Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

11.08.2022 :: 18:12

Російські загарбники знову обстріляли Запорізьку АЕС
11.08.2022 :: 16:27

Угорщина офіційно підтвердила поновлення імпорту нафти з РФ
11.08.2022 :: 15:58

Загальні збитки інфраструктури внаслідок війни склали понад $110 млрд. - KSE
11.08.2022 :: 15:28

Китай є партнером РФ, потрібно робити відповідні висновки - голова комітету ВР
11.08.2022 :: 13:30

Авіакомпанія Wizz Air в обхід санкцій запускає рейси до РФ
11.08.2022 :: 12:02

«Укрзалізниця» призначила евакуаційний потяг на 11 серпня



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Российская газета
28.02.2008 :: 10:11
Корабли постоят. Но не ложатся на курс

Казалось бы, если уж с чем и повезло будущему российскому президенту, так это с экономической конъюнктурой. Владимир Путин оставляет своему сменщику сплошь позитивные показатели: в 2007 году рост ВВП составил 8,1 процента, реальных доходов населения - на 10,4 процента, заработной платы - на 16,2 процента, пенсий - на 3,8 процента, промышленного производства - на 6,3 процента...

Радужную картину портит разве что инфляция (11,9 процента в прошлом году), которая, естественно, «съедает» значительную часть приведенных выше цифр. Правда, эксперты указывают еще и на возможный
«заразительный» эффект кризисных тенденций как в мировой экономике, так и в экономике ее лидера - Соединенных Штатов, и на отнюдь не стабильный в перспективе уровень нефтяных цен. Что, безусловно, потребует от нового руководства страны нового же взгляда на ситуацию в национальной экономике, на необходимость перехода от количественных показателей к качественным, от поверхностно-витринных реформ к глубоким структурным трансформациям.

Взять хотя бы деловую хронику последнего времени, свидетельствующую об уровне конкурентоспособности отечественных производителей и отечественного менеджмента. Выглядит она следующим образом.

17 февраля Алжир заявляет о возврате 15 российских самолетов МиГ-29. Контракт был подписан два года назад на общую сумму около 8 млрд долларов. После поставки первой партии закупки прекратились. Алжирская сторона предъявила претензии к качеству двух самолетов.

21 февраля норвежская компания Odfjell ASA объявляет о расторжении контракта с ФГУП «ПО «Севмаш» на строительство 12 танкеров-химовозов. Контракт был заключен в 2004 году на сумму 544 млн долларов. Причиной разрыва контракта норвежская сторона называет серьезные задержки с окончанием строительства и требования россиян повысить стоимость контракта.

26 февраля тот же «Севмаш» посещает индийская делегация с целью проверки хода работ на авианосце «Адмирал Горшков». Контракт на поставку тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» был подписан в 2004 году. На ремонт и модернизацию крейсера отведено 52 месяца. Сумма контракта составляет 2-2,5 млрд долларов.

Пока он не расторгнут, но сам факт проверки отсылает нас в сентябрь прошлого года, когда представители индийского флота сообщили, что планировавшаяся на 15 августа передача Индии в лизинг российской атомной подводной лодки отложена до 15 июня 2008 года, поскольку Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) задерживает ее строительство на десять месяцев. Попутно Россия также настаивала на увеличении стоимости контракта с 650 до 785 млн долларов. Индия тогда согласилась на отсрочку, но отказалась пересматривать цену.

В прошлом же году Индия отказалась принимать модернизированный противолодочный самолет Ил-38 и дизель-электрическую подводную лодку из-за нареканий по поводу качества выполненных работ.

В результате всех этих задержек и проблем в начале декабря главком военно-морских сил Индии заявил, что Дели может пересмотреть формат военно-технического сотрудничества с Россией.

Есть претензии и у Китая, который долгое время являлся одним из главных заказчиков российской техники - как гражданской, так и военной. В частности, китайцев не устроило качество оборудования, поставленного российскими предприятиями на Тяньваньскую АЭС. Сорванным оказался и подписанный в 2005 году миллиардный контракт на поставку Китаю 38 самолетов Ил-76 и Ил-78...

За всей этой чередой малоприятных фактов легче всего усмотреть «происки врагов», на которых мы привыкли списывать наши неудачи. Однако ни Китай, ни Индию к этой категории никак не отнесешь. Другое дело, что конкуренция на мировых рынках сегодня настолько жестока и предъявляет столь суровые требования к соотношению цена - качество, что никакими идеологическими или геополитическими соображениями не компенсировать ни низкое качество продукции, ни завышенные цены на нее.

Приведу мнение аналитика компании «Велес Капитал» Марины Иркли по поводу ситуации в мировом судостроении. Российские компании теряют на этом рынке свою долю, считает она, из-за сроков строительства, которые не отвечают современным стандартам и требованиям. Так, на российских верфях строительство судна затягивается на 1,5 года, в то время как на азиатских - 7-8 месяцев.

Что же касается ценовой политики, то другой аналитик, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, убежден, что в конфликте с норвежцами «менеджмент «Севмаша» специально занизил стоимость, чтобы всеми правдами и неправдами заполучить этот контракт, а затем надавить на заказчика, чтобы он доплатил». Просчитались. Никто ничего не собирается доплачивать. А надежды на то, что «Севмаш» самостоятельно достроит корабли и реализует их на открытом рынке, просто наивны. Да и кто теперь даст им новый кредит?

Здесь, конечно, возникает проблема эффективности государственных предприятий - и с точки зрения качества, и с точки зрения управления. Ведь те же госкорпорации, на которые в последние годы была сделана ставка, очень закрытые, неподконтрольные ни обществу (хотя бы через парламент), ни правительству структуры, управляющие огромными финансовыми потоками без наблюдательных советов и советов директоров. Да и государственными такого рода корпорации являются чисто номинально: государственная собственность отдается в управление группе чиновников, которые распоряжаются ею как вполне частной. Откуда, в частности, и пресловутый рост коррупции.

Я уже как-то цитировал статью, появившуюся в журнале «Экономист» еще в период нэпа: «Капиталистические по форме государственные тресты и другие хозорганы, безусловно, лишены того, что называется «капиталистическим духом». Это понимали даже коммунисты-радикалы. Вот что, к примеру, писал в тот же период Троцкий: «Правления наших трестов, а затем и директора наших предприятий не являются настоящими хозяевами, которые за всем бы смотрели, за все болели душой, дорожили бы каждой минутой времени, берегли бы каждую копейку...»

Так что о «прелестях» государственного капитализма было известно еще в начале прошлого века, и его новая версия вряд ли окажется более эффективной. Сегодня, при всех прочих равных условиях, частные предприятия намного лучше справляются с заказами, чем государственные. Государство же получит свои деньги в виде налогов и других отчислений. И если, скажем, частная верфь завалит контракт, она станет банкротом и исчезнет с рынка, тогда как за провалы госпредприятий прямо или косвенно расплачиваемся мы, налогоплательщики...

...На этой неделе первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев заявил, что зарплаты в России (см. выше) растут слишком быстро: темпы роста доходов населения в России более чем в два раза превышают темпы роста производительности труда. У чиновника Центробанка, конечно, здесь свой резон: снизить инфляционные риски. Но есть и другая сторона дела, наверное, обидная для нас: мы действительно зарабатываем деньги качественным трудом или просто получаем ренту от нефтедолларового дождя?

Виталий Дымарский

28.02.2008 г.


Источник: Российская газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2022

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}