названием «Юпитер» (Jupiter). Как и «Арес», альтернативная ракета базируется на частях старого носителя для шаттлов. Но в отличие от своего не слишком пока удачливого «собрата» «Юпитер» будет использовать внешний топливного бак шаттлов в качестве элемента конструкции первой ступени, тогда как для «Ареса» взяли модифицированные твердотопливные ускорители. К слову взрыв такого ускорителя привел к катастрофе шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года. Наработки для «Юпитера» взяты из программы по созданию тяжелой РН 90-х годов. Тогда ее не довели до конца и закрыли. Согласно данным инициативной группы проекта Direct 2.0., РН «Юпитер» сможет выводить большую полезную нагрузку, будет проще конструктивно и позволит сэкономить до $19 млрд. на стадии разработки и еще $16 млрд. - на эксплуатационных расходах при использовании в течение двух десятилетий. «Юпитер», по мнению разработчиков проекта, будет отличаться большей, нежели «Арес», безопасностью.

На вопрос о том, насколько важно, кто долетит до Луны первым, Администратор НАСА Майкл Гриффин ответил: «Я не психолог и не могу сказать, существенно это или нет. Это было бы всего лишь мое личное мнение, и я не хочу высказывать мнение в той области, в которой я некомпетентен».

Роман Смирнов

16.07.2008 г.


Источник: Независимая Газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}