Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

23.10.2019 :: 17:50

Львовский завод нанес «Укрзализныце» ущерб на 6,5 млн. грн.
23.10.2019 :: 17:43

В Украине запустят эксперимент с электронными водительскими правами
23.10.2019 :: 17:25

Бердянский порт в январе - сентябре 2019 г. сократил грузооборот - до 1,372 млн. т
23.10.2019 :: 17:15

Следователи назвали причину катастрофы Boeing 737 MAX в Индонезии
23.10.2019 :: 16:57

Кабмин утвердил макропрогноз на три года
23.10.2019 :: 16:42

Азербайджан подписал соглашение об организации фидерных грузоперевозок между портами Батуми и Констанца



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
14.06.2014 :: 11:05
Инвестировать в Крым вопреки здравому смыслу желающих сейчас нет - гендиректор «Смарт-Холдинга» Алексей Тимофеев

Алексей Тимофеев стал топ-менеджером одного из самых крупных холдингов Украины - «Смарт-Холдинга» Вадима Новинского - не в самое простое для этого бизнеса время. И многие проблемы приходится решать прямо «здесь и сейчас» - и падающий банк «Форум», и кризис в металлургии, и подорожание газа. Да и ситуация на востоке страны тоже вселяет мало оптимизма. Delo.UA побеседовало с Алексеем Олеговичем о кризис-менеджменте, проблемах с крымскими активами, а также о «больной мозоли» Вадима Новинского - судостроении. О последнем, правда, вы сможете прочесть во второй части нашего интервью - беседа
вышла настолько продолжительной и в то же время содержательной, что мы решили разделить ее на две части. Вторую ждите уже в пятницу, 13 июня.

ПРОБЛЕМЫ

Алексей Олегович, каковы планы «Смарт-Холдинга» относительно банка «Форум»? Вы будете в него вкладывать деньги дальше или продавать? (интервью состоялось еще до известия о покупке «Форума» Альфа-Банком - прим. ред.)

Надо уточнить, что с момента ввода временной администрации банк мы не контролируем. Он находится в ведении ФГВФЛ. И только дирекция фонда может решить дальнейшую судьбу банка. До последнего момента (Решение ФГВФЛ о ликвидации «Форума» - ред.) наша позиция была неизменна: мы готовы были выступить инвестором и вкладывать дополнительные деньги. Мы перечислили $50 млн. на спецсчет НБУ, они там лежали в качестве доказательства серьезности наших планов. Мы готовы были постепенно увеличить эту сумму до 2 млрд. грн. Нам нужна была поддержка Нацбанка, в принципе, банк «спасаемый». При этом мы не просили решить все проблемы за нас, мы готовы были инвестировать существенный капитал даже в ущерб каким-то сегодняшним интересам - снять инвестиции с других бизнесов и направить их в банк.

Отправлять его на ликвидацию - наверное, худший вариант для всех: это и нагрузка на государство, и проблемы для вкладчиков и заемщиков. Это разбор бизнеса по запчастям.

Вопросом банка «Форум» занимаетесь Вы непосредственно или это личное дело г-на Новинского?

У нас создана специальная рабочая группа, этим занимается менеджмент. Г-н Новинский участвует в этих переговорах, насколько ему позволяют юридические ограничения, связанные с его статусом народного депутата. Переговоры ведутся каждым на своем уровне.

Как обстоят дела по суду с Коммерцбанком?

Это длительный процесс. Первые судебные решения ожидаются в перспективе до двух лет. Мы судимся по немецкому праву, на чужой территории, с крупным немецким банком, то есть прогнозировать что-то конкретное по срокам и результатам абсолютно нереально. У нас есть практика зарубежных судебных процессов, там даже достаточно хорошо выверенная правовая позиция ничего не гарантирует.

На каком этапе сейчас находится сделка по покупке БМ Банка?

Мы от нее отказались.

Почему?

Изначальная идея консолидации нескольких банков для создания крупного универсального банковского учреждения, которое будет работать на более-менее стабильном рынке, стала неактуальной. Как таковой банковский бизнес на сегодняшний день в Украине парализован. Выживают системные банки или нишевые. Очевидно, что другие банки испытывают абсолютно те же самые проблемы, которые испытывает «Форум». Его мы уже купили в проблемном состоянии. Не понимали разве что - из-за вопросов с отчетностью - глубину этих проблем. Но все эти инвестиции делались в другой экономической ситуации. Был расчет хотя бы на минимальный рост ВВП, на стабильный курс, на наличие доступа к ресурсам. Если эти все предпосылки обнуляются (а они практически обнулились), банк превращается в большую проблему.

