06.09.2013 :: 10:36
Как и за чей счет утилизируют автомобили в мире
С первого сентября в Украине начали взимать утилизационный сбор с ввезенных иномарок. Правительство декларирует благую цель - заботу об окружающей среде. Автодилеры, в свою очередь, уверяют: закон сырой, а утилизационный сбор - это еще один барьер для импорта. В результате за все заплатит потребитель, иномарки подорожают на 5,5 тыс грн., а вероятность создания прозрачного утилизационного бизнеса в стране стремится к нулю.
В развитых странах система утилизации работает давно и успешно. В результате создана инфраструктура, предприятия отрасли приносят прибыль и создают рабочие места, при этом сам размер сбора практически не заметен для потребителя.
1. Утилизационный сбор в Европе на легковые автомобили, как правило, не превышает 100 евро и чаще всего включен производителем в стоимость автомобиля. При этом утилизационный сбор взимается в немногих странах. В большинстве его заменяет экологический сбор, который платит владелец за использования автомобиля не соответствующего экологическим стандартам.
2. Ежегодно в мире такие предприятия обеспечивают 1,5 млн. рабочих мест и утилизацию более 35 млн. автомобилей. В Европе ежегодно утилизируется около 10 млн. авто, а средний возраст автомобиля не превышает десять лет.
Стандартная структура сети утилизации в мире включает: сеть пунктов приема (прием автомобилей, выдача сертификатов); сеть предприятий демонтажа и разборки (сбор технических жидкостей, масел, остатков топлива, снятия деталей для повторного использования, демонтаж габаритных полимерных деталей, колес и пр.); шредерние заводы (измельчение, снятия краски и ржавчины, разделение отходов: черный, цветной металл, пластмассы, ткани, стекло); предприятия утилизации и предприятия по переработке (металлургические, химические).
3. В странах ЕС на конец 2010 года работало 313 шредерных завода. Средняя стоимость одного шредера - $20 млн. Лоббисты утилизационного сбора в Украине заявляли, что строительство одного завода в Украине обойдется в 7 млн. евро, а на его создание потребуется около двух лет. По подсчетам корпорации Богдан, в Украине необходимо создать 7 предприятий по демонтажу автомобилей и 191 центр по переработке/измельчения кузовных и других частей.
4. В странах ЕС к 2015 году 95% материалов (от веса) должны подвергаться вторичной переработке, только 10% могут быть сожжены и всего 5% - похоронены. Сегодня все автомобили, продаваемые в Европе, должны быть на 85% рециклируемы и на 95% утилизируемы. Таким образом, не более 20% материалов от общей массы автомобиля, остаются непригодными к дальнейшему использованию. До 15% всего выплавляемого металла - из лома от утилизации автомобилей.
5. $250 млрд. - стоимость продукции, из полученных после вторичной переработки автомобилей. Их утилизация - прибыльный бизнес. Предприятия сервиса реализуют запасные части и детали. Вторичное сырье (черные, цветные и драгоценные металлы, пластмассы, стекло, текстиль) реализуется предприятиям металлургической и химической промышленности. Емкость утилизационного рынка Украины оценивается авторами законов в 2,5 млрд. грн.
6. Во многих странах при сдаче автомобиля на утилизацию, последнему владельцу выплачивается вознаграждение. Эта практика массово распространилась во время кризиса 2009 года. Мировые автоконцерны, датируемые правительством, выплачивали премии за старые автомобили в обмен на новые с доплатой. В Германии, в 2009 году выплачивали за старый автомобиль 2500 евро. На утилизационную программу правительство потратило 5 млрд. евро. Россия запустила программу «Деньги за автохлам», потратив на нее, в общей сложности 36 млрд. рублей (около $1,1 млрд.).
В Украине пока не предусмотрена компенсация владельцам старых авто. По словам представителей рынка, поручение запустить программу «деньги за автохлам» якобы дал первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов. Сумма компенсации может составить около 12,5 тыс грн. за подержанный автомобиль. Однако пока остается загадкой, из каких средств будет выплачиваться эта премия.
7. В 2009 году в Китае действовала программа «Старый автомобиль на новый», а в 2010 - «Наличные за автохлам». Только в 2010 году китайское правительство выдало 6,41 млрд. юаней ($1 млрд., - ред.) субсидий покупателям новых автомашин. В докладе Китайской ассоциации по переработке ресурсов говорится, что в стране на конец прошлого года должны были утилизировать 7,42 млн. авто, которые выработали свой ресурс, но под пресс попали всего 500 тысяч. По результатам проверки, почти 92% автомобилей, которые должны были отправить на утилизацию, были перепроданы на черном рынке.
8. Компания Honda проанализировала данные об утилизации своих автомобилей на американском рынке. Срок эксплуатации составил 7 лет. Практически все снятые детали проданы на запчасти с выгодой для фирмы-утилизатора. Средний возраст украинского автопарка сегодня составляет 18 лет.
9. В Нидерландах реализована наиболее успешная система утилизации автомобилей. Средний коэффициент рециклирования здесь достигает 90%. Работает 300 пунктов приема и предприятий по разборке, создано 12 шредерных заводов. Утилизационный сбор составляет 45 евро и платится при постановке авто на учет. При этом, сдавая автомобиль в утиль, владелец ничего не платит - размер сбора покрывает автопроизводитель или дилер. Налог взимается при продаже нового автомобиля. При снятии авто с регистрации необходимо предоставить сертификат об утилизации, или об экспорте. В противном случае владелец автомобиля продолжает платить налог на автомобиль.
10. Во Франции предусмотрено 75 тысяч евро штрафа и даже, в определенных случаях, два года тюрьмы за брошенный на улице непригодный к эксплуатации автомобиль. Каждый владелец такого авто, обязан передать его на утилизацию в уполномоченный центр (таких в стране 1600). Такое же наказание предусмотрено и за утилизацию в неположенных местах и учреждениями, не имеющих не это право. Сеть специализированных центров по утилизации транспортных средств создают сами автопроизводители (из расчета семь центров на 1,5 млн. населения).
11. В Германии производитель закладывает сумму на утилизацию (100 евро) в стоимость каждого автомобиля. Конечный потребитель может сдать подержанный автомобиль бесплатно, а взамен выдается сертификат об утилизации. Если сдавать автомобиль непосредственно в пункт переработки выплачивается премия 100-150 евро. В стране работает 15000 пунктов приема старых авто, 1200 предприятий по разборке и 47 шредерных завода. Система перерабатывает 74000 автомобилей ежегодно.
12. В Бельгии утилизационный сбор для автомобилей закладывается в так называемый «дорожный налог». Он рассчитывается в зависимости от объема и мощности двигателя автомобиля. Каждый год автовладелец платит дорожный налог по следующей формуле: 799 куб. см - 84 евро, 800-2499 куб. см - 148 евро и от 2500 куб. см - 208 евро.
13. Ежегодный оборот отрасли авторециклинга США- $20 млрд. В стране работает 20 тыс пунктов приема и предприятий по разборке б/у авто, а также 200 шредеров, перерабатывающих до 60 тыс автомобилей.
На американском рынке ежегодно утилизируется 95% старых автомобилей. По этому показателю машины опережают газеты (утилизируется 74%), алюминиевые банки (51%), стеклянные бутылки (22%) и бытовую электронику (10%).
Денис Кацило
06.09.2013 г.
Источник: ЛІГАБізнесІнформ |