Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

07.12.2019 :: 10:28

Оперативная информация «Укравтодора» о состоянии проезда на автодорогах - 7 декабря 2019 г. ©
06.12.2019 :: 17:25

Экоинспеция задержала судно в Черноморске
06.12.2019 :: 17:16

Группа «Приват» возобновляет морские поставки СУГ
06.12.2019 :: 17:11

Министр инфраструктуры Украины провел преговоры с министром транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы ©
06.12.2019 :: 17:01

Мы вместе будем развивать транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия как альтернативный маршрут в обход РФ - В.Криклий
06.12.2019 :: 16:39

УЗА поддерживает инициативу Укрзализныци по графиковым перевозкам зерновых ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
30.05.2014 :: 10:16
Космические успехи Украины

На этой неделе с тихоокеанской платформы «Одиссей» украинская ракета-носитель «Зенит 3 SL» успешно вывела на орбиту телекоммуникационный спутник в рамках космической программы «Морской старт». Это уже 33-й успешный старт из 36.

Программа берет свое начало в 1995 году. Международный консорциум Sea Launch Company, в который вошли американская аэрокосмическая корпорация «Боинг», российская ракетно-космическая корпорация «Энергия», украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш» и норвежская судостроительная компания «Акер Квернер», начал проект запуска ракет с экватора, где благодаря инерции вращения Земли проводить старты легче и безопаснее.

Украинская сторона взяла на себя обязательства создавать ракеты, которые стартуют с платформы посреди Тихого океана, недалеко от острова Пасхи. Сегодня состоялось уже 36 запусков ракет, и только три из них были неуспешными. Для сравнения: у российской ракеты-носителя «Протон М» за последние 20 лет было девять неудачных стартов.

В Украине моделированием и созданием ракет занимается КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод. В 1995 году Sea Launch выбрал именно украинские ракеты «Зенит», ведь стоимость запуска одной ракеты составляла $40 млн. Для сравнения - стоимость запуска французской ракеты «Ариан» превышала $100 млн.

Но несмотря на амбициозные планы и участие промышленных гигантов, проект нельзя назвать прибыльным. Так, летом 2009 года «Морской старт» прошел через процедуру банкротства, которая длилась почти год. Одной из причин финансовой неудачи в СМИ называли то, что консорциум не смог обеспечить планируемую интенсивность запусков. К этому добавилось и то, что цены на запуски уже в процессе реализации проекта оказались ниже, чем были заявлены в бизнес-плане. Также слишком дорогим оказалось обслуживание $500 млн. кредита, взятого на подготовительном этапе проекта.

Поэтому предусмотренных на начальном этапе $3,5 млрд. не хватило. В 2006 году российская компания РКК «Энергия», которая также входит в консорциум, предложила сократить расходы, что в итоге привело к банкротству проекта. После этого она выкупила 95% акций Sea Launch Company, остальные 5% принадлежат компании Boeing.

«Морской старт - уникальный проект, но затратный. Он бы приносил прибыль в случае запуска 10 ракет в год. К сожалению, такого никогда не было: максимальное количество - семь в год. За маркетинг отвечала компания Boeing, сейчас же эта задача лежит на плечах у РКК «Энергия». Но трудно сказать, что компания станет рентабельной, ведь сегодняшний запуск стал первым с 2013 года», - рассказал советник председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов.

Из-за нестабильности ситуации в проекте «Морской старт» Украина покинула консорциум с компанией РКК «Энергия», поэтому больше не отвечает за любые тонкости переговоров между странами по финансированию проекта. Сейчас наша страна является исполнителем заказов на ракетоносители «Зенит».

Но есть и другие проекты, где Украина остается полноправным участником, а не только исполнителем.

Forbes предлагает пять интересных международных космических проектов с участием нашей страны:

«Циклон 4»

cyclone.jpg

Год начала: 2003

Бразильско-украинский проект, который предполагает создание ракетно-космического комплекса РКК «Циклон-4». Предназначен для запуска космических аппаратов с приэкваториального бразильского космодрома «Алкантара» на круговые околоземные низкие и средние орбиты. Украинская сторона обеспечивает саму ракету-носитель и производственную базу для нее, Бразилия - пусковую инфраструктуру и космодром. Главные предприятия, задействованные в кооперации с украинской стороны - днепропетровские КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова («Южмаш»). Договор о долгосрочном сотрудничестве между Украиной и Бразилией, положивший начало проекту «Циклон-4», был подписан в 2003 году.

