Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

24.06.2019 :: 14:06

В августе этого года мы планируем объявить тендер на строительство КПВВ «Чонгар» - Ю.Лавренюк ©
24.06.2019 :: 13:57

Украина закачала в подземные хранилища свыше 13 млрд. куб. газа
24.06.2019 :: 13:29

«Укрзализныця» с 1 июля повышает зарплату работникам на 10% ©
24.06.2019 :: 12:34

Суд разблокировал конкурс на главу Государственной таможенной службы
24.06.2019 :: 11:40

АЭС Украины 23 июня выработано 183,20 млн. кВтч электроэнергии ©
24.06.2019 :: 11:32

Автогаз в розничных сетях 24 июня подешевел в среднем до 13,29 грн./л [таблица]



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
02.09.2014 :: 10:41
Из ядерного тупика

УКРАИНА перестала бить региональные рекорды по отсутствию реформ атомной энергетики. В преддверии масштабных перемен менеджмент отрасли начал осторожно предполагать, что правительство в ближайшее время решит не только вопрос давно повисшего украинскороссийского проекта достройки энергоблоков Х3/Х4 на Хмельницкой АЭС. Большинство экспертов заявляют: Киев намерен приступить к постройке новых энергоблоков и на других электростанциях, в частности на Запорожской АЭС.

ПРОТИВ МИРНОГО АТОМА

«Список приватизации на этот год мы не утвердили, потому что там был вопрос о
разгосударствлении НАЭК «Энергоатом», - заявил депутат Верховной Рады Алексей Кайда. Партия «Свобода», к которой он принадлежит, имеет существенный вес у местных властей Хмельницкой и ИваноФранковской областей. В первом регионе основным бюджетообразующим предприятием является ХАЭС. Во втором - главным промышленным плательщиком бюджета выступают предприятия Бурштынского энергетического острова. Крупнейшим из них являются энерготрейдеры и ТЭС «Западэнерго» Рината Ахметова. Владельцы этих предприятий долгие годы имели возможность экспортировать электроэнергию с существенным бонусом. Он состоял в том, что подозрительно сложная украинская государственная тарифная политика заставляла государственные АЭС продавать свою продукцию на энергорынке дешевле обоснованной стоимости, а частным владельцам ТЭС, наоборот, разрешала продавать ее дороже. Проще говоря, под видом снятия социальной напряженности в угледобывающих регионах владельцы угольных и газоугольных ТЭС могли продавать свою продукцию по ценам гораздо выше понесенных ими затрат.

При этом о затратах АЭС или долгосрочных потребностях атомной энергетики мало кто думал. Но в апреле 2014 года правительство отменило дотации экспорта электроэнергии, выработанной на ТЭС. Дела трейдеров ухудшились, а ценность их активов и гарантии обязательств начали падать еще больше, после того как по рынку прошел слух о неминуемом привлечении частных инвесторов к развитию отечественной атомной энергетики.

До самого последнего времени отрасль числилась одной из немногих сфер, которую не смогли затронуть ни имущественные, ни технологические, ни структурные реформы.

ЧЛЕНЫ ЯДЕРНОГО КЛУБА

Наряду с Украиной преобразования в атомной отрасли совсем не затронули только два государства Восточной Европы - Белоруссию, которая лишь намеревается строить первую АЭС, и Польшу. Последняя и вовсе не имеет атомных станций по банальной причине - в польской Силезии последние лет триста умеют добывать уголь без бездарного истощения пластов, местечковых угольных магнатов и издержек на бюджетные и политические уступки. А в некоторых не менее богатых регионах Украины умудрились выработать большинство запасов за срок, гораздо меньший всей истории угледобычи Польши.

Болгарская пауза

Единая генерирующая компания Болгарии Bulgarian Energy Holding EAD (ВЕН), которой среди прочего принадлежит единственная работающая в стране АЭС Козодуй, из года в год стремится отложить уже давно разработанный проект приватизации.

Местная пресса твердит, что причина медлительности - принадлежность холдингу ВЕН многочисленных местных ТЭС, которые пока сильно зависимы от схем импорта природного газа, что болгарские трейдеры закупают в РФ, Турции и Греции.

Основными компаниями - распределителями электроэнергии, произведенной из углеводородов, выступают чешская CEZ, германская E.One и австрийская EVN. Рано или поздно все эти покупатели топлива для болгарских государственных ТЭС (или один из этих покупателей) окончательно разберутся с выбором стабильных и предсказуемых импортеров газа. Как только это произойдет, инвесторы болгарских облэнерго сумеют стабилизировать схемы обеспечения закупки топлива, а правительство выставит на торги крупный пакет акций государственного холдинга ВЕН.

В Болгарии доля атомной энергии в общей выработке тока составляет 51%, в Словакии - 50, в Венгрии - 42, в Чехии - 31%. И в восточноевропейских странах проблемы АЭС решали не в розницу, а оптом. Надо сказать, что самый большой эффект в энергосбережении - это развитие уже существующих мощностей атомной энергетики, которые в отличие от ТЭС не раздувают импорт энергоносителей и дают самую дешевую продукцию. Проведена частичная либо полная приватизация акций единых генерирующих государственных энергокомпаний, в активах которых находилось управление АЭС.

В Румынии строительство новых энергоблоков на АЭС Чернаводэ осуществляется при помощи консорциума частных инвесторов (доминирующая - итальянская компания Enel). Аппенинской корпорации принадлежит также ведущая частная энергокомпания Словакии Slovenske Elektrarne, владеющая единственной в этой стране АЭС. В Чехии корпорация CEZ управляет обеими местными АЭС. Пока почти все акции холдинга остаются в руках государства, но около 3% его ценных бумаг принадлежит частным портфельным инвесторам.

ОПЫТНЫЕ ПАРТИИ

В большинстве перечисленных стран еще до начала привлечения частного капитала к компаниям - операторам АЭС была проведена вполне эффективная приватизация региональных распределяющих сетей. В каждой из стран Восточной Европы эти процессы происходили со своей спецификой, которая зависела от привлеченных на рынок реакторных и турбинных технологий атомного машиностроения.

Так, Чехия наряду с разворачиванием на своей территории сборки реакторов советской разработки добилась от лицензиата минимума сопротивления развитию в стране большинства сопутствующих технологий. Эти уступки Россия сделала в основном потому, что рынок поставки газа чешским ТЭС находится в руках германских и швейцарских компаний, родственных российскому «Газпрому».

Соседняя Венгрия при абсолютно одинаковых с Чехией стартовых временных и технологических позициях в приватизации нефтегазового сектора, завершенной в этих странах более 15 лет назад, пошла совершенно не похожим на путь Праги маршрутом. Только после того как венгерская корпорация MOL смогла уверенно определить свое самостоятельное место на континентальном рынке добычи и переработки углеводородов, Будапешт приступил к переговорам о дешевых кредитах от российских производителей технологий АЭС. По информации «k:», к середине лета этого года РФ гарантировала кредиты на общую сумму более $10 млрд.

Прошедшие в течение последних лет в Восточной Европе процессы реформирования компаний - операторов ТЭС и АЭС представляют особую ценность для Украины. Наша страна ныне может выбрать наиболее оптимальный путь привлечения частных инвестиций в атомную энергетику. Исходя из восточноевропейского опыта, Киеву совсем не обязательно повторять их путь. В нашем случае формат приватизации энергетики, привлечения инвесторов к увеличению реакторного парка АЭС уже вряд ли будет сопровождаться уступками в других сферах. Причина - крайне негативное экономическое положение страны, изза чего могут реализовываться лишь надежные и быстрые проекты. 29.08.2014

Андрей Старостин

2.09.2014 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов