27.06.2014 :: 10:07
Корпоратизация Укрзализныци: во что хотят превратить госмонополию
На этой неделе Кабинет министров Украины сделал первый шаг по реформированию украинских железных дорог, приняв постановление «О создании Публичного акционерного общества «Украинская железная дорога».
Основная идея планируемой корпоратизации Укрзализныци (УЗ) - раздел регулирующей и хозяйственной функций на ж/д транспорте, а также привлечение к перевозкам частных операторов.
Министр инфраструктуры Максим Бурбак и первый заместитель гендиректора Укрзализныци Максим Бланк на встрече с журналистами рассказали, во что превратится УЗ в ходе реформы.
ЛІГАБізнесІнформ представляет ключевые тезисы докладов Бурбака и Бланка.
1. От коммунальной квартиры к единой структуре
По словам Бланка, со времен Советского Союза Укрзализныця представляла собой большую коммунальную квартиру из шести комнат (в Украине шесть железных дорог), принадлежащих разным хозяевам. Сейчас УЗ превращается в одну большую квартиру с одним хозяином, с одним центром обслуживания всех денежных, грузовых и пассажирских потоков. Это добавит экономической и транспортной эффективности железным дорогам как единой структуре.
Другими словами, будет единая экономическая вертикально интегрированная структура с понятной экономической моделью и задачами по ее оптимизации.
Первый этап корпоратизации закончится к началу 2015 года: Укрзализныця станет ПАО и заработает как единая структура.
2. Раздел полномочий
АО Укрзализныця будет выполнять исключительно функцию хозяйствующего субъекта. Все регуляторные функции (тарифообразование, безопасность и т.д.) будут отданы Министерству инфраструктуры.
3. И ради денег тоже
Реформа УЗ - это одно из условий западных партнеров (ЕБРР, Мирового банка, Европейского инвестиционного банка). Таким образом, УЗ восстановит с этими партнерами диалог, что позволит привлечь средства для реализации ключевых проектов. Это касается обновления подвижного состава, улучшения инфраструктуры (подписано соглашение о продолжении финансирования строительства Бескидского тоннеля), путевого хозяйства и электрификации УЗ (финансирование электрификации участка из Одессы в сторону Николаева).
ДАННЫЕ:
Доход Укрзализныци от реализации услуг в прошлом году сократился по сравнению с 2012 годом на 3,2% - до 51,05 млрд. грн. В частности, доходы от грузовых перевозок за прошлый год сократились на 5,3% - до 38,81 млрд. грн., в то время как доходы от пассажирских перевозок и багажа выросли на 8,1% - до 7,06 млрд. грн. В 2013 году УЗ сократила чистую прибыль на 38,4% - до 545,3 млн. грн.
4. Приватизации не будет. Пока
В структуру АО Укрзализныця войдут 25 филиалов (они объединят 31 предприятие и шесть железных дорог). При реформировании никакой приватизации не будет: действует и будет действовать запрет на отчуждение государственного имущества.
Идеологи реформы заявляют, что для них важно сохранить целостность украинской ж/д как структуры, обслуживающей пассажирские и грузовые перевозки, а также инфраструктуру.
5. Разделять грузовые и пассажирские перевозки пока не планируют
На первом этапе, который продлится два-три года, разделения грузовых и пассажирских перевозок не планируется. Главная задача - за этот период повысить экономическую эффективность УЗ. На втором этапе будет принято решение о дальнейшей реструктуризации УЗ и способах привлечения частного капитала. Либо проводить так называемое народное IPO всей УЗ, либо вычленять из госмонополии разные сегменты (грузовые перевозки - один из них) и привлекать крупных игроков в грузовую, пассажирскую и инфраструктурную компанию.
Сейчас эти решения не могут быть приняты, так как нет базы оценки. Она может появиться, только когда будет создана единая компания на первом этапе реформы.
6. Кому вершки, а кому корешки
Доходы от грузоперевозок являются ключевыми для работы УЗ. За счет этого также идет кросс-субсидирование убыточных пассажирских перевозок. По мере решения проблемы участия государства в финансировании пассажирских перевозок одновременно будет рассматриваться судьба грузоперевозок.
С одной стороны, вагоны могли бы покупать частные операторы, у которых гораздо больше возможностей для обновления грузового и пассажирского подвижного состава - это важный конкурентный фактор. В свою очередь УЗ могла бы сосредоточиться на инфраструктурной составляющей - пути, станции, логистические центры.
Сейчас нет решения что-то выделить из УЗ и передать в частное пользование. Бланк с Бурбаком не исключают, что УЗ пойдет российским путем: там были созданы отдельные грузовые компании, которые впоследствии были приватизированы. Второй вариант - китайские железные дороги, где все находится в одних руках и управляется одним единым центром.
7. Уволят каждого двадцатого
Профсоюзы поддерживают первый этап реформирования УЗ. Есть соглашение о количестве людей, которые будут уволены, но мы берем на себя обязательства переквалифицировать этих сотрудников и предоставить им рабочие места на промышленных предприятиях железнодорожной отрасли. В 2014 году будет сокращено 17 500 человек (в основном административный персонал) - около 5% от общего количества сотрудников УЗ.
8. Цена вопроса
На реформу не предусмотрены дополнительные расходы, помимо утвержденного в финплане УЗ юридического сопровождения.
В ходе реформы УЗ рассчитывает улучшить следующие показатели: долговая устойчивость, повышение производительности труда, повышение дохода на одного сотрудника, сокращение админперсонала, улучшение общих издержек по шести железным дорогам. Суммарный эффект экономии в первый год работы АО (2015) составит 1,2-1,4 млрд. грн.
Денис Кацило
27.06.2014 г.
Источник: Лига.net |