Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
КоммерсантЪ
25.03.2008 :: 09:29
Jet - не супер

Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров впервые официально признал возможную задержку поставок первых самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) -самого громкого проекта российского гражданского авиапрома стоимостью $1,4 млрд. Сроки задержки не называются, но, по мнению экспертов, она может составить год-полтора. Крупнейший заказчик - «Аэрофлот» - при задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода может потребовать расторжения контракта.

Вчера президент ОАК Алексей Федоров заявил журналистам, что «сроки по поставкам самолета очень напряженные», и
не исключил, что они могут быть сдвинуты. Господин Федоров отметил, что с уверенностью о переносе сроков можно будет говорить, когда определится дата начала сертификации самолета. Однако господин Федоров признал, что первому и основному заказчику - ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» - SSJ будет поставлен позже установленного срока. «Мы задержали поставку,- признает генеральный конструктор НПО «Сатурн» (разрабатывает двигатель для SSJ вместе с французской компанией Snecma) Михаил Кузменко.- Сроки поставки комплектующих зачастую срывались. По двигателю у нас несколько сот поставщиков из Европы, развернуть систему оказалось сложнее, чем мы предполагали».

Господин Федоров не уточнил, каковы могут быть возможные сроки задержки поставок самолета, но на испытания и сертификацию нового самолета, которые в случае SSJ еще не начались, обычно уходит около полутора лет. Например, первый полет Ан-148 состоялся еще в 2005 году, но начало серийного производства машины намечено только на конец этого года. Первый полет SSJ был запланирован на лето 2007 года. Впоследствии он был перенесен на ноябрь-декабрь, а вчера источник в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) сказал «Ъ», что первый полет должен состояться в апреле-мае 2008 года. Таким образом, программа уже отстает от сроков реализации на год. «Обычная задержка для такого крупного проекта - год-полтора. Два - это тоже считается терпимым»,- говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак.

Разработка регионального самолета, получившего название Sukhoi Superjet 100, начата в 2001 году, продажи - три года назад. Каталожная стоимость самолета в разных модификациях - $23,4-28,9 млн. У ГСС есть твердые контракты на 73 SSJ в базовой версии на 95 мест: 30 - от «Аэрофлота» (с опционом еще на 15), 10 - от Финансовой лизинговой компании (ФЛК), 15 - от AirUnion, 6 - от «Дальавиа», 10 - от ItAli и 2 - от «Армавиа».

SSJ - главный проект российского гражданского авиапрома в последние годы. Стоимость проекта должна составить $1,4 млрд. На церемонии выкатки в сентябре прошлого года первый вице-премьер Сергей Иванов назвал SSJ первым российским пассажирским самолетом, отвечающим мировым стандартам. Первый самолет «Аэрофлот» по контракту должен получить в ноябре и затем получать по одному самолету в месяц. В парке авиакомпании SSJ должны заменить уже списанные Ту-134. В ГСС вчера не смогли прокомментировать, будут ли «Аэрофлоту» поставлены два самолета до конца года. Представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг сообщила «Ъ», что «Аэрофлот» не получал уведомлений об изменениях в графике. «Пока речи о штрафных санкциях к производителю нет»,- подчеркнул вчера Алексей Федоров.

Помимо «Аэрофлота» в 2008 году ГСС должны поставить два самолета ФЛК. В прошлом году ФЛК вела переговоры о сдаче самолетов в лизинг «Трансаэро», но, как сообщили вчера «Ъ» в авиакомпании, договоренности не было достигнуто.

«Аэрофлот» и ГСС не раскрывают штрафных санкций, оговоренных в контракте. Но источник, знакомый с его условиями, рассказал «Ъ», что договор предусматривает штраф $12 тыс. за каждый день просрочки, но не более $1,5 млн за самолет. При задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода «Аэрофлот» получает право выйти из контракта и потребовать возврата авансовых платежей ($15 млн), а также процентов по депозиту с момента его перечисления. Собеседник «Ъ» отмечает, что выход из контракта мог бы быть выгоден для «Аэрофлота», но по политическим причинам считает такой вариант маловероятным.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко констатирует, что все новые авиационные проекты, как правило, реализуются с задержкой относительно первоначального графика. Руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что «Аэрофлот» не только не будет отказываться от контракта, но может не предъявить ГСС и штрафных санкций: «Государство как основной акционер «Аэрофлота» вряд ли будет воинственно настроено в отношении SSJ». «"Аэрофлот» понимает, что проект высокорисковый. Логично было бы вести речь не о штрафных санкциях, а о снижении цены опциона на 15 самолетов»,- считает господин Пантелеев. «Стартовый заказчик любого проекта такого масштаба, в данном случае «Аэрофлот», по определению политизирован и не всегда принимает решения на коммерческой основе»,- соглашается Борис Рыбак.

Как откладывались крупные авиапроекты (История вопроса)

В феврале 1995 года объявлено о переносе на полтора-два года серийного производства российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70. Это произошло вскоре после катастрофы опытного самолета в испытательном полете. Из-за постоянно выявлявшихся недостатков и аварии еще одного опытного Ан-70 производство началось только в 2001 году. В 2006 году Россия вышла из проекта, что вновь задержало выпуск серийных машин. Ожидается, что первый Ан-70 поступит украинским ВВС в 2010 году.

2 июня 2005 года европейский концерн Airbus сообщил, что поставки лайнера А380 откладываются на полгода. 13 июня 2006 года срок перенесен еще на полгода из-за проблем с электрооборудованием. Позже объявлено, что в 2007 году заказчики получат один лайнер вместо девяти. Из-за задержек Airbus сменил двух гендиректоров, сократил 10 тыс. рабочих и остановил разработку грузовой версии. Первый A380 поставлен заказчику в октябре 2007 года - с опозданием на 18 месяцев.

10 октября 2007 года американский Boeing перенес поставки самолета Boeing 787 Dreamliner с мая на конец 2008 года. Задержка объяснялась нехваткой запчастей и «оставшимися работами по программному обеспечению и системной интеграции». 16 января 2007 года компания отодвинула первые поставки на 2009 год из-за «проблем с поставщиками».

Александра Грицкова, Алексей Екимовский, Петр Мироненко

25.03.2008 г.


Источник: КоммерсантЪ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}