Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
ИноСМИ
05.02.2014 :: 11:40
Казахстан-Россия: протестное движение вокруг Байконура набирает обороты

Компромисс, достигнутый между Астаной и Москвой, позволяет возобновить космическое сотрудничество в обычном объеме, однако в стране растет противодействие российским запускам ракет, вызванное соображениями экологии и государственного суверенитета.

Только Казахстан урегулировал одну проблему с космодромом Байконур, как властям республики грозит новая проблема. Компромисс, достигнутый между Астаной и Москвой, позволяет возобновить космическое сотрудничество в обычном объеме, однако в стране растет противодействие российским запускам ракет, вызванное экологическими соображениями.

Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали в конце декабря «дорожную карту», поставив тем самым точку в продолжавшихся более года острых переговорах по использованию космодрома Байконур. Конфликт привел к сокращению запусков с крупнейшего космодрома планеты. В какой-то момент власти Казахстана пригрозили выдворить Москву с комплекса, от которого во многом зависит реализация российской космической программы.

Глава казахстанского космического агентства Талгат Мусабаев назвал подписание «дорожной карты» «большим шагом» и признал, что переговоры были непростыми. «Шаг этот дался нам, откровенно говоря, нелегко», - сообщил он 9 января российской газете «Известия».

По словам Мусабаева, столь длительные проволочки были вызваны непреклонной позицией прежнего руководства российского космического агентства - Роскосмоса. Осенью прошлого года в нем были произведены перестановки, на должность гендиректора вместо Владимира Поповкина был назначен Олег Остапенко, что подготовило почву для достижения подвижек.

«Дорожная карта» предоставляет Казахстану некоторые уступки в вопросе юрисдикции над Байконуром, арендуемом Россией согласно действующему соглашению до 2050 года за 115 млн. долларов в год. Год назад Мусабаев пригрозил расторгнуть это соглашение, если Москва не пойдет на уступки. Его заявление взбудоражило Россию, осуществляющую с Байконура запуск всех своих пилотируемых кораблей и большую часть коммерческих спутников. (На Дальнем Востоке Россия строит собственный космодром, но первый запуск с него планируется произвести не раньше 2015 года).

Конфликт достиг критической отметки в июле прошлого года. Тогда российская ракета «Протон» взорвалась при старте, в результате крушения ракеты произошел выброс ракетного топлива с токсичным веществом. Ущерб, по оценке казахстанской стороны, составил 89 млн. долларов.

В настоящий момент Мусабаев занимает гораздо более примирительную позицию. Он отметил, что отношения стали «ощутимо лучше», и выразил благодарность Остапенко за его «конструктивный подход».

Победой для Казахстана стало согласование «дорожной картой» реализации проекта создания ракетно-космического комплекса «Байтерек», о совместной разработке и эксплуатации которого на Байконуре Астана и Москва договорились еще в 2004, но который затем стал буксовать из-за возникших у сторон разногласий. Рамочным соглашением предусматривается теперь использование ракеты-носителя «Зенит» украинского производства вместо изначально планировавшейся российской ракеты «Ангара». Это даст Казахстану значительную экономию, поскольку на Байконуре уже имеется действующая стартовая площадка для «Зенитов». В обмен Казахстан возьмет на себя все расходы по содержанию комплекса «Байтерек» (в размере 10 млн. долларов в год), который до января 2015 года будет выведен из-под аренды России.

Кроме того, Россия и Казахстан согласовали вопрос о модернизации ракеты «Зенит», чтобы впоследствии она могла заменить «Протон», запуски которой вызывают в Казахстане скандал в связи с воздействием используемого в ней топлива на окружающую среду. Топливо для ракет «Протон», называемое гептилом, является высокотоксичным и может вызывать кислотные дожди. По мнению некоторых экспертов, гептил также является карциногеном, провоцирующим у людей онкологические заболевания.

Модернизация будет осуществлена не раньше 2020 года, что вызывает возмущение у представителей экологического движения в Казахстане. Крушение ракеты «Протон» летом прошлого года взбудоражило активистов движения, спровоцировав кампанию по выдворению России с Байконура. С лета прошлого года участникам акций протеста удается не сбавлять обороты своей критики в адрес «Протонов».

Дабы не подвергнуться действию суровых законов Казахстана в области публичных акций протеста, участники кампании решили прибегнуть к одиночным акциям - однако эта тактика не спасла демонстрантов от преследования со стороны властей. 20 января студент Нурбол Ханабат был оштрафован на сумму около 180 долларов за свой одиночный пикет у здания космического агентства в Астане.

Для достижения своей цели активисты прибегают также к сатире. После того, как Мусабаев назвал протестующих «больными», один из участников кампании, Махамбет Абжан, пришел 27 января к зданию космического агентства в костюме инопланетянина, якобы задумавшего похитить главу ведомства и забрать его на Марс. Махамбета Абжана задержали, но впоследствии отпустили без предъявления обвинения.

Размещенный в Сети видеоролик, рассказывающий об этой публичной акции, с очевидностью свидетельствует о том, что для многих участников развернутой кампании вопрос государственного суверенитета является не менее важным, чем защиты окружающей среды. «Не работай на Россию!» - грозно предупреждает человек в костюме инопланетянина, в его голосе звучит угроза, после чего он разражается демоническим смехом.

Казахстану давно внушал недовольство контроль России над городом Байконур, наделенным в рамках договора на период аренды статусом российского города федерального значения. В рамках «дорожной карты» российская и казахстанская стороны достигли договоренности о заключении отдельного соглашения о применении в отношении казахстанских граждан на комплексе Байконур административного законодательства Республики Казахстан (вопрос о применении уголовного законодательства Казахстана в отношении них уже был решен). Другой уступкой, которой добилась Астана, стало право расширить в городе спектр государственных услуг, оказываемых по казахстанскому законодательству, и осуществлять обучение школьников по казахстанской программе. Прежде казахстанские дети учились по российским учебникам - в которых, по словам Мусабаева, говорилось, что «наша родина - Россия, столица - Москва».

Казахстан не делает тайны из своих планов по превращению в самостоятельную космическую державу и рассматривает сотрудничество с Россией как путь приобретения технических знаний. «Ни я и ни один здравомыслящий человек в Казахстане не хочет, чтобы Россия уходила с Байконура», - поведал «Известиям» Мусабаев, назвав существующие между странами взаимоотношения отношениями «партнеров и союзников».

И все же Астана все меньше и меньше настроена играть в них роль младшего партнера. Власти республики задумываются также и о будущем, когда России, возможно, больше не нужен будет Байконур. «Если Россия когда-нибудь все же захочет уйти с Байконура, мы бы не хотели, чтобы космодром умер, - добавил глава казахстанского космического агентства. - Мы будем делать всна Украину что можем, чтобы Байконур и дальше был воротами в космос, будем реализовывать космическую программу своими силами. Но подчеркну: мы бы хотели, чтобы Россия оставалась на Байконуре всегда».

Джоанна Лиллис («EurasiaNet», США)

Оригинал публикации: EurasiaNet

5 февраля 2014 г.


Источник: ИноСМИ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}