Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

19.04.2021 :: 14:06

АЭС Украины 18 апреля выработано 229,05 млн. кВтч электроэнергии ©
19.04.2021 :: 14:00

Украинский рынок авиатоплива в I кв. сократился в два раза
19.04.2021 :: 13:53

45 экспериментальный механический завод за три года передал ВСУ более 100 мобильных ремонтных мастерских ©
19.04.2021 :: 13:37

В большинстве областей Украины пройдут антитеррористические учения
19.04.2021 :: 12:58

В морских портах Украины в марте 2021 г. обработано 824 судна ©
19.04.2021 :: 11:44

Розничные цены на бензины и дизтопливо 19 апреля 2021 г. повысились в ряде сетей АЗС [таблица]



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета НВО
06.09.2013 :: 11:13
Космическая отрасль: задачи значат больше, чем возможности

Очередной виток реформирования космической отрасли, который, судя по всему, вот-вот начнется по инициативе вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, обусловлен вполне весомыми причинами. Растущее число аварий и отказов на «рутинных» этапах, отработанных десятки лет назад, в сочетании с зашкаливающим числом отказов на сложных проектах говорит о системном кризисе отрасли, которая сегодня практически лишилась возможностей регулярной деятельности за пределами геостационарной орбиты и при этом постепенно теряет «околоземные» компетенции.

Вместе с тем, начиная эту реформу, необходимо отчетливо
понимать несколько вещей.

1. Реформа имеет шансы на положительный результат (именно шансы, а не увенчается результатом обязательно), только и исключительно в случае разработки, утверждения и последовательного неукоснительного исполнения стратегического плана с ясной, предельно детально сформулированной, реализуемой на имеющейся научно-технической базе целью.

2. Основным содержанием реформы должно стать исправление ситуации «на земле» - то есть улучшение условий работы профильных НИИ и КБ, учебных заведений, промышленных предприятий с постановкой выполнимых задач и формированием структур под эти задачи, но ни в коем случае не наоборот.

3. В соответствии со сказанным выше любые решения об организационной форме космической отрасли должны приниматься только после того, как будет ясен общий план действий и объем решаемых задач.

Вместе с тем необходимо отметить, что предложение Дмитрия Рогозина о реформе Роскосмоса через организационно-правовую форму ОАО с разведением постановки задач и их исполнения является вполне логичным. Формированием планов и постановкой задач должно заниматься государственное агентство, находящееся по отношению к отрасли в позиции основного заказчика и контролера.

Прямое объединение авиационной и космической отраслей под одной крышей вряд ли имеет перспективы. Копирование американской модели, где крупнейшие производители объединяют оба направления, неприемлемо для России, где обе отрасли исторически развивались иным путем. Российский космос, о чем все нередко забывают, имеет не военно-воздушное, а армейское, артиллерийское происхождение - первый отечественный «ракетный» НИИ - это НИИ-88, ныне - ЦНИИМаш, из которого в дальнейшем выросла корпорация «Энергия», был создан в мае 1946 года на базе артиллерийского завода № 88. В армии ракетные части также создавались в ведении артиллеристов. Первым ракетным соединением, вооруженным баллистическими ракетами дальнего действия, стала созданная 15 августа 1946 года в составе Группы советских войск в Германии 72-я инженерная бригада особого назначения Резерва Верховного главного командования (РВГК). Ею командовал генерал-майор артиллерии Александр Тверецкий. В декабре 1950 года была сформирована вторая бригада особого назначения. В 1951-1955 годах были созданы еще пять таких бригад, названных с 1953 года инженерными бригадами РВГК. Эти бригады входили в состав артиллерии РВГК и подчинялись командующему артиллерией Советской армии. Руководство ими осуществлял специальный отдел штаба артиллерии Советской армии. В марте 1955 года была введена должность заместителя министра обороны СССР по ракетной технике и специальному вооружению, при котором был создан штаб реактивных частей.

Ответвившаяся затем от военного «ствола» гражданская космонавтика в итоге имела крайне мало общего с авиационной промышленностью, будучи разведенной с ней по разным министерствам и главкам. Лишь немногие предприятия работали на обе отрасли параллельно.

Вместе с тем при нецелесообразности объединения «сверху» давно назрела кооперация «снизу» - так или иначе и в советское время ряд предприятий и КБ работали параллельно на авиацию и космос.

Сегодня объединение вполне актуально - проблемы с материалами, элементной базой и рядом других фундаментальных составляющих являются общими и для ракетчиков, и для авиаторов, особенно учитывая общий для обоих отраслей тренд на разработку гиперзвуковых летательных аппаратов.

Именно гиперзвуковое направление может стать первой и наиболее быстро реализуемой общей программой, которая позволит наработать ряд важнейших компетенций и поднять уровень машиностроения в целом.

Однако список общих тем, где можно начать исследования, значимые и для авиационной, и для космической отрасли, отнюдь не исчерпывается гиперзвуком. Вторым важным направлением, реанимация которого позволит загрузить как авиационные, так и космические КБ, может стать, например, реанимация разработки многоразовой авиационно-космической системы (МАКС): двухступенчатого комплекса воздушного старта, использующего в качестве первой ступени самолет соответствующей грузоподъемности. Разработка подобного проекта началась еще в СССР. В качестве «разгонной платформы» предполагалось использовать сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225.

Возобновление этого проекта сегодня может иметь следующие плюсы: резкое снижение стоимости вывода груза на орбиту (менее 1000 долл. за килограмм); полностью многоразовая система в варианте МАКС-М, в исходном варианте МАКС - используется одноразовый внешний бак второй ступени; отсутствие необходимости в космодроме - запуск может быть произведен с любого аэродрома первого класса. Благодаря этому отпадает необходимость в зонах отчуждения для падения отработавших ступеней и появляются возможности оперативной смены района запуска, отмены запуска после старта самолета-носителя, широкого выбора аэродромов посадки многоразового космического корабля, вывода на низкую орбиту до 20 тонн груза (в «грузовом» варианте системы МАКС-Т), наконец, возможность возвращения на Землю грузов массой до 4,5 тонны.

Преимуществом конкретного проекта МАКС является использование уже отработанных элементов системы, включая сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225. В настоящее время летает один самолет данного типа, еще один находится недостроенным в Киеве, однако постройка при необходимости двух-трех аналогичных машин не будет составлять затруднений в случае успешного возобновления производства самолета Ан-124 на Ульяновском авиазаводе. Как известно, Ан-225 представляет собой несколько увеличенный в длину и в размахе крыла Ан-124 с шестью моторами и новой хвостовой частью. Он строится по аналогичному техпроцессу.

Подобная программа может стать успешным примером практического взаимодействия России и Украины в авиакосмической сфере, позволив совершить реальный прорыв: дешевая многоразовая система доставки грузов на орбиту будет необходима при любом направлении развития космонавтики - будь то освоение ближнего космоса, создание станций на высокой орбите, достижение Луны или Марса.

При этом МАКС, пусть даже в модернизированном виде, отнюдь не единственный вариант развития «многоразового» направления. Так, недавно пресс-центр ЦАГИ - ведущего российского авиационного НИИ - опубликовал сообщение о продувках в аэродинамических трубах института аэродинамической модели МРКС-1 - многоразовой ракетно-космической системы, главной особенностью которой является многоразовая первая ступень, способная после отделения второй ступени с полезной нагрузкой совершать посадку на аэродроме. Предполагается, что система будет способна выводить на околоземную орбиту до 20 тонн полезной нагрузки, а в усовершенствованном варианте - и до 60.

Следует иметь в виду, что даже при выборе иного пути развития средств вывода грузов на орбиту многоразовость космических систем останется главным трендом развития отрасли, и здесь объединение исследований по космической и авиационной тематике жизненно необходимо. Наиболее существенный прогресс может быть достигнут в создании многоразовых жидкостных ракетных двигателей и возвращаемых ступеней ракет-носителей. К этому следует стремиться и в разработке космических кораблей, что делает оправданным совместные НИОКР в сфере двигателестроения, топлив, конструкционных материалов, электроники и систем управления. Существенный опыт таких разработок был накоплен, например, в Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова - КБ, разрабатывающем как авиационные, так и ракетные двигатели.

Какой бы путь вывода грузов на орбиту ни был принят - это лишь средство, и само по себе создание семейства ракет-носителей или многоразового космического челнока не может быть целью. Целями должны быть те задачи, для которых мы должны выводить на орбиту грузы, - будь то освоение околоземного пространства или запуск своего «Вояджера».

Успех в освоении космического пространства достижим лишь при условии предварительной разработки плана и постановки задач на дальнюю перспективу. Будь то база на Луне, полет к Марсу, исследование окраин Солнечной системы или просто реализация прикладных задач на орбите - отрасль должна понимать, что ей предстоит делать до начала реформирования. При этом времени остается не так много - еще несколько лет подвешенного состояния вызовут необратимые изменения, которые в сочетании с нарастающим отрывом конкурентов потребуют уже не реформирования, а восстановления отрасли.