Если говорить о других проблемных активах, каково состояние добывающего бизнеса вашей компании в Крыму?

Если говорить о нашем крупном бизнесе, Балаклавском рудоуправлении, которое исторически всегда было прибыльным и работало на горно-металлургический комплекс Украины, то на сегодняшний день доходная часть этого бизнеса практически равна нулю, и он находится в подвешенном состоянии. Мы пока не дождались закона, который регулирует экономические, юридические и организационные вопросы существования этих активов, зарегистрированных по украинскому законодательству. Мы до последнего ведем деятельность на основании украинской разрешительной и нормативной документации. По факту бизнес существует там сейчас в состоянии «как есть»: обороты там уже в рубле, какие-то сотрудники хотят получать российское гражданство, кто-то хочет из Крыма уезжать. Де-факто и де-юре, с точки зрения РФ, они находятся под юрисдикцией субъекта федерации. Мы ждем нормативной базы и будем принимать дальнейшие решения.

При этом производственная цепочка уже разорвана: мы не поставляем ничего на территорию Украины из Крыма. Украина не признает и никогда не признает Крым таможенной территорией России, значит, не работает режим импорта-экспорта, не проходят валютные платежи. Компании не могут уплатить начисленный НДС в госбюджет Украины. Соответственно, покупатель не может получить налоговый кредит. По факту это тупиковая ситуация.

Часть компаний сейчас перерегистрируют офисы на Киев, а в АРК создают филиалы. Будет ли поступать подобным образом «Смарт-Холдинг»?

Мы рассматриваем этот вариант, отрабатываем сейчас плюсы и минусы. Но это не снимет проблему, например, с добычей полезных ископаемых.

Нужно разрешение?

Совершенно верно. Филиал не снимет эту проблему. Рано или поздно крымско-российская власть поставит нас перед фактом: вы становитесь российской добычной компанией со всем необходимым антуражем - уплатой налогов, полным пакетом разрешительной документации, переходом на российские технические стандарты, сертификацией… С точки зрения регулирования, добыча полезных ископаемых - это «шкаф документации», выданной украинскими госорганами. Специальные разрешения, горный отвод, пожарная безопасность, охрана труда - все это нужно будет проходить заново или остановить производство и повесить замок.

Намерены ли вы избавиться от крымских активов?

Не скрываю, мы готовы продать эти активы, но попробуйте это сделать на таком рынке. Инвестировать вопреки здравому смыслу желающих сейчас нет. Крым реально в подвешенном состоянии. Украина, вероятно, за него будет бороться. Но лес рубят - щепки летят, поэтому бизнес страдает. Нужно будет поддерживать финансово - будем поддерживать настолько, насколько это возможно.

Что произойдет в более долгосрочной перспективе? Будем действовать по обстоятельствам. Если говорить о какой-то стратегии, она очень простая: это выживание в краткосрочной перспективе, сохранение операционного ядра, недопуск паники, не более.

ПЛАНЫ

Изменились ли планы «Смарт-Холдинга» в энергетическом направлении бизнеса? Будете вы наращивать добычу газа в рамках «Укргазвыдобуток», возможно, займетесь импортом?

Нет, трейдингом мы заниматься не планировали. А наращивать добычу - конечно. Наша стратегия по «Смарт-Энерджи» не поменялась. Понятное дело, что мы реагируем на любые изменения правил игры на рынке. Для нас ключевыми моментами являются режим налогообложения, цена и доступ к газотранспортной системе. Пока на сегодняшний день проблем у этого бизнеса нет. Но, например, нашу плановую инвестпрограмму бурения новых скважин мы приостановили в первом полугодии 2014 года. Планируем вернуться к ее рассмотрению во втором полугодии. Она не вся на собственные средства, мы планировали привлечь большой кредит, активно над этим работали вплоть до Нового года.

У кого планировали взять кредит?

На зарубежных рынках. Мы планировали собрать пул кредиторов и привлечь серьезные суммы. Приостановили, потому что желающих прокредитовать украинский бизнес в текущей ситуации немного. Кредитные ставки, запрашиваемые сегодня иностранными кредиторами, включают большие риски. Поэтому мы сделали паузу.

Но добыча газа - это такой бизнес, который требует постоянных инвестиций: если не бурить новые скважины, добыча по уже действующим естественным образом уменьшается. Мы рассчитываем, что в скором времени ситуация в стране стабилизируется и мы возобновим реализацию своей программы.

ГАЗ

Сколько планируете вложить в бурение новых скважин в текущем году?

Планировали порядка $50 млн. долларов.

В текущем году сколько из этих миллионов планировалось привлечь за счет кредита?

Мы планировали привлечь порядка $100 млн. долларов и распределить, частично направив на CAPEX, частично - на покупку новых активов. Были у нас планы на покупку новых активов в регионе присутствия. В Полтавской и Харьковской областях есть частные активы, которые мы бы хотели добавить в свой портфель. Планировали также поучаствовать в аукционах по продаже специальных разрешений; там кое-что интересное ожидалось.

Есть ли какие-то проблемы с газодобывающим бизнесом в областях, граничащих с зоной проведения АТО?

Подрядчики, которые у нас работают, например, в Харьковской области, не очень хотят выходить с дорогостоящим оборудованием в чистое поле. Дойдет до того, что у нас объекты под усиленную охрану придется заводить, чтобы люди не боялись. И хотя в Харьковской области все более-менее сегодня спокойно, все опасались что вот-вот и перекинется туда. Все же живые люди, у которых есть какие-то переживания и страхи… Всем нам нужно окно стабильности. Я не говорю, что должна наступить идеальная какая-то ситуация, но, по крайней мере, всем надо увидеть, что военные действия уже прекратились и начались нормальные политические процессы. Нормальные, а не аномальные.

Можно ли говорить о недополученной прибыли газодобывающим бизнесом из-за этих процессов в Харьковской области?

Конечно. Можно говорить и о глобально недополученном ВВП и, естественно, недополученной прибыли любого бизнеса, работающего сегодня в Украине. Наши бизнесы инвестиционно емкие - судостроение, добыча газа и нерудных материалов, ритейл, та же недвижимость - они не из тех, которые могут лавировать между обстоятельствами и где-то «выхватывать» свою маржу. Это бизнесы, которым нужны длинные деньги, стабильность, их нужно планировать минимум в трех-пятилетней перспективе. Одна скважина бурится год, а нам их надо бурить десятки. И если мы планируем серьезную инвестпрограмму, мы должны понимать, что у нас есть деньги на «всю дорогу».

А сейчас этого нет?

Собственный финансовый поток позволяет бурить половину от того, что нам нужно, а это - не выход.

В текущем году на какие показатели добычи вы планируете выйти?

На уровень прошлого года, если новые объекты не будут вводиться - порядка 180 млн. кубометров газа, плюс конденсат и пропан-бутан. В течение года-двух уровень добычи мы можем держать без новых инвестиций, потом он начнет снижаться.

Будете ли вы инвестировать в другие энергонаправления? У вас заводик есть пеллетный - Vin-Pelleta…

Предприятие работает. Продает пеллеты, у него есть покупатели в Европе.

Он исключительно на экспорт работает?

Очень небольшие объемы продаются в Украине. Потому что мы производим энергетическую пеллету, которая используется в промышленных котлах. Наши потребители - это энергокомпании. На сегодняшний день у нас есть потребители в Польше и Германии, у нас есть планы по росту производства и расширению продаж на следующий год. В данном случае девальвация гривни, как и любому экспортеру, оказала нам услугу. Но не такую уж и значительную. У нас существенную долю в себестоимости занимает топливо, которое дорожает, мы сами собираем солому на своей технике. К тому же, оборудование и техника - практически на 100% импорт. И еще один фактор - валютный кредит. Мы попали в ножницы: с одной стороны, себестоимость - гривневая ее компонента - снижается; с другой стороны, сама инвестиция сделана в валюте, кредит в валюте, оборудование все импортируется…

Получаемые от экспорта средства позволяют «отбить» инвестиции в завод в 26 млн. евро, которые были заявлены?

Вполне, хотя срок окупаемости у нас длинный. Мы планируем сделать в этом году дополнительную инвестицию - построить железнодорожную ветку, тем самым увеличив мощность отгрузочного комплекса. На сегодняшний день мы отгружаем продукцию автотранспортом. При загрузке завода на 100%, а это 75 тыс тонн в текущей конфигурации оборудования и до 150 тыс. тонн пеллет в перспективе, обязательно необходим подъезд железнодорожного транспорта.

Какая сейчас у загрузка у завода?

В 2013 году была порядка 20-30%. В 2014 году планируем выйти на 100%. Финансово на сегодня это не супер-инвестиция. Пока мы этот завод построили (в 2012 году - Ред.), рынок поменялся радикально. Цена на пеллету в евро уменьшилась на 40%. Это по сути вся наша плановая маржа. Польша отказалась от поддержки пеллетных программ, а это был основной рынок, растущий. У них там был бюджетный кризис, решили, очевидно, что экология и зеленые проекты - временно не приоритет. Цена просела из-за отсутствия компенсационной поддержки.

Сейчас цена осталась на том же уровне?

Цена - да, на том же уровне - до 75 евро/тонна без учета затрат на доставку.

С внутренним рынком ситуация без изменений - государственного стимулирования внутреннего потребления таких энергоносителей нет, а без этого зеленая энергетика не стартует. Как человек, который много лет проработал в газовой отрасли, о том, как нам отказаться от российского газа, я могу написать книгу. Но у нас в масштабе страны не предпринимается никаких системных практических шагов, это все видят и критикуют, но ситуация не меняется.

На тех же металлургических заводах «Метинвеста», акционером которого является ваша компания, все же внедряются новые технологии, позволяющие отойти от газа.

Так это делает частный бизнес. И у нас не с промышленными потребителями проблемы. Промышленные потребители платят $500 (за тыс. кубометров - Ред.). Им плохо, тяжело, но они платят. Кто не может - сам должен искать выход, это бизнес. У нас теплокоммунэнерго и население потребляет газ с огромными государственными дотациями и оптимизации там не видно. Этот замкнутый круг надо разрывать. Уповать на газ собственной добычи не нужно - он не добывается бесплатно и не может стоить в 5 раз меньше российского.

Ясно, что малообеспеченные граждане всегда должны будут получать субсидии. Но не все 100% населения. И при этом нормально заработала бы вся энергетическая цепочка, формировалась бы прибыль, это бы облагалось налогами, появился бы инвестиционный ресурс. Плюс у потребителей был бы стимул реально экономить и переходить на альтернативные источники, которые дешевле. А сейчас через покупку российского газа и государственные дотации на потребление мы укрепляем российскую экономику и собственную зависимость.

Для государственных газодобытчиков ставка на добычу за тысячу кубометров около 500 грн.ь.

Это известная проблема, им ее искусственно установили. ДК «Укргазвыдобування» по такой ставке работает. Это так называемое социальное бремя. Системно проблему просто никто никогда не решал. Все маневры в газовой сфере на государственном уровне до последнего момента носили характер давления на Россию с точки зрения снижения цены, но не с точки зрения реального развития рынка альтернативных источников энергии. Снижение цены - это результат краткосрочный и неустойчивый, а альтернативные источники - это избавление от зависимости навсегда.

Биомасса для Украины - это следующий шаг, неизбежный заменитель. Но это задача государства. Разрозненный бизнес сам свои задачи решит, но влияние оптимизации производства, которое делают металлурги и другие производственники - это пока минимум. У нас был отдельный период в Советском Союзе, когда с угля и мазута всех на газ переводили. И это было понятно, ведь газ - это идеальный источник энергии. Один раз трубу проложил - и ничего не надо возить, нет пыли, сажи, копоти, нет всех этих проблем. Поэтому от газа уйти полностью не получится, но там, где его можно заменить, это надо делать. Биомасса - оптимальный источник для каких-то локальных, региональных, областных решений. Но все равно должна быть государственная программа, без нее не будет необходимого масштаба.

Господин Новинский - депутат. Почему он не пролоббирует такое решение?

Я не помощник народного депутата, а менеджер «Смарт-Холдинга». Мы не интегрированы в политику. Но мое мнение - пролоббирует. Обязательно. По крайней мере, будет пытаться тогда, когда это станет приоритетом. Но это явно не задача номер один сейчас.

Любомира Ремажевская

13.06.2014.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов