08.09.2014 :: 10:08
Как будет меняться стоимость топлива в сентябре
Августовский беспорядок на валютном рынке дорого обошелся отечественным автомобилистам: рост розничных цен на все основные марки моторного топлива - от бензина до сжиженного газа - составил 10-11%.
Если еще в начале месяца многие считали, что поступление второго транша кредита МВФ остановит падение гривни, то последняя неделя лета жестоко разочаровала потребителей. Мало того что национальная валюта стала едва ли не ежедневно обновлять исторические минимумы по отношению к доллару и евро, так еще и сети, контролируемые группой Приват, позабыли о том, что являются «ценовым якорем» для рынка.
В итоге к утру 30 августа гривня на межбанке обвалилась до более чем 14 грн. за $1, а нефтепродукты на 1 625 заправках Привата синхронно (с 28 августа) подорожали на 30 копеек за литр. Этот рост стал самым быстрым и значительным за весь семилетний период, на протяжении которого Приват практикует занижение стоимости нефтепродуктов, позволяющее вытеснять конкурентов, неспособных выдержать такую политику.
Относительная стабилизация гривни в первые дни сентября благодаря давлению Кабмина на НБУ и продаже Минфином Центробанку $340 млн. остановила подорожание топлива на отметках 17 грн./л для бензина А-95-Евро (Евро-4) и 16,75 грн./л для дизельного топлива того же класса.
Но поскольку трейдеры опасаются очередного обвала национальной валюты и стремятся застраховать свои риски, даже сохранение европейских нефтяных котировок у 14-месячного минимума (стоимость Brent - $102/баррель) вряд ли удержит операторов от смены табличек на стелах АЗС.
Единственное, что может помешать этому, - критичное для отдельных участников рынка перераспределение продаж в пользу сетей нижнего ценового диапазона. Впрочем, указанный процесс несколько затормозился из-за упомянутого повышения цен группой Приват и перебоев с реализацией нефтепродуктов за наличный расчет на ряде заправок, входящих в контролируемые этой группой сети.
Вперед и вверх
Можем констатировать, что дальнейшему подорожанию топлива на украинских АЗС будут способствовать следующие факторы:
- необходимость получения трейдерами большей выручки в гривне для закупки очередных партий нефтепродуктов из-за подорожания доллара и евро;
- финансовые спекуляции, дефицит валюты на свободном рынке и недоступность краткосрочных кредитов на приемлемых для трейдеров условиях их предоставления;
- рекордные официальные премии на белорусские нефтепродукты при запланированном на сентябрь сокращении переработки на Мозырском НПЗ из-за плановых профилактических работ;
- сезонное увеличение спроса на дизельное топливо, основную часть которого аграрии приобретают за наличный расчет;
- непрекращающееся подорожание сжиженного газа, цена которого в рознице выросла на 22% с 15 июня. Благодаря такому росту сохраняется соотношение цен на сжиженный газ и высокооктановый бензин на уровне 52%, что не стимулирует потребление автогаза.
Вперед и вниз
Удержанию нынешних цен будут способствовать:
- наличие экономических предпосылок к снижению розничных цен на бензин и дизельное топливо на 20-30 коп./л в случае удержания среднего курса межбанка на уровне 12,50 грн./$1 на протяжении двух недель и сохранения европейских нефтяных котировок на уровне $101-103/баррель;
- стремление импортеров сохранить лояльную клиентуру на фоне снижения ее платежеспособности и сохранения значительной разницы в ценах с заправками группы Приват;
- наличие большого количества предложений альтернативного моторного топлива по 14,59-14,99 грн./л.
Все рыночные факторы, влияющие на ценообразование топлива на наших заправках, сводятся к одному самому важному - динамике курса. Говоря проще, падение или рост гривни к доллару на 10 копеек будет автоматически означать подорожание или удешевление бензина и дизельного топлива в рознице на 7-8 коп./л. Поэтому чтобы спрогнозировать, какой завтра будет цена на бензин, нужно понимать, каким будет курс гривни. А в нынешней ситуации в стране курс национальной валюты непрогнозируемый.
Геннадий Рябцев - зам.директора НТЦ Психея
8.09.2014 г.
Источник: Лига.net |