Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
11.06.2013 :: 10:38
Ждем ошибку

Шум, поднятый в прессе по поводу намерений правительства повысить акцизный сбор на нефтепродукты, улегся, оставив на поверхности основную причину своего возникновения. 27 мая Николай Азаров дал поручение первому вице-премьеру Сергею Арбузову и министру доходов и сборов Александру Клименко усилить контроль качества импортных нефтепродуктов. 5 июня последний отрапортовал, что его ведомство готово «системно выполнить поручение премьер-министра». За невинной и праведной, на первый взгляд, инициативой просматриваются далеко не невинные интересы, преследующие прозаическую цель - наживу. Скорее
всего, министры, которых пришлось привлечь к операции по борьбе с конкурентами, понимают, что играют роль в чужой истории. Другой вопрос, осознают ли они масштаб проблем, которые могут возникнуть на топливном рынке в период пиковой сезонной нагрузки?

Все началось с неизвестно откуда появившегося «правительственного» законопроекта о двукратном повышении акцизов на нефтепродукты. Оперативное изучение ситуации показало, что ни Кабмин, ни Минфин, ни Минэкономразвития, словом, никто не разрабатывал и нигде не обсуждал такой документ (чуть позже об этом - на редкость искренне - заявят главы всех перечисленных ведомств). Затем этот законопроект вбросили в парламент через депутата Лабунскую (4 июня нардеп отозвала свой проект).

На фоне этого в СМИ бурлил возмущенный разум автомобильной общественности и некоторых экспертов, в риторике которых привлек внимание один странный тезис. По ходу дела он стал основным: чтобы увеличить сбор акцизов, необходимо усилить контроль качества ИМПОРТНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ГРАНИЦЕ. «При импорте бензина декларируют, что ввозится самый дешевый, например, 80-й бензин, за который уплачивается минимальный акциз. Уже тут его с помощью искусственных присадок доводят до 95-го», - раскрывает суть требования эксперт-блогер на одном известном сайте. (Сразу поясню: акциз в Украине на все марки автобензина одинаковый, что на А-80, что на А-98, поэтому непонятно, о каких злоупотреблениях может идти речь.)

Антиакцизную историю 27 мая продолжили участники автопробега, которые также направили премьер-министру обращение с настоятельной просьбой повысить требования к импортным нефтепродуктам.

Такое ощущение, что это обращение в аппарате премьера ждали. В тот же день Азаров дал поручение Клименко и Арбузову «обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов».

«Мы это будем делать профессионально и системно. У нас существует 69-я статья Таможенного кодекса, обязывающая нас квалифицировать товар. А относительно технической возможности - у нас есть одна лаборатория, но отделения есть по регионам, и это дает нам стопроцентную возможность действенного контроля по качеству топлива», - пояснил министр Клименко, который, похоже, был готов к вопросу журналистов 5 июня.

Казалось бы, ну и что? Дело в том, что таможня и так достаточно пристально проверяет качество, порой даже излишне, говорят трейдеры. Ну проверят еще раз… Кто везет нормальный продукт, тому бояться нечего. Но это не совсем так.

Согласно Таможенному кодексу, который, как видим, постатейно знает А.Клименко, любой товар можно задержать на 30 дней для проведения анализа качества. Эта норма действующего законодательства активно применяется к отдельным позициям и поставщикам, вызывая серьезное удорожание товара и делая его неконкурентоспособным. Но такая самодеятельность таможни обычно приводит к скандалам, а в нелегком таможенном деле, как и в бизнесе, нужна тишина. Теперь на случай «шухера» появится бумага сверху, мол, это мы выполняем требование автомобильной общественности.

Не проверок, а задержек товара на границе боятся импортеры. Не меньше должна их бояться и упомянутая автомобильная общественность вместе с чиновниками. В случае с нефтепродуктами месячный простой вагонов приведет к удорожанию продукта за счет санкций железной дороги, владельцев вагонов, увеличения срока возврата банковских кредитов и т.д. на 80-100 долл./т. В общепринятых единицах - на 50-75 коп./л. И хорошо, если бензин по такой цене будет…

Проблема действительно есть. Озабоченные и подозрительно осведомленные автомобилисты твердили на первых этапах PR-кампании о том, что в первом квартале 2013 г. поступления акцизов от продажи нефтепродуктов снизились на 36% (почти на миллиард грн.). Почему тогда призывают следить за качеством, а не бороться с контрабандой, если уж так болит душа за бюджет «Укравтодора»? И вообще, почему импорт? А полнота уплаты акцизов с бензина украинского производства и его качество общественность не интересуют? Странно, на автомобильных форумах именно ему адресован основной объем ненормативной лексики.

Яркий акцент на травле импорта заставляет искать среди заказчиков этой PR-кампании внутренних производителей. Больше всего мотивов у группы «Приват» Игоря Коломойского, контролирующей крупнейший нефтеперерабатывающий завод «Укртатнафта» (г. Кременчуг) и около 25% автозаправочных станций страны. С импортерами у днепропетровского олигарха давние счеты.

В 2011 г. правительство отказалось ввести пошлины на импорт по итогам специального расследования, а в минувшем апреле отказало «Укртатнафте» в возбуждении антисубсидиарного расследования против крупнейшего поставщика моторных топлив в Украину - Беларуси. Обычно в таких случаях производитель засучивает рукава и начинает модернизировать производство. Но это не наш случай. В целом история хозяйствования «Привата» в Кременчуге - это предмет отдельной статьи. Пока ограничимся тем, что НПЗ планомерно движется по пути заводов «Привата» в Дрогобыче и Надвирной - в могилу.

Но, говорят, больше всего бесит Игоря Валерьевича другое. Бензин у него покупают намного хуже, чем у тех же импортеров. WOG и ОККО, занимающие соответственно вторую и третью строчки в национальном рейтинге по числу АЗС, в 2012 г. продавали в сутки в два-три раза больше с каждой своей АЗС, чем «авиасы», «укрнафты» и прочие ANP. И это при том, что цены у «зеленых» ощутимо выше. При этом уже понятно, что эффективность сети Коломойского зависит как раз от так называемых премиальных станций конкурентов, а никак не наоборот. Стоит так называемым импортерам опустить цены на своих комплексах, как они перетянут все продажи на себя. «Привату» же придется уходить вниз, где его неизбежно будут ждать убытки. Проблемы на таможне позволят импортерам забыть о снижении цен и уверенно рассчитывать на их рост.

«Но где Клименко с Арбузовым, а где Коломойский?» - усмехнется внимательный читатель. Давно знающие Игоря Валерьевича люди обращают на это внимание, напоминая, что мы пересекли экватор президентского срока. В этой фазе, говорят они, переживший уже нескольких президентов лидер днепропетровской группы начинает подавать голос. Если раньше он качественно и в срок выполнял отведенные ему нормативы по заносу сокровищ в пещеру Сим-Сим, то в нынешней фазе он уже может попросить о посильной помощи в выполнении этих нормативов. Безусловно, здесь нельзя не отдать должное «почерку» Игоря Валерьевича: вопросы решаются чужими руками, тогда как источник движения остается в тени.

Сегодня любой вопрос, касающийся топливного рынка, если и обходится без прямого упоминания о лидере Восточно-европейской топливно-энергетической компании Сергее Курченко, то уж точно не обходится без мыслей о нем. Особенно если дело касается таможни, на защиту которой он неожиданно встал в своем интервью журналу «Корреспондент». В чем его интерес? Если пофантазировать, у главы «амбициозной динамично развивающейся энергетической группы» может быть достаточно резонов.

Во-первых, Курченко тоже скоро станет производителем. В приобретении Одесского НПЗ возникло какое-то недоразумение, сделку до 1 июня, как планировалось, ВЕТЭК не закрыла. Но источники говорят, что торжественное событие случится на месяц позже. Поэтому запуск предприятия - вопрос этого лета. Однако экономика НПЗ будет, скорее всего, убыточной. Приподнять цены на импорт будет для нового владельца завода очень кстати.

Во-вторых, структуры ВЕТЭК активно продают топливо зарубежного производства и теоретически могут быть заинтересованы в торпедировании конкурентов. В свою очередь, опасаться таможни ВЕТЭКу вряд ли стоит, как видим по интервью, отношения подчеркнуто хорошие.

В-третьих, по словам источников на рынке, в последнее время Курченко сильно сблизился с Коломойским. «Сергей сильно подвержен его (И.Коломойского. - С.К.) влиянию», - рассказывает источник на рынке. В пользу версии об общности интересов говорит широкий перечень точек соприкосновения двух персонажей. Одесский НПЗ будет получать нефть и отправлять половину своей продукции на экспорт через перевалку «Синтез Ойл» (и молиться, чтобы с ней ничего не случилось). Предприятия группы ВЕТЭК выкупают все свободные объемы сжиженного газа у «приватовской» «Укрнафты» и «Укртатнафты». По этому направлению растет и торговля нефтепродуктами.

На этом фоне не выглядит неожиданным появление в начале июня сообщений о переговорах сторон по поводу выкупа у «Привата» частного добытчика природного газа компании «Укрнефтебурение», работающей на перспективном Сахалинском месторождении. Как водится, стороны это отрицают. Мог ли молодой бизнесмен поддержать «таможенный» проект партнера, к тому же столь легендарного, как Коломойский? Отрицать этого нельзя.

С другой стороны, вряд ли Сергею Курченко нынче нужна напряженность на рынке, где компания уже достигла 20-25%. С запуском Одесского НПЗ эта доля очевидно перевалит отметку в 35%. Тем более с компаниями Курченко уже работают все основные трейдеры. Зачем шуметь и суетиться, если можно все вопросы решить как обычно - спокойно. А в отличие от Игоря Коломойского, молодому успешному предпринимателю еще есть что терять. Источники в ВЕТЭКе отрицают причастность к происходящему.

Кто бы ни был режиссером этой канители, если проблемам на таможне суждено случиться, то всем будет чем заниматься. Самым опасным является очевидная дестабилизация отлаженной системы снабжения рынка топливом, ведь на импорт приходится 70% баланса страны. Не будем забывать, что с июня по октябрь рынок находится на пике сезонного потребления. «Пяти дней простоя будет достаточно, чтобы мы сняли топливо на АЗС с открытой продажи», - говорит топ-менеджер крупной сети АЗС. Это первое замечание.

Второе. Рынок начнут покидать легальные поставщики, соответственно, их место займут контрабандисты и кустарные производители. Это приведет к дополнительному снижению сбора акцизов. Говорят, этим вопросом в последнее время крайне обеспокоен министр финансов Юрий Колобов, который начинает открыто бузить в кругу Семьи. Автомобильной общественности необходимо приготовиться к еще большему наплыву «бодяги», с которой они так искренне борются.

Третье. Цены на бензин и дизтопливо вырастут пропорционально длительности простоев товара на таможне.

Не позавидуешь и Арбузову с Клименко, которые уже назначены ответственными за эту ситуацию. Не исключено, что в этом и заключается тонкий расчет Азарова, который мастерски переправил на «молодежь» дурно пахнущий вопрос качества импорта на таможне. Остается дождаться ошибки.

Сергей Куюн

11.06.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}