Действующие сегодня «Основные положения основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», утвержденные президентом Российской Федерации 19 апреля 2013 года, выделяют ряд задач на период до 2015, 2020 и 2030 годов. Однако в этих положениях отсутствует конкретная, ясно сформулированная цель. Формулировки вида «обеспечить управление космическими объектами на околоземной орбите и траекториях полета к Луне, Марсу и другим объектам», «разработать обслуживаемый в полете космический аппарат» и т.д. дают лишь средства, однако глобальная задача, под которую можно и нужно выстраивать единую стратегию ее достижения, так и не сформулирована.

Эта задача может формулироваться различным образом, более того, в рамках развития космической отрасли государство может параллельно решать несколько стратегических задач - от создания рабочей инфраструктуры ближнего космоса, включая, например, постоянное обеспечение космической связью и вещанием всей территории страны, до освоения дальнего космоса, включая как пилотируемый полет, скажем, к Марсу, так и создание аппаратов для беспилотного исследования окраин Солнечной системы.

Представляется, что долгосрочное планирование в этой сфере должно быть разбито на несколько этапов, каждый из которых будет последовательно развивать достижения предыдущего.

Задачей первого этапа - на период до 2020 года - может стать создание нового семейства средств выведения, обеспечивающих: а) развертывание орбитальной группировки для полного покрытие доступной космической связью всей территории страны и решения других прикладных и научных задач; б) поддержание деятельности человека на орбите, включая возможное в перспективе развертывание космической станции на высокой орбите; в) возможность пилотируемого облета Луны с перспективой высадки на Луну двух-трех человек.

Задачами второго этапа - на 2020-2030 годы - могут стать следующие: а) создание на орбите Земли «промежуточного старта» - космической станции, на которой могут осуществляться сборка и запуск аппаратов для исследования дальнего космоса и/или пилотируемых полетов к Марсу и Луне; б) высадка на Луну двух-трех человек, НИОКР по созданию долговременной лунной базы; в) пилотируемый облет Марса; г) регулярные пуски космических аппаратов для исследования окраин Солнечной системы.

На перспективу после 2030 года возможным ориентиром может и должна стать марсианская экспедиция с высадкой человека (нескольких человек) на поверхность Марса, возможно - пилотируемая экспедиция к крупным объектам пояса астероидов, создание постоянно действующей обитаемой базы на Луне, возможно - создание обитаемой космической станции, вращающейся вокруг Солнца.

Последовательное решение задач этих этапов позволит не только достичь практических результатов, имеющих конкретный научный и экономический результат на каждом последовательно взятом рубеже, но и обеспечит практическую основу для реализации следующего этапа. В данном контексте главным результатом первого этапа должны стать отработанное производство широкой номенклатуры средств вывода на орбиту и технология производства космических аппаратов. Второго - отработанная технология длительных орбитальных полетов и межпланетный корабль. Говорить о результатах деятельности человечества в космосе на период после 2040 года и далее пока затруднительно в силу сложности прогнозирования научно-технического прогресса на такую длительную перспективу.

Этот список задач носит условный характер. В любом случае конкретные формулировки, этапы и сроки - удел соответствующих государственных органов и их контрагентов. Однако независимо от того, какой объем задач, сроки их достижения и итоговые цели будут выбраны, они должны иметь конкретный статус проектов с назначением генеральных конструкторов, утвержденными планами-графиками их выполнения и заключением контрактов на НИОКР и производственные работы в установленные сроки. При этом лучшим результатом будет выполнение более скромных задач, нежели очередной фантастический план, оставшийся на бумаге.

Вместе с тем искусственное ограничение развития отрасли исключительно решением прикладных задач будет профанацией самого смысла космической деятельности. Главной целью, можно сказать, конечным смыслом космической активности должны быть постоянное, непрерывное и последовательное наращивание знаний человечества об окружающем пространстве и рост возможностей его освоения. При этом на данном этапе развития вопросы рентабельности могут касаться лишь узкого участка практической деятельности, связанной с эксплуатацией различных коммерческих космических аппаратов. Все прочие задачи должны решаться исходя не из принципов коммерческой прибыльности, а из принципов технической реализуемости и научных потребностей.

В сферу приоритетных задач входят и вопросы обороны, включая разработку средств противодействия спутникам военного назначения и орбитальным ударным комплексам, а также создание собственных ударных средств в случае, если эта задача станет актуальной ввиду ухудшения внешнеполитической обстановки. В любом случае приоритеты космической деятельности России должны расставляться прежде всего исходя из интересов национальной безопасности и обеспечения лидирующих позиций в развитии науки и техники как залога безопасности. В случае если единственной целью развития космической деятельности будет объявлена экономическая выгода - лавочку можно немедленно закрывать.

Илья Крамник

06.09.2013 г.

 


Источник: Независимая газета НВО
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}