Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
13.05.2013 :: 11:14
Железнодорожники теряют грузоотправителей - РЖД

Официальные данные об экономических итогах четырех месяцев появятся только к концу мая. Однако уже сегодня ясно, что Росстат вряд ли сможет обрадовать правительство и российское население. О продолжающемся замедлении экономики говорят последние данные «Российских железных дорог», которые свидетельствуют о новом снижении грузоперевозок. Так, по данным РЖД, погрузка в январе-апреле сократилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. А как известно, именно железнодорожные грузоперевозки являются опережающим индикатором общей ситуации в экономике страны.

Ухудшение
общеэкономической ситуации в России сказывается на объемах грузоперевозок по железной дороге. Так, по данным РЖД, на которые ссылается агентство «Прайм», погрузка в апреле 2013 года составила 102,7 млн. тонн, что ниже прошлогоднего показателя на 3,5%. При этом за первые четыре месяца текущего года этот показатель сократился на 4% - до 396,5 млн. тонн. Падение зафиксировано практически по всем видам грузов. В частности, кокса было погружено 3,9 млн. тонн (снижение на 5,2%), нефти и нефтепродуктов - 84,3 млн. тонн (снижение на 3,3%), черных металлов - 23,8 млн. тонн (снижение на 6,6%), лома черных металлов - 4,2 млн. тонн (снижение на 10,3%), цемента - 9,4 млн. тонн (снижение на 1,1%), лесных грузов - 12,2 млн. тонн (снижение на 5,3%), зерна - 3,1 млн. тонн (снижение на 53,1%). Зафиксировано также отправление строительных грузов (снижение на 6,6%), цветной руды (минус 10,7%), химикатов (минус 4,9%), промышленного сырья и формовочных материалов (минус 4,7%).

Обращает на себя внимание тот факт, что российский экспорт по железной дороге страдает в меньшей степени. Например, по итогам первого квартала по Дальневосточной железной дороге из России в Китай было перевезено свыше 2 млн. тонн грузов, что почти на 14% больше, чем в январе-марте 2012 года. Таким образом, статистика РЖД объективно подтверждает негативные прогнозы для отечественной экономики. Напомним, Минэкономразвития в апреле ухудшило прогноз роста ВВП страны на 2013 год с 3,6 до 2,4%, промпроизводства - с 3,6 до 2%, инвестиций в основной капитал - с 6,5 до 4,6%. А глава министерства Андрей Белоусов был более категоричен в оценках. По его убеждению, существует очень высокий риск вступления российской экономики в рецессию уже этой осенью, если не предпринять превентивных мер по стимулированию деловой активности.

Пессимизм Белоусова разделяют аналитики Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые на днях почти вдвое ухудшили прогноз по росту ВВП России на 2013 год - с 3,5 до 1,8%. Эксперты ЕБРР в своих мрачных оценках исходят из того, что рост экономики РФ замедлился в первом квартале до 1% с прошлогодних 5%. Это прямое следствие ослабления спроса на внешнем и внутреннем рынках. Ситуацию усугубляет слабость производства в РФ. Меры же, которые могут быть предприняты правительством по стимулированию экономики России, не кажутся авторам исследования ЕБРР исчерпывающими. С одной стороны, можно восстановить темпы роста ВВП до 3% уже в следующем году, но с другой - «эти стимулы несут риски инфляции и сами по себе не увеличивают производственный потенциал экономики».

Эксперты, опрошенные «НГ», признают, что именно железнодорожные грузоперевозки являются тем индикатором, по которому можно судить о ситуации в экономике в целом. И если с начала года показатели погрузки у РЖД стабильно ухудшаются, то это свидетельствует о серьезных проблемах в других секторах. Первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин готов согласиться с консервативным прогнозом Минэкономразвития. Ответа же на вопрос, ожидают ли экономику РФ два квартала рецессии, у ученого нет. Этого может и не случиться, если государство, например, решится на мощную инвестиционную поддержку. Финансовые ресурсы для этого у казны есть, считает ученый. А вот на частный бизнес надежд практически нет - инвестпроектам предприниматели сегодня предпочитают банковские депозиты, отметил Сорокин.

Эту точку зрения разделяет и декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович. «Настроение в предпринимательских кругах весьма пессимистичное. Бизнес не будет рисковать, если не чувствует себя защищенным и если не верит в будущее», - констатировал он. Внешний макроэкономический фон в настоящий момент остается неблагоприятным для России - цены на нефть стоят на месте, корни кризиса 2008 года все еще не устранены, подчеркивает Филонович.

В свою очередь, главный экономист по России и СНГ HSBC Александр Морозов считает, что о неизбежности рецессии говорить пока нельзя. По его словам, статистику РЖД и российской экономики в целом подпортил февраль 2013 года, в котором на один рабочий день оказалось меньше, чем в прошлом году. Коме того, из-за снижения спроса на мировых рынках трудности испытывают практически все экспортеры - разве что за исключением нефтяников. Впрочем, плохо далеко не везде. Например, в потребительском секторе рост продолжается. Морозов считает, что слабость отдельных секторов отечественной экономики не говорит о том, что вся она уходит в рецессию. Хотя риски для этого довольно высоки.

Игорь Наумов

13.05.2013 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}