Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

27.05.2020 :: 17:18

Турция возобновляет железнодорожное сообщение внутри страны
27.05.2020 :: 16:36

В НБУ уточнили масштабы обвала экономики в 2020 г.
27.05.2020 :: 16:34

Кабмин одобрил меморандум о возможных поставках СПГ из США
27.05.2020 :: 16:05

В Николаеве с 10 июня возобновятся пригородные речные перевозки пассажиров
27.05.2020 :: 16:00

С начала сезона экспортировано 4,5 млн. тонн подсолнечного масла на $3,3 млрд. - «Укролияпром»
27.05.2020 :: 15:45

С 1 июня жд билеты можно будет купить за 90 дней до отправления - В.Криклий



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
08.04.2014 :: 11:20
Как не проиграть в газовой войне

Во вторник министр топлива и энергетики Юрий Продан, а также глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев планируют отправиться в Брюссель, чтобы обсудить с Еврокомиссией вопрос об организации реверса газа в Украину. Это один из вариантов более дешевых поставок голубого топлива, альтернативных закупкам у «Газпрома», стоимость которых с апреля увеличилась с $268,5 до $485 за 1000 куб. м.

Российская монополия не соглашается снизить эту цену для «Нафтогаза». Поэтому премьер Арсений Яценюк поручил Кабмину готовиться к двум возможным вариантам развития событий: Россия ограничит поставки
газа в Украину или же полностью их прекратит.

Для украинского рынка, который ежегодно нуждается в импорте около 30 млрд. куб. м газа, такой демарш со стороны «Газпрома» станет форс-мажорным обстоятельством, способным остановить многие промышленные предприятия. Это усугубит не только экономический, но и социальный кризис, который активно развивается на фоне политической нестабильности и агрессивного противостояния с Кремлем.

Чтобы избежать подобного сценария, украинское правительство рассчитывает договориться о поставках реверсом с территории ЕС до 20 млрд. куб. м в год, который будет на $100-150 дешевле газпромовского энергоносителя. Но возможности реверса не покроют всех потребностей украинского рынка. Поэтому в планы Киева не входит полный отказ от российского импорта, что признавал раньше Яценюк. А значит, «Нафтогазу» важно сохранить возможности для сотрудничества с «Газпромом». И они есть.

Не только украинский рынок остается зависимым от российского газа, но и «Газпром» - от украинской газотранспортной системы, несмотря на действующие экспортные возможности газопроводов Ямал - Европа и «Северный поток», идущих в обход Украины.

В осенне-зимний период, когда резко возрастает спрос на топливо, украинская газотранспортная инфраструктура (подземные газохранилища на западной границе страны) обеспечивает своевременное выполнение контрактов «Газпрома» с компаниями в странах ЕС. Обходные магистрали такими технологическими возможностями не обладают. А украинская ГТС при этом сконструирована так, что технологически объединяет потоки газа, идущие транзитом в ЕС и на потребности внутреннего рынка. В результате ограничение или прекращение российских поставок украинским потребителям приводит также к сокращению транзитных объемов.

Поэтому надежность транспортировки российского газа в Европу через территорию Украины зависит от дисциплины платежей Украины за импортируемый для ее внутреннего потребления российский газ.

Но сложность состоит в том, что «Нафтогазу» не удается согласовать с «Газпромом» приемлемую стоимость топлива. «Мы четко и официально заявили нашу позицию - Украина готова дальше покупать природный газ по цене, которая существовала с начала текущего года - $268. Это приемлемая и сбалансированная цена», - сообщил Яценюк после визита руководства «Нафтогаза» в центральный офис «Газпрома» на прошлой неделе.

В Москве же продолжают настаивать на адекватности своего решения практически вдвое повысить стоимость поставок по контракту с НАК. Кремль не признает легитимности нынешней украинской власти, пришедшей на смену команде Виктора Януковича, с которым были согласованы условия дополнительного снижения стоимости газа по контракту 2009 года, подписанного при участии Владимира Путина и Юлии Тимошенко.

Также Россия отказалась выполнять условия харьковских соглашений 2010 года о базировании Черноморского флота в Крыму, по которым «Нафтогаз» получил возможность импортировать российский газ со скидкой $100 в обмен на продление срока пребывания ЧФ в украинской акватории с 2017 года на 25 лет. После того как Кремль аннексировал Крым, необходимость в таком договоре якобы отпала.

Хотя в Киеве не согласны с таким поворотом событий, урегулирование сложившейся ситуации отнимет много времени. А вопрос о снабжении украинского рынка импортным (прежде всего российским) газом в необходимом объеме надо решить в ближайшее время, самое позднее - до наступления следующего отопительного сезона.

Это означает сложные переговоры для поиска компромисса между «Газпромом» и «Нафтогазом».

Во-первых, успех того же реверса с территории Словакии (а это не менее 10 млрд. куб. м газа в год) зависит от России: такие поставки осложнены тем, что «Газпром» зарезервировал до 2029 года и оплачивает около 90% транзитных мощностей страны, используя при этом менее 40%. Поэтому словацкий импорт требует договоренностей с «Газпромом». В Кабмине уже активно обсуждают реализацию планов по строительству короткой дополнительной перемычки до Украины.

Во-вторых, как обратил внимание гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, «Газпром» сам себе создает проблемы высокой стоимостью газа для Украины. Потому что российская компания отказывается закачивать за свой счет и хранить в украинских ПХГ газ для оперативного обеспечения своих экспортных контрактов в зимний период. Закупку этого газа должен осуществлять «Нафтогаз», а «Газпром» тем самым ликвидирует риски возможной несанкционированной передачи своего топлива в собственность других компаний.

Однако НАК сейчас не в состоянии делать дорогостоящие закупки по ценам, превышающим рыночные: европейские спотовые цены находятся на уровне около $300 за 1000 куб. м, тогда как по формуле действующего контракта «Нафтогаза» с «Газпромом» стоимость газа достигла почти $500 за 1000 куб. м.

Очевидно, что непростая ситуация, которая сложилась за много лет в украинско-российских газовых отношениях, замешана на политике. Ее обострению способствовали не только нынешние обстоятельства в Крыму и юго-восточных областях Украины, но и отказ Киева передать ГТС в собственность «Газпрому», когда власти РФ открыто этого требовали в предыдущие годы.

И Брюссель, на поддержку которого рассчитывает правительство Яценюка, вряд ли сможет стать эффективным посредником в переговорах Москвы и Киева.

«У Еврокомиссии нет никаких рычагов воздействия не только на «Газпром» или «Нафтогаз», но и на энергетические компании в странах ЕС, которые находятся в зоне ее непосредственной компетенции. Ведь если бы у ЕК была возможность влиять на решения европейских компаний, она бы обратилась к ним с просьбой активнее использовать украинские ПХГ, чтобы создавать запас газа на зиму для Европы», - констатирует Михаил Крутихин из консалтинговой компании RusEnergy.

По его словам, компании в ЕС руководствуются бизнес-правилами и интересами своих акционеров, а не политическими указаниями Еврокомиссии - это «основное отличие отношений «Газпрома» с российским руководством, где «Газпром» играет роль инструмента в достижении каких-то геополитических целей Кремля».

Поэтому существует большая вероятность того, что с приближением нового отопительного сезона украинско-российские отношения в газовой сфере трансформируются в более жесткое противостояние. Или же украинским властям придется пойти на новые политические договоренности, которые если и позволят снизить накал страстей, то вряд ли будут в полной мере соответствовать государственным интересам.

Светлана Долинчук

08.04.2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов