26.05.2008 :: 11:47
Крылатый революционер
В 2003 году шесть человек с опытом работы в авиаперевозках объединились в команду и создали в Венгрии компанию Wizz Air Hungary. Сегодня Wizz Air представлена в четырех странах.
После знакомства с украинским рынком Джозефа Варади, одного из основателей авиакомпании, поразило то, насколько мало людей пользуются авиатранспортом. После этого он решил сделать в Украине революцию - предложить дешевые перелеты. О том, во сколько обойдется компании выход на рынок и возможных рисках, рассказывает президент «Визз Эйр Украина» Джозеф Варади.
Что стало решающим в принятии решения о выходе на украинский рынок?
Мы изучали украинский рынок около полутора лет. В итоге пришли к выводу, что он очень монополизирован, в результате чего совсем не развит, и как следствие - на авиаперелеты держатся очень высокие цены. Зная историю вашей страны и то, сколько украинцев летало двадцать лет назад, стыдно иметь такую ситуацию сегодня. Принять окончательное решение о выходе на рынок нас подвигла политика и поддержка нового правительства.
Мы хотим сделать революцию на вашем рынке авиаперевозок и через два-три года работы стать одним из ведущих украинских авиаперевозчиков по количеству пассажиров, воздушных судов и темпам расширения карты маршрутов.
Сколько инвестиций потребуется для этого?
Для первоначального запуска бизнеса в распоряжении компании есть $6 млн. Стоимость самолетов, которые мы сюда приведем, составляет $65-70 млн. каждый. Мы начнем с одного самолета. Планируем, что в 2009 году их уже будет пять, а в 2012 году - четырнадцать. Сотни тысяч долларов будут направлены в первый год на рекламу. У нас есть средства, необходимые для развития бизнеса.
Через какое время «Визз Эйр Украина» выйдет на уровень безубыточности?
Это как в любом бизнесе: первый год - потери, второй - безубыточность, третий - получение прибыли. То есть через год.
Какова доходность «Визз Эйр» в других странах и сколько вы планируете зарабатывать в Украине?
«Визз Эйр» - это закрытая компания, и мы не говорим о своих финансовых показателях. Могу сказать только, что другие авиакомпании группы ведут доходную деятельность благодаря тому, что расходы контролируются очень строго. 80% доходов мы получаем от продажи билетов.
Какова структура затрат компании и средняя стоимость «кресла» в «Визз Эйр»?
На топливо приходится 40% всех затрат, 20-25% - услуги аэропортов, 15% - техническое обслуживание. Остальное - маркетинг, дистрибуция, офисные затраты. Средняя стоимость кресла в среднем составляет 200 грн. ($30-40), где-то половину стоимости кресел других компаний.
Как планируете избежать возможного банкротства, ведь только за апрель нынешнего года в мире обанкротилось четыре авиакомпании?
Банкротятся не только бюджетные авиакомпании, но и не бюджетные. Как в любом бизнесе, и здесь есть успешные и менее успешные игроки. Хотя сегодня авиационному бизнесу нелегко во всем мире. Конечно, на бизнес влияет макроэкономическая ситуация в отрасли, она ужесточается по мере подорожания авиатоплива.
У нас есть необходимый запас наличности, который поможет пройти возможный «турбулентный период». Я считаю, что когда возникают проблемы на рынке, бизнесу с низкой себестоимостью будет легче выжить. Возможно даже, что кризисная ситуация может оказаться для нас прибыльной.
Дина Пархомчук
26.05.2008 г.
Источник: Инвестгазета |