Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

07.08.2020 :: 17:14

Региональные операторы АЗС 31 июля - 1 августа повысили стоимость бензина и ДТ на 0,3 - 1,2 грн./л
07.08.2020 :: 17:06

Цены на бункерное топливо выросли вслед за нефтяными котировками
07.08.2020 :: 17:00

МА «Борисполь» нарастил пассажиропоток в июле в 7 раз
07.08.2020 :: 16:53

Авиакомпания SkyUp открыла продажи на рейсы Киев - Стамбул
07.08.2020 :: 16:35

Экспорт из Украины зерновых, зернобобовых и муки 2020/21 МГ на 7 августа составил 3269 тыс. т ©
07.08.2020 :: 16:31

«Укрзализныця» восстанавливает курсирования еще 14 пригородных поездов ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Лига.net
05.06.2014 :: 10:05
Как поделят Нафтогаз: у монополиста отберут прибыльный бизнес

Вчера, 4 июня, Кабинет министров принял постановление о реформировании украинского нефтегазового монополиста НАК Нафтотогаз Украины. Реформа заключается в разделении функций транспортировки газа по магистральным газопроводам, закачки/хранения газа в ПХГ и реализации газа. Сейчас эти три функции выполняет Нафтогаз и его дочерние предприятия.

Третий пакет

Правительство обязано приступить к разделению Нафтогаза - этого требует законодательство Европейского союза, в частности имплементация Украиной третьего энергопакета.

«На базе Укртрансгаза (компания - оператор ПХГ,
на 100% принадлежащая Нафтогазу. - Ред.), будут созданы две акционерные компании со 100%-ной госсобственностью. Это компания, которая будет работать как независимый оператор ГТС (ПАО Украинская ГТС. - Ред.), и компания, которая будет иметь в собственности подземные хранилища (ПАО Украинские ПХГ. - Ред.)», - сообщил журналистам после заседания правительства министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. После проведения реформы Нафтогаз будет заниматься только покупкой и продажей газа.

Постановление правительства пока не обнародовано. Но, как сообщил ЛІГАБізнесІнформ высокопоставленный чиновник в Министерстве энергетики, документ предусматривает, что акции новых компаний будут непосредственно в собственности Кабмина. Сейчас 100% акций Укртрансгаза принадлежат Нафтогазу. «Это позволит обеспечить независимость новых компаний и функций, которые они выполняют. Таково требование европейского законодательства», - уточнил чиновник.

Долгая игра в реформу

Власти пытались реформировать Нафтогаз на протяжении последних пяти лет. Все началось в 2009 году, когда правительство Юлии Тимошенко подписало декларацию с Европейской комиссией и крупнейшими финучреждениями ЕС о модернизации ГТС. Согласно документу, взамен миллиардных займов Украина обязывалась обеспечить независимость оператора ГТС и предоставлять третьим сторонам доступ к своим хранилищам. Спустя год Верховная Рада приняла закон «О функционировании рынка природного газа», цель которого практически та же - создание рыночных механизмов в сфере торговли «голубым топливом» и доступ третьих лиц к ГТС.

На самом деле закон так и не заработал. Нафтогаз оставался монополистом - на рынке как транспортировки, так и хранения газа, и по-прежнему управлял всем газовым рынком. После того как Украина стала полноправным членом Энергетического сообщества, требования ЕС к властям по реформированию газового рынка усилились. В 2012 году Кабмин решился на частичную корпоратизацию Нафтогаза. Дочерние предприятия холдинга - Укртрансгаз и Укргаздобыча - были реорганизованы в публичные акционерные общества (ПАО).

Но реального результата это не принесло, поскольку 100% акций этих компаний оставались в собственности Нафтогаза, который продолжал сохранять все рычаги влияния на их деятельность.

«Новое решение о реформировании Нафтогаза - это повышение прозрачности рынка газа, - говорит президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко. - Компании будут вести отдельную бухгалтерскую отчетность и финансово не зависеть друг от друга. Но о полном выполнении третьего пакета речь идти не может. Для этого реформы должны быть закреплены законодательно».

«Нужно понимать, что кредиторы будут не в восторге от реформирования Нафтогаза. Транспортировка и хранение газа - это чуть ли не единственный прибыльный бизнес холдинга, и непонятно, за счет чего будут гаситься долги, если этот бизнес передать другим компаниям»

Создание отдельного оператора украинских ПХГ может привлечь иностранных инвесторов, считает сопредседатель Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич. «А отдельная прозрачная структура облегчит им доступ к хранилищам и позволит зарабатывать государству на закачке и хранении газа», - говорит он.

И снова Газпром

Без российского газа Нафтогазу обойтись не удастся. Для того чтобы на базе украинских хранилищ функционировала полноценная газовая биржа (хаб), нужен газ, которым можно будет торговать в Европе. «На сегодня таким ресурсом располагает Газпром, - говорит директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. - Поэтому без заинтересованности в проекте российского монополиста мы можем получить хаб с мизерным объемом торгов в 300 млн. кубометров в год, что вряд ли будет выгодно государству».

Еще одной проблемой реформирования Нафтогаза являются долги холдинга. Только у Газпромбанка Нафтогаз привлек около $2 млрд. Этот кредит брался под гарантии правительства.

«Нужно понимать, что кредиторы будут не в восторге от реформирования Нафтогаза, - говорит Марунич. - Транспортировка и хранение газа - это чуть ли не единственный прибыльный бизнес холдинга, и непонятно, за счет чего будут гаситься долги, если этот бизнес передать другим компаниям».

Евгений Головатюк

5.06.2014 г.


Источник: Лига.net
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов