04.04.2008 :: 11:19
Конец Южного моста близок
Движение по Южному мосту в Риге будет открыто в срок - в декабре этого года. Полностью же самый масштабный и самый дорогой проект подобного рода в Балтии за последние 25 лет планируется завершить к 2012 году.
Практически белый бетон будущей проезжей части на теплом весеннем солнце слепит глаза. Сейчас ведется строительство дорожных развязок на правом берегу Даугавы, а на самом мосту полным ходом идет бетонирование тротуаров и велосипедных дорожек. Ведется и работа по тонкой настройке натяжения вант веселенького оранжевого цвета. Под мостом по реке туда-сюда снует небольшой баркас.
Как сообщил вчера прессе руководитель дирекции строительства Южного моста Эдуард Раубишко, возведение Южного моста началось в ноябре 2004 года. Два берега он соединил в начале весны прошлого года, а теперь переправу уже готовят к предстоящим в августе ходовым испытаниям несущей способности. Мост подвергнется длительному «наезду» сотни тяжелых грузовиков Volvo. Г-н Раубишко вчера пообещал, что в этот момент сам будет находиться под мостом в лодке. За качество он готов ответить в прямом смысле слова собственной головой.
За восемь лет
Машины простых смертных по мосту пойдут в декабре этого года. Примерно тогда же будут готовы и эстакады, которые соединят переправу с улицами Краста и Маскавас.
Таким образом завершится первый этап строительства. Он обойдется городской казне в 254,3 млн. латов. Доля непосредственно строителей и проектировщиков в этой внушительной сумме - едва треть: 85,5 млн. латов, из которых примерно 50 млн. латов потребовали эстакады на правом берегу, на стыке ул. Краста, Маскавас и Славянского (Стахановского) виадука. Остальное съедают инфляция и банковские проценты по кредиту.
Второй этап - создание трехуровневого перекрестка на месте нынешнего «замкнутого круга» с плявниекской стороны моста Славу - планируется закончить в 2011 году. Общие расходы на вторую очередь оцениваются уже в 313,4 млн. латов, из которых цена самого строительства - 170 млн.
Третья, и последняя, очередь - дорожные развязки на задвинском берегу - должна быть готова в 2012 году. Их стоимость пока точно не определена, но некоторые специалисты уже озвучивали цифру в 57 млн. латов. Это без всяких банковских процентов.
С вантами - лучше
Длина самого моста составит 803 метра (а всей трассы - 2,5 км), ширина - 34,28 м. Переправа будет иметь по три полосы движения в каждую сторону, а также тротуары для пешеходов и велосипедные дорожки. Предполагаемая скорость движения - 80 км/ч.
Мост поддерживается вантами. Последние - оптимистичного оранжевого цвета. «При создании в этом месте моста можно было обойтись и без вант. Тут грунт очень хороший, - рассказал вчера г-н Раубишко. - Однако еще на стадии проектирования было решено все-таки сделать мост подвесным». Логика тут такова. «Обычная» переправа примерно через 20-30 лет потребует серьезного ремонта - окружающая среда в Риге агрессивная, разрушает и бетон, и металл. А это неминуемо ведет к падению несущей способности.
Использование же вант обеспечивает просто фантастический запас прочности: по словам Э.Раубишко, мост без всяких проблем прослужит 100 лет. Это - расчетный срок до первого капитального ремонта.
Кто крайний?
Но вот стоимость Южного моста - это отдельный, очень неприятный и сюрреалистический разговор. С самого начала грандиозный проект дорожал быстрее, чем строился. В 2006 году общие расходы на него оценивались в 173 млн. латов. Сейчас же смета только первых двух очередей составляет около 624 млн. латов: 254,3 млн. латов за первую, 313,4 млн. латов - за вторую и примерно 57 млн. латов - за третью. Большая часть этой космической суммы - заем, взятый в германском Deutsche Bank вместе с процентами по 20-летнему кредиту.
Поначалу высшие должностные лица Риги хорохорились и говорили, что все в порядке - мол, инфляция и сложность работ дают о себе знать. Теперь же и мэр города Янис Биркс откровенно признает: выбранная модель финансирования моста оказалась огромной ошибкой. (Впрочем, ключевые решения по первой очереди принимались его предшественниками. - &.) Теперь градоначальник обещает не допустить повторения при создании Северного транспортного коридора, только строительная стоимость которого оценивается в миллиард латов.
Игорь ЛЕОНОВ
04.04.2008 г.
Источник: Бизнес&Балтия |