Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета НВО
07.09.2012 :: 10:23
«Летучие голландцы» ждут своего часа

Идея строительства экранопланов зависла между небом и водой

Экранопланы - отечественное чудо техники 60-х годов прошлого века, ныне почти забытое, - хотели бы вернуться на службу человеку, но пока не могут. Два года назад была создана ассоциация разработчиков, производителей и потребителей экранопланов (АРППЭ) «Экраноплан», объединяющая 19 предприятий. Появились современные разработки, в которых участвуют фирмы «Сухой», авиакомплекс имени Бериева и другие. Вместе с тем наблюдаются необъяснимые проволочки и взаимоисключающие решения.

Создание в РФ экранопланов финансируется
только по одной Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 годов». В то же время день икс принятия концепции развития гражданского и военного экранопланостроения постоянно откладывается. В очередной раз этот документ планировалось утвердить в конце 2011 года, но воз и ныне там. Минобороны то выступает за возвращение боевых экранопланов в армейский строй (2007), то напрочь отказывается от них (2011).

Из силовых ведомств ныне только пограничная служба ФСБ заинтересована в экранопланах. Да еще МЧС и Роскосмос не прочь приобрести их. Потенциальными заказчиками обозначили себя также некоторые регионы, в частности, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Республика Коми и Карелия. Однако речь идет лишь об одном довольно небольшом экраноплане ЭК-12П «Иволга». Машина для использования ее в охране границы просто идеальна. 3,7-тонный экраноплан может перемещаться не только над водой, в том числе покрытой льдом, но и в условиях бездорожья, над естественными участками суши с неровностями до 0,35 м, а также в заболоченной и наводненной местности.

Пограничники уже присмотрели и площадку, где будет налажено производство ЭК-12П, - Петрозаводский судостроительный завод «Авангард». Директор АРППЭ Юрий Варакосов прокомментировал: «Конечно, это не случайный выбор. Умеренно-континентальный климат позволит проводить испытания экранопланов круглый год. Кроме того, из Онежского озера есть выход как к южным, так и к арктическим морям. Еще один довод в пользу Карелии - местный кадровый резерв: тут без работы сидят судостроители и офицеры сокращенных частей Минобороны. И центр экранопланов в случае его возрождения готов принять на работу более 5 тысяч человек».

ВЗЛЕТИТ ЛИ «ИВОЛГА» СЕРИЙНО?

Пока построена только одна «Иволга». В ноябре прошлого года ее передали на опытную эксплуатацию в управление ФСБ по Республике Карелия. У петрозаводчан есть еще и зарубежный контракт на шесть экранопланов ЭК-12П. Кроме того, они достраивают 10-тонный гражданский экраноплан «Орион-20». Его строительство началось еще в 2009 году в Нижнем Новгороде (родине экранопланов), потом фрагменты корпуса перевезли в Петрозаводск. Конструкция используется как экспериментальная для разработки на ее основе силовых установок, навигационно-пилотажного оборудования, систем управления и безопасности военного экраноплана. После завершения испытаний производители надеются развернуть серийное строительство экранопланов в Петрозаводске, Нижнем Новгороде и подмосковном Жуковском.

Экраноплан - это транспортно-боевое средство, способное летать на минимальной высоте от поверхности воды (0,05-0,2 доли ширины крыла), а также над ровными участками суши. Для поднятия машины в воздух используется так называемый эффект экрана, заключающийся в образовании воздушной подушки, повышающей подъемную силу крыла.

Первый экраноплан взмыл на Горьковском водохранилище 22 июля 1961 года. Менее чем через год новинку показали лидеру страны Никите Хрущеву, и вскоре была принята госпрограмма по созданию боевых летающих кораблей для ВМФ и других родов войск. В течение двух десятилетий она была реализована.

В ее рамках был создан полноразмерный экспериментальный экраноплан длиной 92 м, высотой 22 м и с размахом крыла 37,6 м. Когда его транспортировали по Волге на Каспий, движение махины со спутника засекли американцы и проследили весь путь до пункта назначения. В Пентагоне русское ноу-хау окрестили как «Каспийский монстр». КМ и впрямь был таковым: один раз он поднялся со взлетной массой 544 т, что явилось суперрекордом.

