26.03.2014 :: 10:17
Как без денег залатать ямы на дорогах
На первой встрече с журналистами в качестве председателя Государственного агентства автомобильных дорог (Укравтодор) Александр Малин рассказал, где он будут брать деньги на ремонт и строительство дорог, кому достанутся подряды и как реформируют госагентство.
Структура службы автомобильных дорог и ГП Автомобильные дороги Украины - рудиментарное наследство со времен госплана СССР. Такая структура недееспособна и затратна.
Оптимизация затронет структуры областных и районных автодоров. Будет сокращен штат административно-хозяйственного персонала, который не задействован в фактическом ремонте и обслуживание дорог. Эффективнее купить пакет программного обеспечения, чем содержать штат бухгалтеров.
На втором этапе будет проведен ряд законодательных изменений. Основной эффект снижения себестоимости работ мы должны получить от перехода к конкурентно-рыночной системе размещения заказов на выполнение работ частным подрядным организациям. Облавтодор не имеет права на существование. Будущее за максимальной дерегуляцией системы хозяйственного управления.
Ее нельзя победить, можно только бороться с ее уровнем. В структуре себестоимости дорожных работ были заложены некие обязательства, которые должностные лица, будучи распорядителями этих бюджетных средств, накладывали на подрядные организации.
Мы продекларировали, что ставка отката в сметах по ремонту и строительству дорог в Украине составляет 0%. Неприкасаемых нет. Кто будет пойман за руку, подвергнется наказанию в соответствии с действующим законодательством.
Договорились с интернет-ресурсом УкрЯма о том, что все заявления граждан с фотографиями ям на дорогах будут передаваться в Укравтодор. Мы гарантируем реакцию на эти обращения и ремонт (в определенные сроки, под ответственность должностных лиц), соответствующий финансовым возможностям.
Отрабатываем с общественными организациями механизм контроля за всеми аспектами деятельности Укравтодора. Готовы привлекать к проведению ревизий представителей общественности.
С учетом планируемого секвестра бюджета, средств для капитального строительства и реконструкции дорог в планах на 2014 год в планах не предусматриваем. Формируем ресурс для проведения текущих ремонтных работ.
Первая бумага, которая легла мне на стол - аналитика об объемах необходимого ямочного ремонта на весенний период. Там говорится, что объемы ямочного ремонта составляют 2,1 млн. кв м - на 200 тыс кв м меньше, чем в прошлом году. Я спросил: «Как считали?». На этот вопрос ответа нет. Методика, которой пользовались при формировании этих данных, непонятна.
За последние два года недобор в дорожный фонд от взимания акциза и пошлины за импорт нефтепродуктов колебался от 4 до 7 млрд. грн. Сейчас эта схема прикрыта. Мы рассчитываем, что эти деньги пойдут на ремонтные и строительные дорожные работы. Кроме того, учитывая, что рынок потребления нефтепродуктов в стране не сузился, а объемы нефтепродуктов, легально поступающих в страну, будут увеличиваться, мы получим существенное увеличение объемов дорожного фонда.
В этом году продолжатся работы, финансируемые международными финансовыми организациями (Мировой банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк). Ведутся работы на участке от Борисполя до Полтавы, на трассе Одесса-Киев. Утверждены планы работы с Мировым банком по продолжению строительства дороги от Полтавы до Харькова, с перспективой строительства дороги от Полтавы до Днепропетровска.
Идут ремонтные работы на участке Киев-Белая Церковь и на участке Белая Церковь- Жашков, с возможностью продолжить работы на участке между Жашковым и Уманью.
В существующей системе распределения финансов по регионам нет логики. Мы предлагаем выделить в немногочисленный отдельный список стратегически важные объекты в аварийном состояния (речь идет об аварийных мостах, международных пунктах пропуска, дорогах, связывающих области).
Оставшиеся деньги будут разделены по пропорциональному принципу (построен на протяженности и категориях дорог) между всеми регионами. Если денег будет не хватать - будет не хватать везде.
У Укравтодора очень объемный и сложный кредитный портфель. Я девятые сутки занимаюсь управлением госдолгом. В этом году мы должны погасить 10,5 млрд. грн. по своим обязательствам. К этому нужно добавить текущую курсовую разницу - порядка 650 млн. грн.
Все обязательства страны по международным кредитам и контрактам будут выполняться в сроки. Но ряд заимствований на внутреннем финансовом рынке (прямые кредиты в банках и средства полученные от размещения ценных бумаг под невыгодный процент) будут подвергнуты реструктуризации. Мы погасим эти облигации, вернем деньги и осуществим новое размещение под более низкий процент. Сегодня максимальная процентная ставка по облигациям составляет 16,3% - это очень дорого как для средств, выделенных под гарантии правительства.
Финансовый инструмент привлечения ресурса в виде размещения ценных бумаг - хороший, распространенный инструмент. Вопрос в прозрачности и себестоимости ресурса. Наши планы по поводу новых размещений будут связаны с законом о госбюджете и с объемом госгарантий, которые можно будет привлечь для обеспечения выпуска этих ценных бумаг.
Оценочно, эффективная ставка в пределах 7-8% годовых в валюте была бы выгодной.
Нормативно-правовая база, которая создавалась под закон о концессиях автодорог, привела к глубокой зарегулированности этого процесса. Мы готовим новую концепцию отношения государства к строительству дорог на условиях концессии. Будем ее рассматривать как инвестиционную площадку, на которой международные финансовые институты смогут размещать ресурс.
Плохое качество работ не всегда является главной причиной недолговечности отремонтированных дорог. Часто грузоперевозчики оптимизируют свои расходы на перевозку грузов за счет износа дорог. Предельная нагрузка на дороги не выдерживается.
Мы передаем комплекс контрольно весовых станций Укртрансинспекции. Они будут увеличивать количество таких пунктов. Я предложил общественным организациям участвовать в контроле работы этих комплексов - там была огромная коррупция.
Денис Кацило
26.03.2014 г.
Источник: ЛІГА.net |