Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
06.03.2012 :: 10:33
Лисичанский НПЗ дождался увольнения Клюева и остановился

Вопреки расхожему мнению остановка одного из ведущих предприятий украинской нефтепереработки обещает принести его российским владельцам сплошные победы и дивиденды

Российская ТНК-ВР заявила о намерении на длительное время остановить Лисичанский НПЗ. Заявление об этом нефтекомпания сделала почти сразу после увольнения первого вице-премьера Андрея Клюева, который в правительстве считался главным противником введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов. Чего ТНК вместе с российской компанией «Лукойл Одесский НПЗ» безуспешно добивалась два года, утверждая, что владельцы НПЗ без этого не могут нарастить объем переработки нефти.

ВОПРОС СНОВА ОТКРЫТ

Главным лоббистом введения пошлин и защитником российских инвесторов является глава Минэнерго Юрий Бойко, который возглавлял Лисичанский НПЗ в период его приватизации в начале двухтысячных годов. Тогда ТНК-ВР предприятие обошлось сравнительно недорого - в несколько десятков миллионов плюс обязательства полностью модернизировать завод. Перевести его на производство топлива по европейским стандартам планировалось еще в 2004-2005 годах. Но отмена импортных пошлин в 2005-м стала для инвесторов прекрасным поводом, чтобы пересмотреть сроки реконструкции НПЗ.

С тех пор одновременно с требованием возвратиться к практике пошлин владельцы Лисичанского и Одесского НПЗ, угрожая затягиванием сроков модернизации, стали требовать от правительства нулевой ставки НДС на ввоз заводского оборудования. Вступление в 2008 году Украины в ВТО и начало работы над договором о свободной торговле с ЕС свело шансы на введение пошлин к нулю. Но после смены власти в 2010-м Минэнерго под предлогом укрепления дружбы с Россией вернулось к идее возврата пошлин. Однако против таких мер категорически выступило Минэкономразвития под руководством первого вице-премьера Андрея Клюева, который был ответственным за переговоры с Евросоюзом. Ныне эти полномочия отошли к Валерию Хорошковскому, который вместе с Юрием Бойко и Дмитрием Фирташем считается главным представителем «столичной» административно-финансовой группы. Влияние этой группы очень зависит от уровня лояльности Кремля к ее представителям, который требует беспрекословной координации с РФ украинской газовой и нефтяной политики. Одним из краеугольных камней этой политики считается комфортность работы российских владельцев украинских НПЗ. С учетом таких нюансов с начала февраля 2012 года возврат Украины к нефтепошлинам стал как никогда вероятным.

Сама компания пока не демонстрирует намерений усилить нажим на правительство Николая Азарова и отрицает, что остановка НПЗ является давлением. После создания в 2011 году единого таможенного и энергетического пространства между РФ, Беларусью и Казахстаном доля Украины в продажах Лисичанского НПЗ ощутимо снизилась. Предприятие сократило свою долю на украинском рынке с 23 до 10%. Импортировать нефть на так и не обновленный до конца НПЗ стало невыгодно, и завод перешел на экспорт давальческого бензина и дизтоплива в РФ. Но и этот ручеек продаж к концу 2011 года стал иссякать из-за повышения мировых цен на нефть и ужесточения российской акцизной политики. По независимым оценкам, убытки Лисичанского НПЗ начали достигать $10 млн. в месяц. По словам представителей ТНК-ВР, именно это обстоятельство, а не давление на Киев с целью возврата пошлин является истинной причиной остановки предприятия.

ВСЕГДА В ВЫИГРЫШЕ

На первый взгляд остановка Лисичанского НПЗ будет свидетельствовать о снижении российского веса на украинском нефтяном рынке. Однако большинство отечественных отраслевых экспертов с этим не согласны. Судя по комментариям, ТНК-ВР в любом случае усилит свои позиции. Либо за счет введения пошлин, либо за счет активизации в качестве акционера российско-белорусской нефтекомпании «Славнефть», в которой ТНК-ВР принадлежит 50% акций. Эта корпорация владеет Мозырским НПЗ, для которого Украина считается основным экспортным рынком. До 2011 года, пока Минск и Москва пикировались на предмет нюансов единой таможенной политики, этот НПЗ питался в основном нефтью из Азербайджана и Венесуэлы. И такое появление у Беларуси альтернативного источника импорта нефти не на шутку раздражало Кремль. При этом «Славнефть» не могла активизировать импорт российской нефти на белорусский Мозырский НПЗ - это автоматически привело бы к сокращению доли Лисичанского НПЗ на рынке Украины.

Сейчас, после решения ТНК-ВР законсервировать работу Лисичанского НПЗ, эта помеха исчезла. В текущем году компания планирует под завязку загрузить мозырский завод: благо он давно модернизирован и выпускает топливо по новейшим стандартам ЕС. После загрузки белорусского предприятия ТНК-ВР добьется одновременно двух побед - в Киеве и Минске. В Беларуси она потеснит Азербайджан, что может обеспечить нешуточные преференции от Кремля. В Украине же российская компания фактически без ущерба для своей доли рынка сможет усилить давление с требованием налоговых льгот, поддерживая наиболее промосковски ориентированных членов украинского правительства. Помешать подобной стратегии может разве что возврат официального Киева к рассмотрению нарушения компанией ТНК-ВР сроков модернизации. Однако при нынешнем украинском правительстве такой сценарий выглядит абсолютно невероятным.

Андрей Старостин

6 марта 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}