Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Коммментарии
25.10.2011 :: 10:21
Как создавались газовые миллионы

Все крупные капиталы Украины зарабатывались на торговле газом. И ЕЭСУ – только один яркий эпизод в этой истории

Украинский газовый рынок начал формироваться в 1991 году с противостояния двух групп - российско-украинская группа Игоря Макарова и Виктора Пинчука («Итера» и ее дилер «Итерпайп») ожесточенно боролась с днепропетровской группой Павла Лазаренко, Игоря Фишермана и Марии Калиновской (трейдеры Highrock Holdings и «Кмил»). Попытка первой группы сокрушить монополию второй привела к неудачному созданию в 1995 году корпорации «Содружество»: ее днепропетровский соучредитель компания «КУБ» Александра Гравца и семьи Юлии Тимошенко ушла от Пинчука и сделала ставку на группу Лазаренко.

К 1998 году ЕЭСУ в результате личного конфликта между экс-президентом Леонидом Кучмой и Павлом Лазаренко была буквально вышвырнута с газового рынка. Задолженность корпорации перед Минобороны РФ сформировалась именно в этот период. Борясь со своим политическим оппонентом Лазаренко, Кучма в 1997 году одобрил гражданский брак Виктора Пинчука со своей дочерью Аленой Франчук. Это усилило позиции и без того сильной тогда группы «Итера» - «Итерпайп». Чтобы уравновесить доминирование этой группы, Кучма сделал ставку на третью группу трейдеров во главе с Игорем Бакаем («Республика» и «Интергаз»). Бакай, получив практически неограниченные полномочия по созданию НАК «Нафтогаз Украины», сумел сконцентрировать вокруг себя группу остальных независимых торговцев газом. Ими стали Ефим Звягильский («СоюзПроминвест»), Константин Жеваго («Бари»), Михаил Черной и Михаил Некрич («Зангас» и Hermitage Resources), Александр Нездоля («УкрАзияБуд») и более мелкие трейдеры («Мотор Сич», «ТЭР Холдинг», «Укрзакордоннефтегазбуд» и другие).

Главный газовый скандал

Самый известный эпизод долгов «Газпрома» - отнюдь не «строительные» долги ЕЭСУ, а украинско-российский договор от 1999 года №1183 о погашении газового долга на сумму $285 млн. По нему Украина до 2001 года передала РФ восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160, три тяжелых бомбардировщика Ту-95МС и в придачу к ним 600 крылатых ракет украинского производства Х-55. Перед тем как стать государственным, этот «ракетно-газовый» долг был задолженностью частных компаний, которая возникла у них перед государственной НАК «Нафтогаз Украины» в период создания этой монополии Игорем Бакаем.

В результате реализации указанного договора шесть украинских ракет и заряжающее устройство к ним в 2000 году нелегально попали в Китай. Во многом благодаря этой поставке КНР смогла наладить собственное производство аналогичных ракет-носителей ядерного оружия. Кроме Китая, указанный «ракетно-газовый» зачет принес грандиозные геополитические дивиденды и РФ. До поставки из Украины она не имела полноценной дальней авиации, а после того как Украина рассчиталась Ту-160 и крылатыми ракетами, Россия с 2004 года начала барражирование южных границ США. И, по сути, в результате украинско-российского договора №1183 возник самый крупный со времен 1961 года кризис в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Под давлением этих обстоятельств Киеву в 2004 году пришлось спешно проводить показательный суд по обвинению ряда частных лиц в использовании договора №1183 в части контрабанды ракет Х-55 в Китай. Что касается основной сути самого договора, то есть трансформации частного $285-милионного долга в государственный и дальнейшего «вынужденного» погашения этой суммы поставкой украинского оружия - это, по неизвестным причинам, Киев до сих пор не решался расследовать.

В начале 2000-х казалось, что этот период формирования газового рынка закончится полным провалом Бакая и тотальным доминированием «Итеры» - «Интерпайпа». Ведь Пинчук, банк которого «Кредит Днипро» вел все счета этой компании, в 2002 году заключил официальный брак с Аленой Франчук. Но в этот период новый президент Владимир Путин, разогнал прежнее руководство российского «Газпрома» и ополчился против американо-российской «Итеры». В результате вместо Пинчука на украинском газовом рынке стал доминировать другой молодожен. Им стал директор компании «Укринвестгаз» Дмитрий Фирташ, который в том же 2002 году официально оформил долголетний гражданский брак с владелицей трейдера «Кмил» Калиновской.

В 2001-2002 годах этот новый фаворит рынка укрепил позиции благодаря покупке компаний «Зангас» и Highrock Holdings у Черного и Фишермана. После этого благодаря офшору ACI Trading Ltd., торговавшему продукцией Лисичанского НПЗ, Фирташ и его партнеры к 2002 году смогли склонить к сотрудничеству нового главу «Нафтогаза Украины» Юрия Бойко. При его поддержке группа «Итера» - «Интерпайп» была окончательно выдворена с украинского рынка, как когда-то ЕЭСУ. Вместо нелюбимой Путиным американо-российской компании монопольным посредником «Нафтогаза Украины» с Туркменистаном стала созданная в Венгрии российско-украинская Еmfesz kft. Новый фаворит стал оттеснять «Нафтогаз Украины» от прямых закупок импортного газа. В 2004 году на смену Еmfesz kft. пришла почти аналогичная по составу учредителей «новая» компания RosUkrEnergo.

В 2005-2006 годы почти все упоминаемые выше трейдеры решили уйти с обочины рынка и взять у монополиста реванш. На пике этого реванша Фирташ развелся с Калиновской и раскрыл структуру капитала группы RosUkrEnergo. Это выглядело приглашением третьих сторон в капитал компании. Но в 2009 году власти Украины и РФ лишили группу Фирташа большинства полномочий, передав их «Нафтогазу Украины» и российской «Газпромсбыт Украина». Что примечательно, все перечисленные этапы развития украинского рынка, начиная с 1992 года и по 2010-й включительно, буквально напичканы сомнительными долговыми договорами, которые схожи с урегулированием «арматурно-цементного» или «газо-ракетного» контрактов

Андрей Старостин

25 октября 2011 г.


Источник: Коммментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}