Для реализации проекта стороны создали украинско-бразильское СП «Алкантара - Циклон Спейс». Учредителями с украинской стороны стали Фонд госимущества и Национальное космическое агентство, с бразильской - Министерство науки и технологий и Космическое агентство.

Изначально предполагалось, что первый пуск «Циклон-4» состоится в ноябре 2006 года. Но с тех пор он неоднократно переносился. Последний раз - в конце прошлого года, когда запуск был запланирован на конец 2014 года. Сейчас создание РКК находится на последней стадии, поэтому, согласно последней версии создателей, первый пуск состоится уже в 2015 году.

Полная стоимость создания РКК оценивалась в $488 млн. с распределением долей участия сторон 50 на 50. С украинской стороны предполагалось привлечение как бюджетного, так и заемного финансирования. В октябре прошлого года правительство одобрило госгарантии для привлечения кредита на 2,6 млрд. грн. (около $330 млн.) под этот проект.

Договором по проекту «Циклон-4» между Украиной и Бразилией занимался еще президент Леонид Кучма, который неоднократно отмечал, что это - большой прорыв для украинской космической индустрии. Ведь после долгих переговоров бразильцы выбрали именно украинские ракеты, хотя в конкурсе принимали участие российские и американские аналоги.

Как для Украины, так и для Бразилии этот проект является финансово выгодным, считают эксперты. Бразилия не имеет своих космических технологий, а Украина получает дешевый доступ к экваториальному космодрому. Кроме того, благодаря этому проекту Украина больше не будет зависеть от космодромов России и США. Общий объем инвестиций в проект составляет $180 млн., а прибыль - $1,65 млрд. Ожидаемая окупаемость «Циклона-4» - 6 лет.

«Почему проект не может запуститься вот уже 10 лет? Главная причина - финансовая, причем периодически она возникала с обеих сторон. Дело в том, что после подписания договора очень долго бразильские партнеры не могли найти финансирование, поскольку оно происходит по принципу 50 на 50. Строительство космодрома чрезвычайно дорогое, кроме того, все строительные работы проходят возле экватора, где достаточно сложные погодные условия. Еще одной причиной задержки с бразильской стороны стало проведение мундиаля и Олимпиады, но надеемся на то, что первый запуск украинской ракеты с бразильского космодрома состоится уже в 2015 году», - отмечает советник председателя Государственного космического агентства Эдуард Кузнецов.

В Украине главные проблемы были связаны с непростым финансовым положением «Южмаша» и нестабильным бюджетным финансированием отрасли. «Так как в нашей стране часто меняется правительство, нам, космическому агентству, приходится каждый раз доказывать, что этот проект является очень важным для Украины», - поясняет Кузнецов. Правда, по его словам, на данный момент «Циклон-4» уже готов на 85%.

«Циклон-4» - один из двух видов ракет-носителей в легком классе, которые Украина поставляет на мировой рынок. Носители легкого класса способны выводить в космос полезную нагрузку до 1,5 тонны. То есть сфера их применения - запуск легких навигационных спутников. В 2015 году с «Алкантары» с помощью РНН «Циклон-4» должен быть выведен на орбиту украинский спутник «Сич 2-1». Цель запуска - зондирование поверхности земли для оценки состояния озимых культур, выявление лесных пожаров и наблюдение за уровнем снежного покрова в разных частях Украины.

«Вега»

vega.jpg

Год начала: 1998

«Сверхлегкая ракета «Вега» - это европейское тело и украинское сердце», - так говорили при первом запуске ракеты в феврале 2012 года с космодрома «Куру» во Французской Гвиане.

Разработка легкой ракеты Vega ведется Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI) с 1998 года. Украина присоединилась к проекту в 2004-м, тогда в рамках контракта с итальянской Avio КБ «Южное» получило право поставки для ракеты своих двигателей VG 143. Европейское космическое агентство выбрало для ракеты Вега украинские двигатели последней разработки. По мнению экспертов, именно от днепропетровского двигателя зависит успешный запуск ракеты в целом.

Как комментировали сами представители ESA, в сравнении с другими их качественно отличает точность, надежность и компактность. Подготовка двигателя украинскими специалистами из Южного машиностроительного завода длится несколько лет - и все это ради 315 секунд в космосе.

ESA рассматривает Vega как замену российским ракетам «Рокот» и «Днепр», которые использовались европейцами до 2010 года для вывода небольших исследовательских спутников.

Основными потребителями ракет Vega должны стать европейские университеты, запускающие исследовательские спутники. Первые два запуска носителей успешно прошли в феврале и мае 2012 и 2013 года соответственно.

Европейцы возлагают большие надежды на украинские двигатели в следующих 10 запусках. Сегодня их состоялось уже три, последний из них - 30 апреля этого года.

«Антарес» (ранее - «Таурус-2»)

antares.jpg

Ракета-носитель «Антарес» - это совместный проект Украины и НАСА. Главный ее разработчик - корпорация Orbital Science Corporation (CША). Ракета-носитель предназначена в первую очередь для доставки грузов на Международную космическую станцию, а также для запуска коммерческих и государственных космических аппаратов. Ракета способна выводить на орбиту грузы массой до 7 тонн.

КБ «Южное» разрабатывает первую ступень «Антареса» (которая состоит из двух ступеней и космического грузового корабля «Сигнус»). Завод «Южмаш» готовит ракету к запуску, проводит ее испытания и непосредственно сам пуск. Объем работ «КБ «Южное» - разработка и контроль изготовления емкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи горючего и питания, труб, проводов и второго связанного с ними оборудования первой разгонной ступени ракетоносителя.

Финансированием этого проекта занялась американская сторона, первыми инвестициями стали $171 млн. Кроме того, компания Orbital Sciences планирует вложить еще 150 млн., 130 из которых потратят именно на двигатели.

До создания «Антарес» США приходилось пользоваться российскими ракетами для доставки космонавтов и грузов на Международную космическую станцию. Пуски ракет-носителей «Антарес» начались в 2013 году, и осуществляются с космодрома США «Уоллопс». Было три успешных запуска, следующий состоится 10 июня 2014 года. К 2016 году планируется осуществить по меньшей мере восемь запусков ракетоносителя для поставки грузов на МКС.

«Ионосат»

ionosat.jpg

«Ионосат» - проект, который предусматривает создание космической системы глобального мониторинга динамических процессов в ионосфере Земли как составной части европейской программы GMES (Глобальной системы космических наблюдений в интересах сохранения окружающей среды и безопасности - Global Monitoring for Environment and Security).

Самым основным в этом проекте, с точки зрения Украины, является то, что международный эксперимент впервые пройдет под председательством украинских ученых. В случае успешности эксперимента они смогут определять время будущих землетрясений. «Старт программы должен был состояться в 2016 году, мы предложили принять участие в этом проекте многим странам. Но, к сожалению, никакого ответа к нам не поступило, поэтому Украина сама занимается этим проектом», - рассказал Forbes советник председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов.

Для реализации «Ионосат» необходимо привлечение бюджетных средств. «Мы запросили финансирование на 2014-й где-то в среднем 230 млн., в декабре нам сказали, что выделят 10. Но пока мы не получили никакого финансирования. Получается, что космическая отрасль Украины сейчас живет исключительно за счет реализации коммерческих проектов», - пояснил Кузнецов.

Согласно данным Forbes, на экспорте авиаракетной продукции по гражданским программам Украина зарабатывает порядка $300 млн. в год.

«Днепр»

dnepr.jpg

Год начала: 1999

Вторая ракета-носитель легкого класса, в производстве которой принимает участие Украина - «Днепр», проект совместной украинско-российской корпорации «Космотрас».

Изначально «Днепр» был достоянием военного ракетостроения, представляя собой межконтинентальную баллистическую ракету РС-20 (15А18), более известную по названию классификации НАТО - S-18 Satan, или «Сатана». В рамках программы сокращения ядерного арсенала они были переоборудованы в ракетоносители мирного предназначения для коммерческих космических запусков.

В отличие от «Циклона-4», который пока является только перспективной разработкой, «Днепр» - действующий проект. ЗАО «Космотрас», которое занимается реализацией программы, было создано совместно украинским и российским космическими агентствами. Кроме непосредственно разработчика, КБ «Южное», в программе также принимают участия такие украинские предприятия, как днепропетровский завод «Южмаш» и харьковский «Хартрон».

Первый запуск состоялся в 1999 году, последний раз «Днепр» запускал в космос спутники в августе прошлого года. Следующий запуск запланирован на 19 июня.

Уникальность программы «Днепр» состоит в умеренной цене запуска - $30,7 млн. Кроме того, при возникновении проблемы с запуском основной ракеты резервная может быть подготовлена в течение 30 суток, обеспечивая тем самым выполнение контракта в заданные сроки. Ни одна другая компания - оператор запуска в мире не может предложить заказчику такой вид сервиса. За годы существования программы было осуществлено 16 запусков, благодаря которым на орбите появились 54 космических аппарата.

Андрей Фарисей Екатерина Гребеник

30.05.2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов