Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
12.02.2013 :: 10:27
Кладовые на экспорт

Главный позитив сегодняшней экономики Восточной Сибири - наличие ресурсного потенциала: уголь и гидроэнергия; золото, цветные и редкие металлы. Именно разработка месторождений цветных металлов являлась последние десятилетия специализацией субконтинента. Производство энергии опирается преимущественно на мощные гидростанции и ориентируется на данный сектор экономики.

Добыча углеводородов в Восточной Сибири до настоящего времени развивалась слабо, особенно если сопоставлять с Западной Сибирью. Запасы углеводородного сырья в регионе рассредоточены по ряду крупных и большому числу
более мелких месторождений, удаленных на значительное расстояние друг от друга, от мест потребления и переработки нефти и газа, и расположены в регионах, где отсутствует какая-либо инфраструктура по транспорту углеводородного сырья. Причина - слабое заселение и удаленность от экономического «центра тяжести» экономики России. Расстояние от крупнейших месторождений региона до действующих в регионе систем нефтепроводов по прямой составляет от 570 до 1200 км, магистральная инфраструктура по транспорту газа в регионе до недавнего времени практически отсутствовала.

Результатом негативной доминантой энергетики этого региона стало малое внутреннее потребление производимых в регионе продуктов. Это также объясняет отсутствие эффективных экономических связей с мировыми экономическими центрами вне сектора экспорта цветных металлов.

Реализация проектов по разработке углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока может дать существенный импульс для регионального экономического роста - 9-11% в год. Дилемма такова: ориентировать производство нефти и газа на внутренний рынок или на экспорт? Внутренний рынок Восточной Сибири может потреблять не более 10-15% потенциальной добычи нефти и газа, это энергетическое сырье не выдерживает конкуренции с электроэнергетикой и угледобычей. Важно, что Восточная Сибирь соседствует с экономически сильными странами - потенциальными потребителями энергоресурсов, в первую очередь углеводородов. По логике производство нефти и газа следует ориентировать на экспорт.

В Восточной Сибири и на Сахалине имеется, по данным институтов Газпрома, 18 млрд. баррелей неосвоенных запасов нефти и 196 трлн. куб. м газа. По другим сведениям, этих запасов существенно меньше. Все же, по мнению многих специалистов и институтов, этот регион может поставлять на экспорт до 30 млн. т нефти и 50 млрд. куб. м газа ежегодно. При условии, что будут проведены масштабные геологоразведочные работы и построена система трубопроводов к Тихому океану. Все же на данной стадии не ясно: чем будут заполняться экспортные трубопроводы?

Ввиду сокращения европейского рынка энергоресурсов возникла идея «восточного поворота» западносибирских ресурсов нефти и газа. Естественных препятствий для объединения месторождений в единую систему не имеется. Впрочем, известно, что базовые месторождения региона на грани истощения и намечается выход на арктические шельфы.

Западная Сибирь ориентирована на экспорт газа на Западную и Центральную Европу. Газовая инфраструктура и магистральные газопроводы в Европу были построены тридцать лет назад, продолжают эффективно функционировать и развиваться. Однако расчеты показывают, что подача газа и нефти на Восток из данного региона экономически нецелесообразна в силу расстояний до центров потребления.

Возможны лишь поставки газа и нефти в Северо-Восточный Китай. Поставки в Корею, Японию и страны АТР рациональны только с опорой на месторождения Восточной Сибири.

Из восточносибирских месторождений наиболее исследовано Ковыктинское газоконденсатное месторождение - самое крупное месторождение газа в Восточной Сибири. Оно находится в благоприятных географических условиях, всего в 350 км к северо-востоку от Иркутска. Запасы газа по месторождению доведены до 1,6 трлн куб. м, в том числе по категории С1 - до 1129 млрд. куб. м, что составляет 70% от объема запасов. Возможности ежегодной добычи - до 40 млрд. куб. м газа, в том числе на. экспорт газа в страны АТР в объеме 25-30 млрд. куб. м в год.

Экспортная ориентация нефтяной и газовой промышленности российского Востока обусловлена наличием крупных потребителей, в первую очередь Китая и Японии, а также обустроенной зоны Транссибирской магистрали. Конкурируют три варианта выхода восточносибирских энергоресурсов на мировой рынок:

через Улан-Удэ и Читу в Северо-Восточный Китай (Дацин и Харбин), далее в Далянь и в Корею. Протяженность маршрута до побережья Китая - около 3720 км (в том числе по китайской территории - 1770 км). Самый сложный участок газопровода - морская часть трассы (530 км) по дну Желтого моря: рельеф дна и глубины препятствуют прокладке;

через Монголию (вдоль железной дороги Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин) и далее к портовому городу Циндао. Протяженность трассы 3910 км (в том числе по территории Монголии - 845 км, по территории Китая - 1175 км). Морская часть трассы - 580 км. Против этого варианта возражает китайская сторона;

газопровод из Китая через Северную Корею в Южную Корею. В этом случае длина маршрута составит 3810 км, из которых 2010 км проходит по Роccии.

Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан проектной мощностью 80 млн. т нефти в год пройдет из Тайшета севернее озера Байкал, через Сковородино, в тихоокеанскую бухту Козьмина. Начало трубопровода будет находиться на Чаяндинском месторождении нефти и газа в Якутии.

Проводится строительство ответвления для экспорта нефти в Китай мощностью 15 млн. т в год, включая сооружение нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода. Протяженность ВСТО - 2700 км. Нефть вначале будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке строительство должно было обойтись в 11,5 млрд. долл., первый этап в - 6,6 млрд. долл. Позднее только первый этап, включающий морской терминал в бухте Козьмина, оценен в 11 млрд. долл.

Газопроводу Якутия-Хабаровск-Владивосток 27 декабря 2012 года на заседании Госсовета Владимир Путин предложил название «Сила Сибири». Начало трубопровода будет находиться на Чаяндинском месторождении нефти и газа в Якутии. Частично он прокладывается внутри интегрированного коридора вместе со второй частью нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» для экспорта в Японию и поставок на проектируемый нефтехимический комплекс в Приморском.

Из возможных маршрутов транспортировки газа критерию диверсификации отвечает «широтный» газопровод, проходящий вдоль трасс БАМа и Транссиба с выходом к побережью Японского моря. При этом часть объемов газа (до 30 млрд. куб. м) могла бы экспортироваться в виде СПГ, остальная - поставляться российским потребителям или экспортироваться в Китай и Корею по отводам.

Проект открывает перспективу доступа российского газа на рынок сжиженного природного газа во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию, Корею, Тайвань; может обеспечить сбыт сетевого газа в российских регионах прокладки маршрута а также в Корею до 10 млрд. куб. м к 2010-2015 гг.

Перспективными для сбыта российских углеводородов представляются рынки Японии, Кореи и Тайваня с совокупным годовым импортом нефти и нефтепродуктов более 450 млн. т, сжиженного газа - 102 млрд. куб. м. Зависимость этих рынков от ближневосточных и южно-азиатских поставщиков и стремление правительств этих государств диверсифицировать импорт нефти и газа открывают существенные перспективы для сбыта российских углеводородов. Основным импортером газа намечается Китайская Народная Республика, хотя собственная база газодобычи в КНР достаточна: геологические ресурсы природного газа в стране оцениваются в 46,2 трлн. куб. м, в том числе на суше - 39 трлн. куб. м, а подтвержденные запасы составляют свыше 3 трлн. По-видимому, Южная Корея и Китай будут готовы принять российский газ в период с 2010 по 2015 год.

Нетто-импорт сырой нефти в Японии составил в 2010 году 212 млн. т, импорт нефтепродуктов - 45,2 млн. т, при этом основными источниками поставок являлись страны Ближнего Востока (209 млн. т, или 80%), а также Юго-Восточной Азии (34,2 млн. т, или 13%). Рынок Южной Кореи готов принять газ уже «завтра»: объем инвестиций южнокорейских предпринимателей в сектор энергоресурсов в 2011 году составил 7,8 млрд. долл. Требуется единственное: чтобы цены поставок были ниже сложившихся на рынке СПГ. Приемлемое решение - сжатый газ, который может быть поставлен из портов Сахалина и Приморья по ценам примерно европейского рынка.

Для организации поставок КПГ не требуются крупные инвестиции. Доставленные в порты контейнеры с компримированным газом могут принять на борт суда-контейнеровозы. Погрузка в портах в зависимости от величины потока может быть обеспечена и традиционными для портов и специализированными средствами (см. рис.1 - схема энергоснабжения Россия-АТР).

В последнее время появилась информация о начале исследований в Японии по использованию залежей глубоководных метаногидратов - соединения метана и воды на дне глубоководных шельфов прибрежных вод.

Доля сахалинского СПГ в объеме потребления не превышает 8%, но общая зависимость от поставок газа, в первую очередь Ближнего Востока, считается чрезмерной, особенно после последствий аварии на АЭС Фукусима. Однако по мнению экспертов, метаногидриты из-за высокой стоимости добычи смогут ограничить потребление СПГ лишь через десятилетия. Поэтому перспективы экспорта российских энергоресурсов в страны АТР на ближайшие десятилетия вполне надежны.

Алексей Хайтун

12.02.2013 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}