Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

24.06.2019 :: 14:06

В августе этого года мы планируем объявить тендер на строительство КПВВ «Чонгар» - Ю.Лавренюк ©
24.06.2019 :: 13:57

Украина закачала в подземные хранилища свыше 13 млрд. куб. газа
24.06.2019 :: 13:29

«Укрзализныця» с 1 июля повышает зарплату работникам на 10% ©
24.06.2019 :: 12:34

Суд разблокировал конкурс на главу Государственной таможенной службы
24.06.2019 :: 11:40

АЭС Украины 23 июня выработано 183,20 млн. кВтч электроэнергии ©
24.06.2019 :: 11:32

Автогаз в розничных сетях 24 июня подешевел в среднем до 13,29 грн./л [таблица]



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
30.09.2014 :: 10:43
Компромисса пока не будет

Украина вывела газовые переговоры с РФ за горизонт ценовых претензий и вряд ли сможет сейчас получить желаемое

В Киеве 22-23 сентября под председательством Украины состоялось очередное заседание Совета Министров государств Европейского энергетического сообщества - кроме технических докладов, посвященных итогам стресс-тестов национальных ГТС, главным политическим аспектом саммита стало обсуждение необходимости введения санкций против Республики Сербия за невыполнение ранее взятых на себя обязательств в газовой сфере. Участники совещания заявили прессе, что Белград срывает сроки
распространения на свою территорию требований Второго энергопакета.

Дефицит договоренностей

Обсуждая проблему, участники киевского заседания поддержали выводы секретариата организации о том, что соглашения, заключенные в 2013-2014 годы между правительствами РФ, Сербии и Македонии в рамках газопроводного проекта «Южный поток», не отвечают нормам ЕС, что и вызвало реакцию последнего.

Поднятая в Киеве проблема может помочь Украине в ходе намеченного на 26 сентября в Берлине очередного раунда трехсторонних газовых переговоров между ЕС, Украиной и РФ. Официально главным предметом встречи должна стать попытка сторон достичь предсудебного урегулирования ценового газового спора, иск в отношении которого был передан Киевом весной этого года в Стокгольмский арбитраж.

Интерес российской стороны состоит в желании выторговать у Брюсселя взамен разблокирования поставок газа в Украину льгот для проектов «Южный поток» и «Северный поток» - OPAL - Gazelle.

Есть неофициальная информация о том, что уполномоченный представитель Еврокомиссии на переговорах в Берлине имеет мандат на предложение РФ прекратить газовую изоляцию Украины, взамен чего Киев восполнит недостающие объемы импортного газа по среднерыночной цене.

Дефицит этот возник накануне отопительного сезона сугубо по вине украинских чиновников. Они договорились о регулярных реверсных поставках газа из Польши и Словакии, но не смогли сделать то же самое с компаниями Венгрии, Молдовы и Румынии. В итоге объем дефицита газа у нас официально озвучен на уровне 5 млрд. м3.

Рассмотрение Советом Министров Европейского энергетического сообщества возможности принятия санкций в адрес Сербии и Македонии выглядит очень важным. Если вопрос «Южного потока» будет выведен за рамки трехсторонних переговоров Украина - Россия - ЕС, то «Газпром» уже не будет иметь оснований просить для этого проекта какие-либо льготы. Поставки газа в Украину, таким образом, могут быть разблокированы без встречных российских требований к Европе, и опираясь сугубо на компромисс двух сторон спора в Стокгольме.

Многоэтажные претензии

Пока же подобное соглашательство выглядит абсолютно невозможным из-за разного «веса ставок», которые поставила каждая из сторон на итоги арбитражного суда. Суть претензий российской стороны в этом споре проста - это попытки предложить Киеву ценовые скидки на газ взамен лояльности украинских властей. По крайней мере, об этом шла речь на всех предыдущих раундах переговоров новой киевской власти с «Газпромом».

Отметим, что как-то незаметно из контекста интересов «Газпрома» в 2013-2014 годах выпали намерения требовать от Киева преференции для посредников российской монополии на внутреннем газовом рынке Украины. Этого уже нет. Никогда, по сути, не было и стабильной лояльности, невзирая ни на какие скидки.

Суть украинских претензий более многослойна. Киев считает согласованную в 2013 году цену российского газа на этот год ($385/1 тыс. м3) не рыночной, а политически мотивированной. Средняя цена, по официальному мнению Киева, составляла $364-372/1 тыс. м3. Украина на протяжении мая-августа смогла сэкономить не менее $500 млн. за счет реверса поставок газа - переводя свой импорт на более дешевые европейские источники.

Переход Киева от покупки углеводородов непосредственно у «Газпрома» к закупкам газа у компаний ЕС - это и есть корпоративная задача отечественной арбитражной претензии. Хотя на первый взгляд судебная тяжба в Стокгольме выглядит заурядной, так как за последние годы европейские покупатели газа уже не раз вынуждали российского монополиста снизить цены в судебном порядке.

С Украиной все намного сложнее. Потому что кроме уменьшения стоимости голубого топлива перед Киевом стоит намного более сложная задача - прекратить эксклюзивные полномочия «Газпрома» на транзит газа по территории Украины и использование ее ПХГ, после чего раздать эти права всем желающим.

Указанные полномочия закреплены в долгосрочном украинско-российском газовом соглашении на 2009-2019 годы. Если Стокгольмский арбитраж признает полное право Украины разорвать этот контракт, корпорации ЕС смогут перезаключить аналогичные соглашения с «Газпромом» на новых условиях закупки газа на входе в ГТС Украины.

Ныне весь свой импорт из РФ они закупают у компании «Газпромэкспорт» и ее агентов в Ужгороде, а также на других выходах из отечественной системы. Киев предлагает, как ему кажется, более выгодный для Европы вариант покупки газа на границе Украины с Россией.

Таким образом, ценовой вопрос расширился до очень уж неприличных размеров. А значит досудебный компромисс между сторонами суда в Стокгольме на нынешнем этапе вряд ли возможен. Если, конечно, переговорщики будут оперировать теми же аргументами, что и последние полгода.

Отобрать и поделить

Нынешний дефицит в размере 5 млрд. м3 природного газа, судя по всему, в Киеве намерены гасить всеми возможными способами, координировать которые планирует созданная в начале сентября в Киеве многосторонняя межведомственная кризисная группа из руководителей Минтопэнерго США и Канады, детали работы которой станут известны только после первого заседании 29 сентября. Пока же все увлеченно изучают широкий ассортимент антикризисных мер, разрабатываемых правительством Яценюка в сфере энергетики, почему-то мало обращая внимание на желания правительства в пиковые периоды спроса на газ ограничить подачу голубого топлива на химические и металлургические комбинаты, которые находятся в определенной иностранной собственности. По некоторым оценкам, эта специфическая категория промышленных потребителей ежегодно закупают для своих нужд и нужд партнеров от 7,4 млрд. до 8,7 млрд. м3 газа. Исходя из такой оценки, ограничение спроса этих предприятий в отопительный период будет способно перекрыть текущий дефицит в 5 млрд. м3.

Иван Петров

30.09.2014 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов