13.08.2008 :: 11:55
Иностранная начинка на рельсах
Через год в свободной экономической зоне города Астана должно завершиться строительство завода по производству магистральных локомотивов серии Evolution разработки компании General Electric. О ходе строительства и перспективах выпуска первых в СНГ машин, созданных по американской технологии, рассказал президент АО «Локомотив» Казыбек Сарсембаев.
- Согласно объявленным планам вашей компании строительство завода должно быть завершено уже следующим летом. Удастся ли строителям уложиться в эти жёсткие временные рамки?
- График работ соблюдается неукоснительно, генеральный подрядчик строительства уже полностью подготовил фундамент двух корпусов - главного, площадью свыше 40,6 тыс. кв. м, в котором разместится основной цех по производству локомотивов, и административного, площадью порядка 3,2 тыс. кв. м. Сейчас рабочие уже приступили к возведению стен зданий. В скором времени начнётся строительство корпуса вспомогательных производств, склада металлов и колёсных пар. Общая площадь застройки превысит 71 тыс. кв. м. Кроме того, на территории завода будут проложены почти 5 км автодорог и 3,7 км железнодорожных путей. И ход работ указывает на то, что строительство будет завершено точно в срок.
- То есть никаких проблем не возникает?
- Безусловно, они есть. Но мы рассчитываем, что все они будут решены. Наибольшее беспокойство вызывает своевременное подключение завода к теплоснабжению. Мы планируем к этой осени закончить строительство главного корпуса, включая стены и кровлю, для того чтобы зимой приступить к внутренней отделке. Власти нас заверили, что проблем с проведением водоснабжения, канализаций, электричества не будет, а вот с подключением тепла - ещё непонятно. В Астане в следующем году начнётся строительство котельной для индустриального парка, на территории которого строится завод, но пока неизвестно, когда её запустят в эксплуатацию. Поэтому мы прорабатываем вопрос временного подключения объекта к существующей ТЭЦ. Скорее всего, решение будет положительное, так как правительство решило выделить дополнительно 240 млн. руб. на подключение инженерных коммуникаций к индустриальному парку.
- Каковы производственные планы предприятия?
- Первый тепловоз планируется выпустить уже к концу следующего года. После его испытаний - с начала 2010 года - начнётся серийное производство. Предполагается ежегодно выпускать примерно 100 локомотивов.
- Как будет организован сборочный процесс на предприятии?
- Вначале на заводе будут изготавливаться только платформы, то есть основной хребет будущего локомотива, остальные комплектующие, в том числе электронное оборудование, будут поступать с зарубежных производств General Electric. В дальнейшем в Астане планируем освоить сборку кабины машиниста, кузова тепловоза, а в перспективе - и колёсных тележек. Благодаря этому доля казахстанских комплектующих, используемых при строительстве локомотива, постепенно возрастёт с первоначально запланированных 18% до 38%. Большая часть оборудования для производства будет отечественной.
- Качество продукции зависит не только от комплектующих, но и от занятых в производстве людей. Как же решается вопрос подготовки кадров?
- В ближайшие три года мы намерены заполнить все вакансии - а их будет открыто 722 - за счёт привлечения на рабочие места выпускников профессионально-технических школ и колледжей Астаны. Им уже предоставлен весь перечень необходимых специальностей. Кроме того, Центром оценки и развития персонала филиала АО «НК «КТЖ» ведётся подготовка кадров в учебных центрах железнодорожного транспорта Караганды, Павлодара, Актобе и Тараза.
Разработан график технического обучения инженерно-технических кадров, согласно которому с июня этого года по сентябрь следующего на заводе General Electric пройдут подготовку 16 наших специалистов. Они уже изучают строительство платформ, а впоследствии ознакомятся и с другими тонкостями локомотивосборочного процесса, в частности со сборкой кабин машиниста, тележки тепловоза, обработкой оси колёсных пар, сборкой колёсно-моторных блоков, покраской локомотивов. Также в 2011 году планируется обучение специалистов в Австралии.
- На территории СНГ работает немало локомотивостроительных заводов. За счёт чего ваше предприятие намерено выстоять в конкурентной борьбе с ними?
- Конкурентов мы не боимся. На территории СНГ пока нет ни одного завода, который работал бы по выбранной нами технологии. Тепловозы, модернизированные в нашей стране с использованием оборудования General Electric, прошли испытания в России, в частности в Якутии, где им дали отличные рекомендации. Машины, которые будут собираться в Астане, будут выгодно отличаться высокой мощностью, значительно сниженным уровнем вредных выбросов в атмосферу, современным дизайном.
Но вместе с тем сразу выйти на рентабельный уровень заводу, естественно, не удастся - это трудоёмкое и затратное предприятие с весьма длительным сроком окупаемости. Поэтому мы рассчитываем на поддержку со стороны государства, в первую очередь в виде налоговых послаблений, которые позволят предприятию встать на ноги. Министерство индустрии и торговли уже пошло нам навстречу, внеся изменения в некоторые нормативные акты. Так, теперь товар считается сделанным в Казахстане при наличии в нём в течение первого года производства 5% отечественных комплектующих с увеличением их доли в последующие четыре года до 20%. Рассчитываем мы и на освобождение от выплаты НДС при строительстве завода.
- Ограничится ли номенклатура выпускаемой продукции магистральными тепловозами Evolution?
- Рассматривается возможность производить одновременно с магистральными тепловозами маневровые, спрос на которые очень высок. Специалистами АО «Локомотив» уже разработан проект технического задания на изготовление нового маневрового тепловоза на базе дизеля Evolution, который представлен на рассмотрение в General Electric.
Любовь Подоляк, Астана
13.08.2008 г.
Источник: Гудок |