Были созданы и другие оригинальные образцы. Из них даже сформировали 11-ю отдельную авиагруппу, которая подчинялась Главному штабу морской авиации. В 1987 году совершил свой первый полет и успел пройти испытания ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», вооруженный шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». Всего начиная с 1957 года в СССР было построено более 30 экранопланов.

В январе 2012 года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что авиационная промышленность России готова к серийному производству экранопланов, но задачи по их использованию нужно согласовать с Министерством обороны.

Директор АРППЭ Юрий Варакосов слова Рогозина считает хорошим знаком для строителей. Однако, по его словам, «22 ноября 2011 года Минобороны отказалось от идеи строительства экранопланов», и эта тема даже намеком не вошла в амбициозный гособоронзаказ на 2011-2020 годы. «Почему - вопрос к Министерству обороны, - говорит глава ассоциации «Экраноплан». - Исторически у нас в стране военным уклоном в этой отрасли занималось ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы же ведем работу по созданию экранопланов водоизмещением до 50 тонн в рамках гражданских программ. Но, как и любое транспортное средство повышенной проходимости, как все корабли и суда, экранопланы несут на себе функцию двойного назначения и могут быть привлечены военными для решения соответствующих задач».

Разработчики предлагают впечатляющие проекты. Один из них - экранолет Бе-2500 «Нептун» Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева. Он представляет собой сверхтяжелый гидросамолет-экранолет грузоподъемностью до тысяч тонн. Размах крыла такого аппарата составит 125 м, а длина фюзеляжа - 115 м. В экранном режиме он сможет развивать скорость до 450 км/ч, а в самолетном - до 750. Дальность полета аппарата составит около 16 тыс. км.

ПОКА СТРОИМ «МЕЛОЧОВКУ»

Ныне финансируются работы по созданию нескольких типов гражданских экранопланов. В частности, планируется постройка машины массой до 50 т. Неутвержденная концепция предусматривала создание экранопланов водоизмещением 100 и 600 т. По принятию проекта концепции и на ее реализацию, по ориентировочным расчетам, потребуются финансовые средства в объеме примерно 8-8,5 млрд. руб. в течение пяти лет.

Но эти перспективы весьма призрачные. Нам бы «Орион-20» до ума довести. Его достройка ожидалась к концу лета 2011 года, но до сих пор нет сообщений о том, что крылатое судно начало ходовые испытания. К «Ориону-20» присматриваются несколько ведомств: МЧС, погранслужба ФСБ.

В то же время одна из торгово-транспортных компаний разрабатывает экранопланы на 30 и 60 человек. Она взялась за этот проект, окрыленная успехом продажи партии из десяти пятиместных экранопланов и началом выпуска восьмиместных. В компании полагают, что 30-местный экраноплан будет востребован на рынке. Стоить машина будет порядка 3,5 млн. долл. Окупаемость же работ по ее созданию составит 5 - 6 лет. Обе новинки могут появиться уже в 2013-2014 годах, если будет открыто финансирование.

Вообще, необходимость в экранопланах для России, по оценкам специалистов, очевидна. Например, не менее четырех летающих кораблей необходимы для оперативного поиска и спасения космонавтов в случае аварийного спуска на воду при неудачном запуске пилотируемого корабля «Русь» с будущего космодрома «Восточный». «Экранопланы способны существенно сократить время поиска и эвакуации экипажа космического корабля по сравнению с использованием кораблей-спасателей», - убеждены в ракетно-космической отрасли. По оценке специалистов, потребуется четыре машины: по одной в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске, а еще две должны находиться в резерве. Отмечается, что в случае невозможности строительства и использования экранопланов для эвакуации космонавтов на море потребуется большое количество кораблей-спасателей.

Не приходится сомневаться, что подобные суда могут оказаться незаменимы при спасении на море. Вспомним операцию по спасению российского рыболовецкого траулера «Спарта» в районе Антарктиды. В беде оказались 32 моряка. Южнокорейский ледокол Araon, отправившийся к «Спарте», девять суток преодолевал расстояние в 3 тыс. км. Другие суда, находившиеся поблизости, не могли пробиться к траулеру из-за ледовой обстановки. Не случайно в СССР велась разработка экраноплана «Спасатель» с дальностью полета до 3000 км, на борту которого планировали разместить госпиталь на 150 человек. Работа эта осталась незавершенной.

Потребность в экранопланах, по проведенным Российской академией естественных наук расчетам, просто огромна. Наиболее востребованы такие летающие средства в регионах Сибири и Дальнего Востока - из-за неразвитости транспортной системы и труднодоступности. Только здесь потребность в экранопланах определена в 1500 единиц в течение 10-15 лет. Это значит, что необходимо ежегодно выпускать не менее 100 летающих судов. При этом следует иметь в виду, что для всей территории России такого исследования вообще не проводилось.

19 предприятий, входящих в ассоциацию «Экраноплан», пока не удостоились серьезной поддержки со стороны государства. «Эта поддержка есть, но она носит локальный характер», - заметил по этому поводу глава АРППЭ Юрий Варакосов.

Сложностей же, по его словам, хватает. Например, для экранопланов нужны особые двигатели - не такие, как авиационные, и не те, что применяются на наземной технике. Есть потребность в новых конструктивных материалах. Должна быть создана и принята в эксплуатацию специальная аппаратура как на борту экраноплана, так и на берегу - у диспетчерской службы, чтобы обеспечить безопасность судоходства. Проблема и с подготовкой экипажей для такой техники. То есть создать экраноплан и поставить его на воду - это полдела. Вокруг него надо еще воздвигнуть и соответствующую инфраструктуру, которая тоже требует немалых затрат.

АМЕРИКАНСКИЙ «ПЕЛИКАН» В ПРОЕКТЕ

Сейчас в ряде стран занимаются экранопланной тематикой на уровне государственных программ. Среди таких стран - Австралия, Германия, Китай, Южная Корея, Сингапур, США, Франция, Япония и некоторые другие. «При такой заинтересованности результаты не заставят себя долго ждать, - полагает Юрий Варакосов. - Они могут догнать и перегнать Россию, хотя пока мы остаемся лидерами».

Эта гордость отечественным лидерством может показаться странной, но в мире действительно пока не построен, скажем, 120-тонный или 400-тонный образец, как это было в России. На Западе и Востоке создано порядка 70 проектов экранопланов, но только единицы построены хотя бы в качестве экспериментального образца. Директор АРППЭ поясняет: «Китай недавно начал строить серию экранопланов. Хорошо продвигается Южная Корея. Там в развитие экранопланов на уровне национального проекта планируется вложить 2-2,5 миллиарда долларов в ближайшие годы. Это уже дало свои результаты: они построили 20-тонный экраноплан и сейчас двигаются дальше».

В Ираке Пентагон столкнулся с существенными трудностями в доставке войск и средств вооруженной борьбы. Шутка ли: переброска одной американской дивизии занимала до 30 суток из-за того, что тяжелое вооружение приходилось перевозить морем. Тогда же компания «Боинг» представила концепцию крупнейшего в мире экранолета (по своим параметрам он в полтора раза превосходит советского «Каспийского монстра»), посредством которого Пентагон мог бы оперативно перебрасывать войска по всему миру. Его использование позволило бы снизить показатель передислокации войск в шесть раз.

Предполагалось, что будущий «Пеликан» (так был назван гигант, даже демонстрировался созданный компьютерной графикой его внешний облик) будет иметь длину 152 м и размах крыльев 106 м. При движении над поверхностью океана на высоте 6 м (имея возможность подниматься и на 6000 м) летающий «Титаник» сможет перевозить до 1400 т груза на расстояние 16 тыс. км. Планировалось также, что «Пеликан» сможет брать на борт около 17 танков М1 «Абрамс». У воды скорость перемещения механической птицы должна была составлять 450 км/ч, а на предельном потолке - до 724. Дальность полета была бы 18 тыс. км.

Однако с тех пор о «Пеликане» более ничего не слышно. То ли американцы столкнулись с непреодолимыми трудностями, то ли решили отказаться от «быстроты и натиска» и действовать по старинке. Либо засекретили проект. Готовую «птицу» «Боинг» обещал показать не ранее 2015 года. Так что, может быть, вскоре ее начнут ставить на крыло. И тогда нам останется только позавидовать. По-доброму.

Олег Еленский

7 сентября 2012 г.


Источник: Независимая газета НВО
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}