17.10.2013 :: 10:41
История успеха Boeing. Извозчик воздушных путей
Корпорация Boeing давно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции. В мире эксплуатируется более 12 тыс. гражданских самолетов производства Boeing, или примерно 75% мирового авиапарка.
Мечты о небе
Вильям Эдуард Боинг родился в 1881 г. в Детройте (штат Мичиган). Его отец успешно занимался торговлей лесом и нажил на этом деле состояние. Мальчик рос в достатке, и окончив школу в Швейцарии поступил учиться на инженера в престижный Йельский университет.
После смерти отца Вильяму осталось немалое наследство, он бросил учебу в университете и открыл собственную лесопильню в городке Грейс-Харбор (штат Вашингтон). Дела на лесопильне шли хорошо, и в 1908 г. Боинг окончательно обосновался в городе Сиэтл на Тихоокеанском побережье США.
С юных лет Вильям увлекался гонками на морских катерах и игрой в бридж. За игровым столом он познакомился с лейтенантом морского флота Конрадом Вестервельтом, ярым поклонником появившихся совсем недавно аэропланов (в 1903 г. состоялся первый в мире полет братьев Райт).
Читайте: Новый Dreamliner от Boeing собрал множество заказов и готовится к запуску в производство
По совету Вестервельта Боинг поехал посмотреть полеты известнейшего тогда пилота Чарльза Гамильтона. Увидев аэроплан в воздухе, Вильям загорелся желанием полетать и самому.
Но прошло еще пять лет, пока друзьям удалось найти пилота, который согласился поднять их в воздух. Долгожданный полет состоялся 4 июля 1915 г. Летчика звали Тира Марони, а место для пассажира на его маленьком биплане удалось найти только на крыле. На двухместном аэроплане Марони, Боинг впервые поднялся в воздух, а приземлившись, уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.
Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина - непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане, купленном у своего наставника. Его первый перелет едва не закончился трагически - при посадке он ошибся и сильно повредил понтоны. Если бы его самолет не был гидропланом, эта ошибка могла стоить Вильяму жизни.
Аэроплан своими руками
Самолеты тогда были редкостью, и доставку новых поплавков из Лос-Анджелеса надо было ждать несколько месяцев. Поэтому Боинг вместе с Вестервельтом начали изготавливать запчасти для своего самолета самостоятельно. Именно тогда друзья решили построить собственный самолет.
На берегу озера Юнион Боинг перестроил старую лодочную верфь под ангар для самолетов. Называлась верфь незатейливо - «Красный амбар» и Вильям переименовал ее в Pacific Aero Club (Тихоокеанский аэроклуб) и стал за определенную плату поднимать в небо всех желающих.
Конструкция гидроплана не устраивала Боинга, и Вильям решил её усовершенствовать. Вместе с Вестервельтом они нашли инженера-самоучку, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш.
Он помог разработать конструкцию нового аппарата (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета, которые назвали Bluebill и Mallard. 125-сильный двигатель Hall-Scott A5 позволял самолету летать с крейсерской скоростью 109 км/ч на дальность до 500 км.
Боинг и Вестервельт были в восторге от своих самолетов и специально для их выпуска 15 июля 1916 г. основали компанию Pacific Aero Products. Но коммерческого успеха гидропланы не имели. Лишь в 1919 году их купила почтовая служба Новой Зеландии, заплатив по $3750 за каждый B&W. Убытки компании Боинг покрыл из своего кармана и начал работу над самолетом под названием «Модель Си».
Как раз в это время, в 1917 г., Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну. Военного моряка Вестервельта откомандировали далеко на восток страны, и Боинг в мае 1917 г. переименовал фирму в Boeing Airplane Company. В эту компанию Боинг вложил почти $100 тыс. - гигантские по тем временам деньги.
Старания Вильяма были не напрасны, и Боинг получил заказ на 53 самолета «Модель Си» для военно-морских сил и на три - для армии. Никаких важных миссий на «Модели Си» не выполняли, военные использовали их в качестве учебно-тренировочных самолетов. Но Боингу этот контракт принес $116 тыс.
Чтобы построить эти 53 самолета, Боингу пришлось срочно расширить производство. К концу года в компании работало 337 человек, две трети которых были швеями, раскраивавшими и шившими парусиновые крылья.
Заключенный в ноябре 1918 г. мир с Германией и, как следствие, прекращение военных контрактов чуть не привели Boeing Airplane Company к банкротству. Три года счета компании оплачивались из кармана самого Боинга, а также за счет выпуска мебели и строительства скоростных катеров.
Несмотря на все трудности, инженеры Boeing Airplane Company продолжали разрабатывать самолеты, для доводки которых в 1920 году в Университете Сиэтла была построена аэродинамическая труба. В начале 1920-х годов военные заказы возобновились, и спустя пять лет компания Boeing построила для американской армии и флота больше 200 самолетов.
Небесная почта
В марте 1919 г. Вильям Боинг вместе с известным пилотом Эдди Хаббардом перевезли из Ванкувера в Сиэтл первую в истории США авиапочту - 60 писем. Через два месяца служба U.S. Post Office официально объявила о предоставлении нового вида услуг и начала доставку авиапочты между крупными городами США.
В 1927 г. компания Boeing выпустила новый грузопассажирский самолет «Модель 40А», специально для участия в объявленном почтовым ведомством США конкурсе на обслуживание линии Сан-Франциско-Чикаго. Этот биплан развивал крейсерскую скорость 170 км/ч и мог перевозить двух пассажиров и 500 кг груза на расстояние до 1050 км.
Вильям Боинг выиграл тендер, предложив самые низкие расценки - $1,5 за 450 г почты. Для обслуживания этой линии он создал дочернюю компанию Boeing Air Transport Corporation (ВАТС).
Открытая Вильямом Боингом авиалиния пользовалась большой популярностью, хотя чтобы пролететь 3000 км между Чикаго и Сан-Франциско, пассажиры биплана «Модель 40А» проводили 20 часов пути в кабине размером с холодильник. И рассчитано это пространство было на двух человек. Размять ноги удавалось только на нескольких промежуточных посадках.
Тем не менее, воздушными судами Боинга заинтересовались Канада и Перу. Компания начала получать международные заказы. За первый год существования BATС перевезла около 75 тонн почты и 2 тыс. пассажиров.
Воздушные извозчики
Успешный опыт авиаперевозок навел Боинга на мысль, что будущее авиации кроется именно в пассажирских самолетах. Уже в следующем году его компания выпустила «Модель 80», способную перевозить 12 пассажиров. Самолет имел роскошный салон и по аналогии с железнодорожным вагоном получил прозвище «воздушный пульман». Чтобы привлечь еще больше пассажиров, Боинг впервые ввел в состав экипажа стюардесс.
В 1927 г. Вильям Боинг провел первое серьезное корпоративное поглощение, купив компанию Gorst’s Pacific Air Transport, своего основного конкурента.
В 1929 г. Боинг подписал соглашение с производителем авиадвигателей Pratt & Whitney о создании авиакомпании United Aircraft and Transport Corporation. Секрет могущества этой монополии был прост: она первой и очень дешево получала самолеты Boeing. Еще через год United Aircraft and Transport заполучила все почтовые перевозки в северной части США.
Тем временем, используя финансовую мощь United Aircraft and Transport, Боинг за короткое время присоединил к своей империи авиатранспортные компании Hamilton and Standard, Chance-Vought и вертолетостроительную фирму Сикорского.
Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава - одним из богатейших бизнесменов Америки.
Крах монополии
Ничто не предвещало проблем, но в 1932 г. президентом стал Франклин Рузвельт, победивший на выборах под лозунгом борьбы с монополиями. Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний.
Вильяма Боинга на сенатских слушаниях обвинили в «использовании монопольных методов ведения бизнеса». Его империя разделилась на несколько самостоятельных фирм, крупнейшими из которых были авиастроительная Boeing и авиакомпания United Air Lines.
Теперь авиация стала для Вильяма Боинга такой же скучной, как заброшенная им раньше торговля древесиной. Боинг долгое время не мог оправиться от удара - все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера.
Бразды правления он передал друзьям и коллегам - Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Нисколько не заботясь о финансовой выгоде, он в том же 1934 г. продал свою долю в Boeing, но все же компания сохранила его имя.
Расставшись с авиацией, 54-летний Боинг с головой ушел в разведение породистых лошадей, свою новую из неизменно удачных авантюр. Став одним из крупнейших коннозаводчиков в Америке, он снова вернулся к авиации лишь в своих воспоминаниях, опубликованных незадолго до его смерти в 1956 г.
Жизнь без Боинга
После смены владельца, компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. Уже через год на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10 тыс.
В 1936 г. Boeing заключила контракт с авиакомпанией Pan American World Airways (Pan Am) и на долгие годы стала ее главным партнером. В июне 1938 г. был создан Boeing 314 Clipper - гидросамолет, разработанный специально для трансатлантических перевозок. Этот самолет вмещал на борт 90 пассажиров.
В 1938 г. появилась пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующее десятилетие. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.
Во время Второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами - штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing.
А 1944 г. вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день - рекорд, который не превзойден до сих пор.
Падения и взлеты
С окончанием войны прекратились и заказы, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 г. компании пришлось уволить 70 тыс. человек. Занявший пост генерального директора Уильям Аллен вынужден был срочно искать пути выхода из кризиса.
Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля - воздух».
Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.
В 1954 г. Boeing запускает свою самую знаменитую серию самолетов, так называемые «семерки», которые и определили лик современной авиации. В 1958 г. Boeing поставил три Boeing-707 для президента США, получивших свой позывной Air Force One (Борт номер один). С тех пор во всем мире самолеты первых лиц государств летают под этим названием.
Большинство нынешних авиакомпаний укомплектованы моделями Boeing-737, горбатых Boeing-747 или дальнемагистральных Boeing-767. Боинг-737 - самый популярный в мире реактивный пассажирский авиалайнер. Самый массовый самолет за всю историю авиации оторвался по показателям так далеко, что его уже никому не догнать: за все время было выпущено около 7500 штук этого надежного «середняка», и еще 2500 заказов находятся в работе.
Горбатый Boeing-747 почти 35 лет удерживал пальму первенства по габаритам, лишь недавно его удалось обскакать гиганту А-380. Пилоты всего мира с почтением называют 747-й Queen of the Sky, и это негласное международное название оправданно, ведь 6 млн. деталей (!), из которых состоит «Королева Небес», производят в 33 странах мира.
В 1960 г. корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo.
В 1963 г. NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969 г. космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.
В 1990 гг. Boeing сделала два грандиозных корпоративных приобретения. В 1996 г. была куплена компания Rockwell - разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997 г. - McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию Boeing. После этой сделки лидерство компании «Боинг» укрепилось за счет пополнения модельного ряда самолетами Douglas.
Сейчас персонал корпорации «Боинг» насчитывает примерно 170 тыс. человек. Они работают в 67 странах и 48 штатах США. Компания обслуживает заказчиков в 145 странах мира. Во втором квартале 2013 г. Boeing поставила своим клиентам 169 самолетов, а по итогам полугодия - 306 лайнеров, или в среднем по 51 самолету в месяц.
Выручка корпорации составила $24,3 миллиарда, без учета доходов от военной и космической деятельности, которые принесли еще $16,3 миллиарда. Чистая прибыль американского производителя в первой половине 2013 г. составила $2,2 млрд.
Олег Лялюшко
17.10.2013 г.
Источник: Экономические известия |