Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

18.01.2018 :: 18:33

Авиакомпания Emirates Airlines заказала 36 самолетов Airbus 380
18.01.2018 :: 17:48

Грузооборот Измаильского порта в 2017 г. составил 5,097 млн. т
18.01.2018 :: 17:37

Несмотря на сложные метеоусловия движение поездов осуществляется в штатном режиме - «Укрзализныця» ©
18.01.2018 :: 17:28

Цена нефтяной корзины ОПЕК 17 января составила $67,07 за баррель
18.01.2018 :: 17:23

Введено ограничение движения на автодороге М-13 Кропивницкий - Платоново ©
18.01.2018 :: 17:17

На Одесской ЖД в 2017 г. погружено 32,4 млн. т грузов ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
03.12.2014 :: 10:18
Капитуляция «Газпрома»

О том, что «Газпром» больше не будет продвигать проект «Южный поток» для поставок российского газа в ЕС в обход Украины, в понедельник вечером объявил президент РФ Владимир Путин. В это время он находился с визитом в Турции, и на пресс-конференции в Анкаре озвучил свое резонансное заявление.

По словам хозяина Кремля, Россия отказывается от «Южного потока» не по своей вине. «Газпром» готов прокладывать трубу стоимостью $2,5 млрд., чтобы обеспечить европейских потребителей российским газом без транзитных рисков, связанных с Украиной. Но у Брюсселя «неконструктивная позиция», поэтому
потоки энергоресурсов из РФ будут перенаправлены на другие регионы, и на проекты по поставкам сжиженного газа. «Мы до сих пор не получили разрешение от Болгарии [для строительства «Южного потока» в своей акватории Черного моря]… И если Европа не хочет реализовывать проект, значит, Россия в таких условиях не будет продолжать реализацию проекта», - отметил Владимир Путин.

Окончательный отказ от «Южного потока» подтвердил также глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Все, проект закрыт», - заявил он.

Против Кремля

Строительство «Южного потока» «Газпром» привязывал к результату переговоров с Украиной о контроле над ее газотранспортной системой. Поскольку успеха в этом направлении Кремль не смог достичь, то в 2012 году, во время очередного скандала с поставками российского газа в Европу через Украину, Дмитрий Медведев, который тогда был хозяином Кремля, поручил «Газпрому» ускорить реализацию «Южного потока» с максимальной пропускной способностью 63 млрд. куб. м газа в год и общей стоимостью около $30 млрд.

«После реализации проектов - «Южный поток» с максимальной производительностью, «Северный поток» с дополнительными нитками - транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю», - предупреждал представитель российского концерна Сергей Куприянов. Но теперь, очевидно, подобным ожиданиям не суждено сбыться.

Причины такого поворота событий кроются не только в сложностях переговоров с ЕС о получении разрешения на строительство «Южного потока». Напомним, «Газпром» хотел вывести новый газопровод из-под действия Третьего энергетического пакета, запрещающего поставщику газа выступать одновременно в роли его транспортировщика и владельца газопроводного маршрута.

После аннексии Крыма отношения Кремля с Брюсселем испортились, в ЕС стали всерьез опасаться усиления влияния «Газпрома» на рынке и зависимости от его поставок. В Еврокомиссии сократилось число лояльных к российской монополии чиновников. Конкурентные позиции «Газпрома» также оказались под угрозой. ЕС сделал ставку на диверсификацию поставок энергоресурсов и либерализацию, поэтому не стал подыгрывать стремлению «Газпрома» не только сохранить, но и расширить влияние на европейском энергорынке.

Кроме того, Евросоюз и США не исключают расширения санкций против России из-за усиления вооруженного противостояния на Донбассе, которое продолжается с весны текущего года, и участие в котором Кремль официально отрицает, вопреки многочисленным свидетельствам. Поэтому в сложившихся геополитических условиях, когда РФ подвергается все большей экономической изоляции, инвестиции в «Южный поток» теряют смысл.

Деловой прагматизм

Однако «Газпром» не намерен терять европейский рынок, где у него есть крупные клиенты, обеспечивающие стабильную многомиллионную валютную прибыль. А Евросоюз не готов полностью отказаться от поставок российского газа, основным маршрутом транспортировки которого является украинская ГТС. Поэтому ее ценность растет - и украинская труба становится более привлекательной для инвестиций.

Так, вчера Европейский инвестиционный банк подписал с Украиной соглашение о модернизации украинской части газопровода Уренгой - Помары - Ужгород стоимостью 150 млн. евро. Еще в июне Минэнерго приступило к подготовке переговоров с западными компаниями об инвестициях в ГТС, направив в адрес Shell, ExxonMobil и Chevron письма с предложением обсудить их возможное участие в судьбе газотранспортной магистрали. Но до конкретных предложений по этому поводу дело пока не дошло.

В августе украинский парламент с подачи Кабмина создал законодательные предпосылки для создания совместных предприятий по управлению ГТС с зарубежными компаниями, кроме российского «Газрома». Верховная рада приняла закон, позволяющий компаниям из ЕС и США участвовать в аренде украинской газотранспортной инфраструктуры - магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа. Согласно документу, планируется создать две компании по управлению ГТС страны и ПХГ, где 51% будет принадлежать государству, а 49% смогут приобрести только компании из Европы или США. Причем Верховная рада при принятии решения о допуске компаний к проекту будет брать во внимание список всех ее бенефициаров, чтобы избежать участия «Газпрома» в управлении отечественной газотранспортной инфраструктурой.

При таких перспективах Брюссель и Вашингтон весьма заинтересованы в сохранении украинского маршрута транспортировки российского газа как основного и повышении его конкурентоспособности. Если эта цель будет достигнута, то оппоненты Кремля на международной арене также обеспечат себе дополнительный инструмент геополитического влияния на его решения. Ведь поставки российского газа в страны ЕС играют весомую роль в формировании прибыли «Газпрома» и валютных поступлений в бюджет РФ.

Но крупнейшие нефтегазовые компании ЕС, на интерес которых к ГТС рассчитывают украинские власти, тесно сотрудничают с «Газпромом», имея действующие многолетние договоренности на поставку газа (они покрывают около 30% европейского рынка). Поэтому существует вероятность, что влияния «Газпрома» на условия управления украинской газотранспортной инфраструктурой избежать не удастся.

Ранее НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпром» рассматривали возможность создания международного консорциума по управлению украинской ГТС, в котором предусматривалось также участие европейских компаний. При такой акционерной структуре соблюдаются права всех заинтересованных сторон: России как поставщика газа, Украины как его транзитера и стран ЕС как потребителей.

Светлана Долинчук

3.12.2014 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов