Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

19.07.2019 :: 17:18

Klaipedos Nafta будет консультировать Одесский порт по вопросам создания и эксплуатации СПГ-терминала
19.07.2019 :: 17:11

Экспорт растительного масла в I полугодии 2019 г. составил $2,3 млрд. - ГФС
19.07.2019 :: 17:05

Бердянский порт в I полугодии 2019 г. сократил грузооборот до 551 тыс. т
19.07.2019 :: 16:54

В Обухове на автодороге Н-01 начато строительство надземного пешеходного перехода ©
19.07.2019 :: 16:43

Куба снова заинтересовалась украинским Ан-158
19.07.2019 :: 16:37

МИД приветствует резолюцию Европарламента о моряках



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
ИноСМИ
10.07.2014 :: 11:05
Как пережить зиму без российского газа

После прекращения поставок газа «Газпромом», который обеспечивает более 50% потребления Украины, основной задачей правительства является создание условий для удовлетворения нужд всех потребителей, особенно зимой. В столь напряженной ситуации это зависит от оперативной реализации согласованного комплекса мер всеми участниками газового рынка. Для начала нужно разобраться с размером образовавшегося дефицита газового баланса страны, а затем подобрать оптимальные пути его минимизации.

Газ является наиболее важным энергоносителем на Украине. На его долю приходится 36% суммарного объема
энергообеспечения страны. Потребление газа в 2013 году составило 50,4 млрд. куб м. Около 21,5 млрд. куб м или 45% этого объема было добыто внутри страны, 28 млрд. куб м - импорт. Основными потреблями этого топлива являются промышленные предприятия - 19,2 млрд. куб м - и жилищный сектор - 27 млрд. куб м. Суточное потребление газа в теплый и холодный сезоны сильно варьируется: от 75 млн. куб м в апреле-сентябре до пиковых 280 млн. куб м при среднем потреблении в отопительный период на уровне 200 млн. куб м.

За счет добытого в стране ресурса можно стабильно перекрывать до 60 млн. куб м в сутки. Разница - 15-220 млн. куб м - ежесуточно компенсируется за счет импортируемого газа, в том числе предварительно закачанного в хранилища. На 27 июня там сосредоточено 14,2 млрд. куб м топлива. Для гарантирования спокойного отопительного сезона на Украине и странах Европы нужно иметь в хранилищах минимум 18 млрд. куб м газа. Недостача составляет 4 млрд. куб м, что требует закачивания по 38 млн. куб м топлива в сутки на протяжении следующих трех с половиной месяцев.

Данная заполняемость хранилищ позволит обеспечить ежесуточный отбор газа на уровне 170 млн. куб м в начале сезона с последующим падением мощности потока до 50 млн. куб м в сутки. При полной загрузке хранилищ до 31 млрд. куб м этот показать может теоретически достигать 250 млн. куб м в сутки. Очевидно, что без импортных операций газовый баланс не может быть соблюден. При этом из-за двухуровневой тарифной системы - «социальные» цены для населения и рыночные для коммерческих групп потребителей - на украинском газовом рынке сложились сферы ответственности среди основных поставщиков.

Если исходить из цифр потребления 2013 года, государственному «Нафтогазу» как определенному законом гарантированному поставщику требуется не менее 30 млрд. куб м топлива - для населения, ТКЭ и технический газа. В то же время он имеет не более 13,5 млрд. куб м. Источник - производство «Укргаздобычи» и «Укрнефти» за вычетом газа, добытого в рамках совместной инвестиционной деятельности и технологических нужд. В свою очередь, промышленость имеет доступ к 5 млрд. куб м в год.

Таким образом, «Нафтогазу» требуется еще 45 млн. куб м топлива в сутки или 55% от бытовых нужд. Дефицит коммерческого сектора составляет 39 млн. куб м в сутки или 75% от потребности экономики. На фоне острой нехватки ресурса это разграничение порождает конфликт интересов между государством в лице НАК и частными трейдерами. Посредством реверсных поставок максимально допустимый объем импорта составляет 4,9 млн. куб м в сутки из Польши и 11 млн. куб м - из Венгрии.

Эти поставки на Украину пока не гарантированные и в любой момент могут быть приостановлены из-за сезонного роста спроса на газ на рынке основного направления работы газопровода. Однако даже дополнительные 16 млн. куб м в сутки не перекрывают дефицит. Для удовлетворения потребности Украины в газе нужно применять дополнительные меры, состоящие из трех взаимосвязанных блоков.

Во-первых, чрезвычайно важное значение имеет начало эксплуатации в реверсном направлении словацкого газового коридора, приграничный пункт которого - Вельке Капушаны - является местом сдачи большой части российского газа крупным европейским энергокомпаниям - RWE, GdF, Eon. Успешное решение этого вопроса преимущественно лежит в плоскости эффективности единой энергетической политики Евросоюза. После длительных переговоров было достигнуто решение, позволяющее решить задачу-минимум: открыть с сентября 2014 года возможность поставок 8,5 млн. куб м газа в сутки на Украину из Словакии при условии достройки на словацкой территории первой очереди газопроводной перемычки «Вояны-Ужгород». В июле 2014 года «Нафтогаз» забронировал большую часть реверсных мощностей нового газопровода до 2019 года с перспективой расширения поставок до 22 млн. куб м в сутки с марта 2015 года. Несмотря на определенный успех, этот компромисс ограничивает по времени и допустимым объемам возможность дозакачки газа в украинские хранилища в предотопительный сезон и может поставить под вопрос бесперебойность транзитного потока российского газа в Европу через Украину зимой. Более приемлемым для Украины вариантом было бы срочное приведение режима доступа к словацкой газотранспортной инфраструктуре Eustream в соответствие с требования европейского энергетического законодательства. Речь идет об обеспечение доступа третей стороны к незадействованным газопроводам. Так, по результатам 2013 года более 40% мощности ГТС Словакии остались невостребованными. Согласно европейским требованиям, несмотря на резервирование транспортных мощностей, в случае их неиспользования оператор ГТС должен предложить их на аукционе другому поставщику - принцип «используй или потеряй». Такое решение позволило бы немедленно прокачивать в реверсном направлении по одной из газопроводных нитей не менее 27,4 млн. куб м в сутки с перспективой доведения до 82 млн. куб м, что составляет треть от импорта Украины в 2013 году. Очерчивая такие горизонты, нужно принимать во внимание, что кроме обеспечения технической возможности альтернативных поставок нужно также найти ресурс газа в необходимых объемах на европейском рынке. Приобретение на споте столь крупных объемов - сложная задача даже в теплый период года. Таким образом, при покладистости всех транзитных стран реверсные поставки в сезоне 2014-2015 годов могут обеспечить максимум 24 млн. куб м газа в сутки. При потреблении на уровне 2013 года их не хватит даже для покрытия дефицита бытовых нужд украинцев, не говоря о коммерческом секторе. Образовавшийся пробел объясняет стремление «Нафтогаза» получить приоритетное права на использования лимитированных реверсных потоков, оттесняя с этого направления частных трейдеров. Кроме того, чтобы избежать ажиотажа и роста цен на импортируемый ресурс, НАК добился для себя эксклюзивного беспошлинного права на ввоз газа в страну, что фактически делает компанию монополией на рынке внешних закупок и единственным контрагентом в переговорах с европейскими поставщиками. Хочется верить, что такое «ручное» управление рынком - временная вынужденная мера в условиях газовой войны и ожидаемого арбитражного процесса.

Во-вторых, экстренные меры должны включать в себя сокращение потребления газа в кратчайшие сроки путем максимального повышения энергоэффективности и замещения газа альтернативными источниками энергии. В данном контексте химпром и металлургия не смогут осуществить довольно капиталоемкие планы по сокращению потребления газа в операционном порядке. Они, как и электрогенерация, имеют ограничение по замещению газа. В тоже время машиностроение, цементная промышленость, агропромышленный комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность, производства резины, пластмассы, кирпича, стекла, текстиля, красок, потребляющие совокупно 6 млрд. куб м газа в год, частично могут заменить газ другими видами топлива. Хороший задел экономии имеют предприятия центрального отопления и население. Если скорая модернизация системы теплоснабжения пока невозможна, то замена газа альтернативными видами топлива и временный переход на мазут могут показать хороший результат. На протяженяя первого и второго кварталов эти меры позволили бы сократить потребление природного газа на 5-10 млн. куб м в сутки.

В-третьих, нужно пресечь махинации с газом в бытовом сегменте. Если прекратить схемы облгазов по завышению на бумаге потребления газа населением за счет использования завышенных нормативов потребления у абонентов без счетчиков и манипуляции ТКЭ со структурой потребленного тепла, то «сэкономленные» 3,5 млрд. куб м газа можно будет направить промышленности. В условиях прекращения поставок газа из России расширение реверсных поставок, повышение энергоэффективности и замещение газа, а также пресечение ценовых арбитражных махинаций с потребителями позволит Украине перекрыть дефицит голубого топлива в объеме 40 млн. куб м в сутки. Если зима будет теплой, введение жестких лимитов для промышлености и ТКЭ, а также начала «большого реверса» из Словакии в марте 2015 года существует высокий шанс пройти весь отопительный сезон безболезненно. Правда, в пиковые дни спроса негативные последствия подобных мер ощутят на себе некоторые секторы промышлености, в первую очередь, химия и металлургия. Они не способны к столь быстрой адаптации и будут вынуждены включить режим экономии, что подразумевает сокращение выпуска продукции. Одним из наиболее доступных путей замены газа в быту является переход на электричество или на уголь в производстве, поэтому беспрепятственная добыча и бесперебойные поставки этой продукции на электрогенерирующие предприятия выступают предпосылками успеха внедрения перечисленных мер. Параллельно требуются эффективные меры правительства для стимулирования собственной добычи газа. Это исключает применение нерыночных методов: насильственного закачивания всего добываемого в стане газа в хранилища с его дальнейшей продажей через единого государственного трейдера.

Роман Опимах

10.07.2014 г.


Источник: ИноСМИ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов