Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
24.09.2013 :: 10:48
История успеха FIAT Group. Симпатяга из Турина

Концерн Fiat - настоящее достояние Италии. Международная награда «Европейский автомобиль года» доставалась концерну 12 раз, больше чем какой-либо другой автомобильной компании.

На заре автомобилестроения

Один из основателей компании FIAT Джованни Аньелли родился в 1886 г. в деревушке Виллар Пероза, неподалеку от Турина. Аньелли получил высшее техническое образование и диплом инженера. По окончанию обязательной службы в армии, в возрасте 26 лет он занял пост мэра в родной деревне.

Однажды, впервые увидев автомобиль, что тогда было большой редкостью, Джованни очень
увлекся этим чудом техники и захотел, чтобы Италия была в числе авто производителей. Для осуществления мечты Аньелли перебрался в Турин, где познакомился с энтузиастами автомобильного дела - большинство из которых были богатыми аристократами, которые были не прочь начать свой собственный автомобильный бизнес.

В это время в другой итальянец инженер Джованни Баттиста Чейрано в 1898 г. заключает договор с группой туринских предпринимателей и финансистов о создании фирмы по производству автомобилей. Спустя год был изготовлен прототип первого автомобиля - Welleyes.

В свою очередь, Джованни Аньелли в 1899 г. зарегистрировал фирму Fabbrica Italiana di Automobili Torino (F.I.A.T.), которая купила компанию Чейрано. Первыми руководителями новой фирмы стали: предприниматель Джованни Аньелли, граф Карло Бискаретти ди Руффиа и финансист Эммануэле Брикеразио.

Первой моделью FIAT стал автомобиль, созданный по лицензии французской Renault с французскими же моторами De Dion с 2-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 3,5 л.с., расположенным сзади. Ему дали имя Corso Dante35, в честь одноименной улицы на которой в 1900 г. открылся первый автозавод в Турине.

Компания FIAT в первый год своей деятельности приняла на работу 150 рабочих и выпустила 24 автомобиля. В 1902 г. был создан автомобиль с более мощным 4-цилиндровым мотором объемом 4,2 л, очень похожий на Mercedes.

В первом автомобильном пробеге по Италии до финиша дошли девять автомобилей FIAT. Первой победоносной машиной стал FIAT 24HP, на нем были выиграны гонки Sassi-Superga, проходившие в горах в 1902 г. Сам Джованни Аньелли участвовал во втором автомобильном пробеге по Италии на FIAT 8HP и выиграл приз Giro de Italia Automobilistico. Логотип FIAT - овал на синем фоне, - был разработан Carlo Biscaretti в 1904 году.

Диктатор из провинции

В 1902 г. Аньелли был назначен исполнительным директором FIAT и, будучи отставным офицером, ввел в компании армейскую дисциплину и жесткий порядок. Спустя восемь лет Аньелли выкупил все акции концерна и стал его единоличным владельцем.

Вскоре после посещения главой FIAT предприятий Генри Форда, в Турине был установлен первый в Европе автосборочный конвейер. В 1903 г. изготовлен первый грузовик FIAT. В 1904 г. была выпущена небольшая партия роскошных автомобилей с 4-цилиндровым двигателем объемом 10 л и мощностью 60 л.с. - с трансмиссионным тормозом и водяным охлаждением.

В 1906 г. исчезли точки между буквами F.I.A.T. В этом же году компания начинает работу над автомобилем, который мог бы перевозить более 4-х пассажиров и 100 кг багажа. Уже в 1907 г. FIAT выпускает первую машину с 6-цилиндровым двигателем объемом 11 л и пневматическим стартером. Модель 130 PS выиграла Гран-При Французского автомобильного клуба.

В 1908 г. FIAT расширила территорию своего присутствия и создала дочернюю компанию Fiat Automobile Co в США. Кроме того, отмена в Италии пошлин на импортную сталь подтолкнула компанию к изготовлению судовых двигателей, грузовиков и трамваев. Также в круг интересов FIAT вошла сталелитейная отрасль, железные дороги, энергетика и общественный транспорт. За несколько лет FIAT полностью обновил производство: автомобили впервые были оснащены аккумуляторами. Другой новинкой стала карданная трансмиссия, запатентованная компанией.

В 1913 г. появляются модели с очень большими объемами двигателей, как, например, рекордные модификации S 74 и S 76 (имела четыре цилиндра общим объемом 28 л).

Во время Первой мировой войны FIAT вынужден был переориентировать производство для военных нужд, специализируясь на выпуске танков и самолётов. Уже в послевоенное время, объединив несколько итальянских авиа производителей, компания разработала модели известных истребителей FIAT CR 32 и бомбардировщиков FIAT BR 20. За короткий период времени «Фиат» стала крупнейшим промышленным концерном Италии.

На волне финансовых успехов, для массового производства автомобилей начинается строительство завода Lingotto. Огромное здание имело пять этажей, а на крыше располагалась трасса для тестирования автомобилей. Строительство завода было завершено в 1922 г., на то время он стал самым большим в Европе.

В 1919 г., после окончания войны, FIAT налаживает выпуск первой послевоенной серийной модели авто 501. Начиная 1923 г., объем производства рос с головокружительной быстротой. Если во время войны было изготовлено всего 35 тыс. автомобилей, то уже в 1925 году благодаря конвейерной технологии на новом заводе «Линготто» было произведено 40 тысяч машин при численности работающих всего 20 тысяч человек. Примером подъема производства может служить модель 509 - дешевый и удобный во всех отношениях автомобиль. В 1925-1929 гг. было продано 90 тыс. экземпляров этой модели.

Время перемен

В период наступившего послевоенного мирового экономического кризиса компания переживала не лучшие времена - падение покупательской активности и постоянные забастовки рабочих практически остановили производство.

Но с приходом к власти Муссолини FIAT ожил, а появление новых, качественных дорог стимулировало рост производства и потребления авто. Тридцатые годы ознаменовались развитием коммерческого и грузового автотранспорта, а также ростом авиационного и железнодорожного подразделений. Синьер Аньелли при режиме Муссолини активно сотрудничал с правительством, и одно время даже занимал пост сенатора.

В 1934 г. и 1936 г. соответственно были выпущены два самых народных автомобиля: модель Balilla, известная как Tariffa minima («Минимальный тариф»), получившая такое прозвище благодаря низкому расходу топлива, и Topolino («Мышенок») - тогда самый маленький в мире автомобиль, выпускавшийся вплоть до 1955 г. В 1937 г. началось строительство огромного завода Mirafiori.

Вторая мировая война сначала приносила компании огромные прибыли, причем Аньелли сотрудничал и с фашистами, и с движением Сопротивления. Когда режим Муссолини пал, FIAT чуть было не закрылся - многие здания предприятия были разрушены, да и двойные стандарты не пошли на пользу компании.

Сенатор Джованни Аньелли умер в конце 1945 г. К тому времени он не имел подготовленных прямых наследников для передачи дела (его единственный сын Эдуардо погиб в авиационной катастрофе), а внуки Джанни и Умберто были еще детьми, поэтому преемником стал его помощник и заместитель - Витторио Валетта.

Ему удалось создать новый облик FIAT. Реконструкция заводов, разрушенных во время войны, завершилась в 1948 г. во многом благодаря американским субсидиям в рамках реализации плана Маршалла. В Мирафьори был достроен новый завод с производственными площадями превышающими громадный «Линготто». Прибыль стала расти, количество сотрудников также увеличилось.

Выпустив две новых модели автомобилей - 500 и 1400, FIAT подтвердил свою приверженность к исследованиям и инновациям. Впервые в автомобилях серийного производства были установлены системы отопления и вентиляции. Продолжались также разработки двигателей для судов и самолетов. В 1951 г. был выпущен первый итальянский реактивный самолет - G80.

Начиная с 1958 г., производство начало стремительно расти и в направлении сельскохозяйственной техники. Завод Mirafiori в два раза увеличил свои мощности. Компания FIAT открыла новые предприятия за границей. В Италии это был период экономического бума, и автомобилестроение стало движущей силой экономики.

В 1955 г. последнюю серию авто 500S Topolino сменила модель 600, принесшая FIAT еще большую известность, благодаря ценовой доступности. Очередным хитом малолитражных автомобилей FIAT стала модель Nuova-500, сошедшая с конвейера в 1957 г. За 15 лет выпущено более 3 млн. штук этой крохи.

Новым курсом

В начале 60-х годов компания переходит в частную собственность семьи Аньелли и у руля концерна встали внуки основателя - Джованни-младший и Умберто. Они внедрили современные методы организации производства, а новая малолитражка FIAT 850 полностью соответствовала ожиданиям потребителей. В результате - 3 миллиона проданных экземпляров.

В 1966 г. Джованни Аньелли-младший стал председателем FIAT и запустил ряд проектов, позволивших укрепить позиции на мировом рынке. Политика концерна была направлена на развитие поточного промышленного производства для снижения себестоимости автомобилей. На стадии роста потребления была учреждена холдинговая компания «Савва» для популяризации покупки автомобилей в рассрочку.

Большую роль в успехе концерна в то время сыграл СССР. В 1966 г. концерн принял участие в строительстве и создании Волжского автомобильного завода АвтоВАЗ в городе Тольятти. Прототипом первой модели советского автогиганта ВАЗ-2101 стала популярная FIAT 124, адаптированная к советским реалиям (в конструкцию автомобиля было внесено около 800 изменений).

Для преодоления нефтяного кризиса и реализации инновационных технических разработок в 1978 г. была создана система Robogate, новая гибкая роботизированная система сборки кузова. Это был очередной шаг на пути к автоматизации производства.

С 1979 г. компания начала постепенно превращаться в холдинг - в автомобильном секторе появилась независимая компания Fiat Auto S.p.A., в которую входили следующие бренды: Fiat, Lancia, Autobianchi, Abarth и Ferrari. В 1984 г. в состав компании также вошла марка Alfa Romeo, а в 1993 г. - Maserati. FIAT фактически стал монополистом автомобильного рынка в Италии.

Взлеты и падения

В 1980 г. в дизайнерском ателье Giugiaro для FIAT был разработан новый малолитражный автомобиль, получивший название Panda. Два года спустя появился автомобиль FIAT Uno - ставший олицетворением инновационных решений в области электроники и материалов. FIAT Uno был оснащен новым 1-литровым двигателем семейства Fire.

Tipo - еще одна успешная модель, увидевшая свет в 1989 году. Благодаря передовым технологиям Tipo был признан «Автомобилем года». В 1993 дебютирует Fiat Punto («Автомобиль года» в 1995 г.). В 2000 г. компания представляет FIAT Doblo - идеальный многофункциональный автомобиль. В 2003 г. появляется новый FIAT Panda (и снова - «Автомобиль года», уже в 2004 г.).

Наряду с успехами в 1980-х и особенно в 1990-х годах из-за проблем с надёжностью престиж бренда FIAT сильно упал. В 1984 г. холдинг был вынужден уйти с рынка США, а в 1989 г. - с рынка Австралии. В конце 1990-х годов автомобильное подразделение концерна и вовсе стало убыточным. Рекордного значения убытки достигли в 2002 г. - €4,2 млрд.

В январе 2003 г. умер бессменный президент компании Дж. Аньелли-младший. После его смерти место президента занял младший брат Умберто. Произошло резкое снижение продаж «Фиата», но худшие прогнозы аналитиков о судьбе предприятия не оправдались, и итальянская компания постепенно начала выбираться из кризиса.

В 2005 г. FIAT впервые за последние годы получил прибыль. В апреле 2009 г. торговая марка Fiat Professional (направление коммерческих авто) установила исторический рекорд продаж, заняв 14,9% рынка автомобилей Западной Европы. Эта цифра вывела FIAT на первое место среди производителей коммерческих автомобилей. Сегодня холдингом руководит Серджио Маркионне, который сумел преодолеть все трудности, модернизировать и наладить производство.

С 2011 г. холдинг Fiat Group был поделен на две дочерние компании: Fiat SpA (легковой транспорт) и Fiat Industrial (промышленный транспорт). FIAT Spa - транснациональная корпорация, в состав которой, помимо автомобильных фирм (Lancia, Ferrari, Alfa Romeo, Maserati, Abarth, Unic, Magirus Deutz, Pegaso, Braud, Hesston, Ford New Holland, Allis) входят и фирмы неавтомобильного направления.

Fiat Group - самый крупный итальянский концерн, в его состав входит 1063 компании с 223 тыс. человек персонала, из которых 111 тыс. работают в 61 стране мира.

Олег Лялюшко

24.09.2013 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}