Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
21.03.2013 :: 10:16
Киев корректирует энергетические планы Москвы

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) готовы предоставить Украине кредиты по 300 млн. долл. для реализации программы повышения безопасности атомных станций. Соответствующие соглашения планируется подписать в начале следующей недели.

В этом году российская компания «Атомстройэкспорт» должна была возобновить замороженное в 1990 году строительство третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС. Договоренность о возобновлении совместных работ была достигнута ровно три года назад, сразу после победы Виктора Януковича на
президентских выборах.

В июне 2010 года было заключено рамочное межправительственное соглашение о достройке двух энергоблоков к 2018 и 2020 годам. Документ предполагал, что российская сторона обеспечивает финансирование проекта в объеме, необходимом для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию блоков.

В марте прошлого года украинские регулирующие органы одобрили технико-экономическое обоснование строительства. А в сентябре Верховная Рада дала добро на начало строительства. Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отметил, что последний вопрос, остававшийся нерешенным, был связан с финансированием. По его словам, украинская сторона планировала примерно половину необходимых средств получить в виде кредита от Сбербанка России: «Но соглашение так и не было подписано. Никто кроме участников переговоров точно не знает, почему. По слухам, не пришли к общему мнению относительно ставки кредитования».

Украинский чиновник на условиях анонимности заверил, что причина проволочек была в другом: «Во-первых, российская сторона пытается решать все проблемы с Украиной в пакете: и атомная энергия, и газ, и Таможенный союз. Это усложняет переговоры в каждом отдельном направлении. Во-вторых, они хотят внести в кредитный договор дополнительные условия, чтобы получить контроль над теми блоками, которые будут построены».

В конце декабря генеральный представитель госкорпорации «Росатом» в Восточной Европе и Украине, вице-президент компании «Русатом Оверсиз» Александр Мертен в интервью агентству «Интерфакс-Украина» рассказал, что проект достройки энергоблоков находится на стадии технической подготовки. Он отметил, что в других странах корпорация финансирует строительство АЭС по принципу bult-own-operate (строй-владей-эксплуатируй). «В этом случае АЭС сооружается на средства российских инвесторов, а заказчик получает электроэнергию по тарифу, зафиксированному на 10-15 лет вперед», - пояснил он.

В Украине атомная энергия, доля которой составляет около половины всей вырабатываемой электроэнергии, традиционно ценится дешево. Как поясняют специалисты, цена устанавливается централизованно, а электроэнергия продается через единый оптовый рынок. В результате государственные органы за счет атомщиков удешевляют электроэнергию для потребителей.

По официальным данным, на 1 февраля задолженность госпредприятия «Энергорынок» перед госкомпанией «Энергоатом», которая выступает оператором всех 15 действующих в стране блоков АЭС, превысила 700 млн. долл. Источник «НГ» отметил, что прошлый год одна из самых успешно работающих компаний закончила с убытком в сотни миллионов долларов. «Допускаю, что все идет к корпоратизации «Энергоатома», о которой власти заявили в прошлом году, но к реализации которой пока не приступили. Корпоратизируют, акционируют и продадут. Дешево, раз уж специально сделали компанию убыточной», - отметил он.

Юрий Корольчук считает, что в покупке такого актива заинтересованы в равной степени и российские, и европейские структуры. «Россияне с 2010 года продвигают проект создания украино-российского атомного СП. Но, правда, неофициально увязывают его то с газовыми переговорами, то с флотскими проблемами, то еще с чем-то. А решить все одним махом в одном пакете документов не получается. Европейцы же стремятся интегрировать украинскую энергетику в свою энергетическую систему. Вероятно, здесь играет важную роль и вопрос безопасности. По крайней мере обращает на себя внимание легкость, с которой европейские структуры готовы выделять средства в рамках программы повышения безопасности украинских АЭС. Хотя, например, на модернизацию газотранспортной системы денег вроде нет», - отметил эксперт.

Подтверждением слов специалиста можно считать проведенные в Украине стресс-тесты действующих атомных энергоблоков. Проверка, организованная совместно ЕС и МАГАТЭ, касалась даже тех параметров безопасности, которые в обычных условиях не применяются. В целом иностранные эксперты остались довольны уровнем безопасности украинских АЭС, но сделали ряд предложений, для реализации которых у «Энергоатома» нет собственных финансовых возможностей. И после этого стало известно о планах по выделению 600 млн. долл. кредитных средств.

В Киеве отмечают, что проект не так прост, как кажется. Как пояснила в интервью «Первому деловому телеканалу» научный сотрудник отдела энергетической и ядерной безопасности Национального института стратегических исследований Украины Ольга Кошарная, речь может идти о продлении эксплуатации действующих энергоблоков: «Там есть мероприятия по замене оборудования, которое отработало проектный срок».

По данным чиновников «Энергоатома», Украине, начиная с текущего года, придется продлить срок эксплуатации 9 из 13 энергоблоков ВВЭР-1000 в течение шести лет. Общая стоимость работ оценивается свыше 3 млрд. долл. Ранее в кулуарах речь шла о том, что российская сторона, наладив сотрудничество в ходе достройки двух энергоблоков Хмельницкой АЭС, может продолжить работу по модернизации других блоков.

Но на данном этапе выяснилось, что даже достройка может застопориться: те блоки, основа которых закладывалась в 1990 году, видимо, не смогут соответствовать современным требованиям европейских структур. Чиновник, с которым удалось пообщаться корреспонденту «НГ», отметил, что в Киеве и ранее мнения были разными: «Регулирующие органы выступали против достройки: мол, как можно на старом фундаменте, на конструкциях, которые простояли более двух десятков лет, построить что-то новое и надежное? Но специалисты «Энергоатома» утверждали, что все будет в порядке, строить можно. Да и в любом случае, даже если начинать все с нуля, то что-то нужно делать с теми старыми конструкциями. И это не так просто: нельзя все снести бульдозером - масштабы не те, а рядом работающая атомная станция».

«Если сейчас будет принято решение о строительстве с нуля, то придется начинать сначала ту работу, которую украинские и российские специалисты уже выполнили, - разрабатывать всю документацию, проводить расчеты, обоснования, утверждения и т.п.», - признал Юрий Корольчук. Он считает, что это не приведет к украино-российскому скандалу, а только затормозит начало работ. Заодно прояснится ситуация и с российским кредитом: «Возможно, будут созданы законодательные условия для того, чтобы новые блоки стали собственностью того украино-российского СП в атомной сфере, о котором давно говорят».

Александр Мертен в том же интервью отметил: «Насколько нам известно, позиция украинского регулятора сводится к тому, что строить нужно новые блоки с учетом всех необходимых мер безопасности. Мы к этому готовы, в этом наши позиции совпадают». На днях вице-премьер украинского правительства Юрий Бойко уточнил: «По вопросу достройки двух энергоблоков Хмельницкой АЭС - третьего и четвертого - имеет смысл принять вариант не достройки энергоблоков, а нового строительства. Однако этот вопрос будет решаться на уровне президента Украины».

Татьяна Ивженко

21.03.2013 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}