Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
26.11.2012 :: 12:29
Киев пролетает мимо среднеазиатской гонки вооружений

Еще несколько лет назад Туркменистан мог рассчитывать на Украину при заказе серии космических спутников, но сегодня об этом и речи быть не может

Украина продолжает проигрывать конкурентам высокотехнологические рынки Средней Азии - все больше продаж военных радаров, авиационных ракет или аэрокосмической техники двойного назначения в этом регионе уходит к конкурентам украинских производителей. До 2003-2004 годов главным партнером Киева в регионе считался Туркменистан, продававший Украине газ и закупавший изрядное количество украинской военной техники. Сегодня те радужные времена
забыты, и эта страна, не смотря на свою постсоветскую технологическую специфику, решила отдать предпочтение компаниям ЕС при закупке серии спутников связи и дистанционного зондирования земли. Об окончательном решении Ашгабата отдать программу TurkmenSat европейской ThalesAlenia Spase было заявлено 20 ноября. Первый спутник серии запустят с космодрома в Китае. Аналогичный выбор в пользу ThalesAlenia Spase немного ранее сделал Азербайджан. Он планирует вывести первый спутник AzerSat с французского космодрома Куру уже в ближайшие месяцы - в Баку посчитали, что космическую технику двойного назначения, способную работать как на оборону, так и на гражданский сектор, будет эффективнее закупать у европейских, а не российских компаний.

Продавцы современной техники связи и зондирования земли странам среднеазиатского и прикаспийского региона уже в ближайшее время смогут расширить свое присутствие в смежных отраслях - таких как противовоздушная оборона и система управления военно-воздушными силами. Опередил всех на этом пути Азербайджан. Считаясь самым богатым покупателем вооружений в регионе, он в прошлом году заключил крупные сделки на поставку авиатехники и радаров с компаниями ЕС и Израиля. На очереди - Узбекистан, который в этом году начал замораживать свое членство в пророссийском военном Ташкентском пакте (Организации Договора о коллективной безопасности государств СНГ, ОДКБ). Дело среди прочего в том, что намечавшиеся еще в 2001-2004 годах планы узбекистано-российского сотрудничества в области космической связи и зондирования земли так и не состоялись. Российские политики, судя по всему, опять начали свою вечную игру в несимметричную зависимость. Поэтому, вместо уточнения судьбы российско-узбекских космических планов, узбекский МИД 29 июня 2012 года направил ноту с заявлением о приостановке членства в ОДКБ. Окончательно перспектива ухода Ташкента из Ташкентского Пакта обозначилась 19 ноября, когда узбекскую столицу посетил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. По возвращению в Москву, генсек объяснил прессе происходящее совсем не дипломатично, показав накал борьбы: «Как только жареный петух клюнет, ситуация изменится. Я думаю, это долго продолжаться не будет».

В какую сторону пойдет Узбекистан после выхода из ОДКБ, стало ясно 13 ноября, когда в соседнем Кыргызстане состоялся саммит прокитайски ориентированной Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). На этом саммите Узбекистан, после чуть ли 15-летних проволочек, неожиданно согласился на строительство новой стратегически важной железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Ранее ее маршрут Ташкенту не нравился. Ныне единственным условием стала просьба создать Банк ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, через который будет проведен более чем 2-миллиардный строительный подряд China National Machinery Imp. & Exp. Corporation.

В Средней Азии эта новая линия транспортных коммуникаций рассматривается наравне с двумя другими уже завершенными стратегическими проектами: газопроводом Туркменистан-Иран и железной дорогой Иран-Туркменистан. Москва на протяжении многих лет критиковала проект за его явную антироссийскую направленность. Пока что железнодорожный путь из стран Персидского залива в Китай проходит через Казахстан, который входит в ОДКБ, и это очень Москву устраивает. Альтернативная дорога в Китай пройдет мимо, кроме того, она будет иметь 48 тоннелей - они служат идеальным средством обеспечения скрытной переброски войск и военной техники из КНР в страны-партнеры по ШОС.

Эти и другие перемены, сотрясающие рынок транспортных коммуникаций и оборонной инфраструктуры в Азербайджане и странах Средней Азии - достаточно неплохой способ заработать для компаний из стран, формально не вовлеченных в борьбу Китая, ЕС и России за влияние в регионе. К ним, например, можно отнести компании Израиля, активно продвигающего на этот рынок свои вооружения, или компании Малайзии, которые выкупили больше половины мощностей азербайджанских спутников связи.

Когда-то, в начале минувшего десятилетия, подобную роль «отстраненного» игрока на сложных региональных рынках высоких технологий удавалось играть и Украине. Тогда наша страна сумела в обход интересов РФ продать Туркменистану станции радиоэлектронной разведки «Кольчуга», а также, в обход интересов целого ряда стран, смогла развернуть наземный центр связи и построить спутник дистанционного зондирования земли для Египта. Вполне возможно, что рано или поздно Киев сумеет вернуться к былой практике проникновения на сложные высокотехнологические рынки, и снова сможет примерить тогу «отстраненного» поставщика оборонных и двойных технологий. Но зацикленность украинской политики на РФ ныне выглядит буквально легендарной, и следовательно, мало кто видит Киев как независимого и действительно отстраненного игрока.

К слову, накануне выше упомянутого эпохального визита в Узбекистан генерального секретаря ОДКБ Бордюжи, по этому региону совершил турне министр обороны Украины Дмитрий Саломатин, который 15-19 ноября посещал Азербайджан и Казахстан. Никаких заявлений о начавшемся процессе распада Ташкентского пакта украинский министр не делал, и в отличии от последних событий в регионе, этот визит не привнес ничего нового. В Баку в центре визита были намерения развивать начатую еще в 2001 году программу закупки в Украине истребителей Миг-29, модернизированных украинскими заводами (головным предприятием коренной модернизации является Львовский авиаремонтный завод, в программе участвуют киевский авиаракетный завод «Артема» и радиоэлектронная компания «Фазотрон»). Что же касается Казахстана, то на своей родине, в Караганде, министр обороны Украины принял участие в церемонии открытия украинского консульства. Почетным главой этого диппредставительства в Киеве решили назначить местного бизнесмена Эрлана Досмагамбетова. Кроме этого, в центре визита было посещение компании «Казахстан Инжиниринг», которая намерена начать лицензионную сборку украинских бронетранспортеров БТР-4. Производителем этих машин является Харьковский завод им. Малышева - при этом, незадолго после решения перенести часть производства БТР-4 с территории Украины на территорию родного Саломатину Казахстана, этот завод почему-то «созрел» до начала процедуры банкротства.

Словом, не смотря на набирающий обороты распад Ташкентского Пакта, военно-промышленная политика Киева в странах Каспия и Средней Азии пока что не претерпела никаких изменений. Она сконцентрирована преимущественно вокруг экспорта сравнительно недорогой бронетехники, модернизации самолетов и сборки морских патрульных катеров. О более дорогой технике, спутниках, станциях радиоразведки или ракетных комплексах ПВО в архитектуре нынешней украинской экспансии почти нет места. Что не может не заслуживать одобрения Кремля

Андрей Старостин

26 ноября 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}