12.04.2008 :: 08:57
Иномарки затормозили
Ford улучшил свое положение на российском авторынке: по итогам первого квартала концерн поднялся с четвертого места по продажам на второе, а его модель Ford Focus вновь стала самой продаваемой. В то же время падение продаж в России показали сразу восемь иностранных автомобильных марок - такого на растущем российском авторынке не было никогда. Эксперты и дилеры признают замедление роста рынка, но говорят, что на лидерах продаж оно не скажется.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) вчера опубликовала данные о продажах новых иномарок в России в первом квартале. В целом продано 454 тыс. машин, рост рынка - 54%. Лидирует марка Chevrolet (58,5 тыс., 59%), второе место заняла Hyundai (44 тыс., 97%), третье - Ford (41,5 тыс., 6%). Самым продаваемым автомобилем вновь стал Ford Focus (20,1 тыс.), продажи которого в первом квартале, впрочем, снизились на 3%. За ним следуют бюджетные Chevrolet Lacetti (20 тыс., 148%) и Renault Logan (18 тыс., 45%).
Таким образом, Ford частично выправил свое положение на российском рынке. В январе 2008 года из-за простоев завода «Форд-Всеволожск» (Ленобласть, выпускает модель Focus) продажи Ford в России упали на 1%, а модели Focus - на 3%. В результате марка Ford в таблице АЕБ опустилась со второго места на четвертое, а модель Focus, бессменный лидер продаж последних пяти лет, уступила лидерство Hyundai Accent. Дилеры и эксперты говорили, что ситуация изменится, когда «Форд-Всеволожск» возобновит отгрузку Focus (см. «Ъ» от 15 февраля). Вчера в российском офисе концерна сообщили, что «спрос на обновленную модель Focus растет». Впрочем, на второе место в таблице концерн пока не вернулся.
Эксперты не исключали, что Hyundai займет первое место в рейтинге АЕБ по итогам первого квартала, но корейский концерн не смог обогнать Chevrolet, несмотря рост продаж своей основной модели Hyundai Accent (16,6 тыс., 91%). Accent уступила Chevrolet Lacetti, что и позволило марке Chevrolet сохранить лидерство. Теперь Accent лишь четвертая по популярности. В российском офисе Hyundai не стали это комментировать, сославшись на то, что сбытом Accent занимается ее российский производитель - Таганрогский автозавод (ТагАЗ). На ТагАЗе подчеркнули, что объемы сборки Accent в первом кварте 2008 года не снижали, но от дальнейших комментариев отказались.
Главной неожиданностью итогов первого квартала стало то, что падение продаж показали сразу восемь автопроизводителей: китайские Chery (падение 19%), FAW Commercial (коммерческие грузовики, 24%) и Hafei (16%), иранская IKCO (54%), а также Citroen (20%), Mercedes-Benz Vanz (коммерческие грузовики, 14%), Lexus (1%) и Alfa Romeo (76%). Ни одна из перечисленных марок не входила в число лидеров рейтинга АЕБ (например, Citroen демонстрирует падение продаж с мая 2007 года, а Alfa Romeo сейчас занимает предпоследнюю строчку в таблице). Однако такого количества производителей, продажи которых одновременно падают, в таблице АЕБ не было никогда.
В ИРИТО (дистрибутор FAW и Hafei) пояснили падение тем, что в России с 2008 года введен топливный стандарт «Евро-3». В январе ИРИТО распродавала остатки FAW и Hafei с двигателем «Евро-2», которые пришли еще в декабре, а получить партию автомобилей с «Евро-3"в феврале и марте компания не успела, говорит ее представитель Андрей Матвеев. В компании «Автодруг» (продает IKCO) падение продаж объяснили недопоставками автомобилей с завода в Иране, подчеркнув, что «спрос на модели марки по-прежнему высокий, и падение продаж в первом квартале будет компенсировано поставками в следующие месяцы».
Падение Chery связано с остановкой сборки ее машин на калининградском «Автоторе» (см. «Ъ» от 1 апреля). В российском офисе Chery пояснили, что с начала 2008 года объем поставок машинокомплектов на «Автотор» снижался, после чего сборка была полностью прекращена. Теперь Chery будет поставлять автомобили напрямую и обещает нарастить продажи за счет трех новых моделей: семиместного универсала B14, хетчбэка и малого седана QQ6 и хетчбэка Kimo.
Руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев объясняет падение продаж сразу восьми марок тем, что рынок в первом квартале еще подвержен сезонным колебаниям. Однако эксперт говорит и о «незначительном замедлении темпов роста авторынка России», уточняя, что оно «не будет серьезным» и в целом по году в стране будет продано более 2 млн новых иномарок. Совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев также отмечает незначительный спад на авторынке, но соглашается, что «трагедии в этом нет». Тем более что бренды, которые показали «серьезное падение», никогда не были фаворитами рынка, поясняет господин Пономарев.
Продажи новых иномарок в России в первом квартале 2008 года
Газета «Коммерсантъ» № 61(3878) от 11.04.2008
Место по итогам первого квартала 2008 года |
Место по итогам января 2008 года |
Марка |
Первый квартал 2008 года |
Первый квартал 2007 года |
Прирост продаж |
1 |
1 |
Chevrolet (вкл. СП GM-АВТОВАЗ) |
58498 |
36735 |
59% |
2 |
2 |
Hyundai |
44054 |
22401 |
97% |
3 |
4 |
Ford |
41499 |
39071 |
6% |
4 |
5 |
Nissan |
37253 |
18441 |
102% |
5 |
3 |
Toyota |
35824 |
29368 |
22% |
6 |
9 |
Renault |
24303 |
17897 |
36% |
7 |
7 |
Opel |
23479 |
9380 |
150% |
8 |
6 |
Daewoo |
23341 |
17033 |
37% |
9 |
10 |
Mitsubishi |
21296 |
14748 |
44% |
10 |
7 |
Kia |
21101 |
13844 |
52% |
11 |
11 |
Mazda |
17094 |
9378 |
82% |
12 |
12 |
Honda |
15445 |
4524 |
241% |
13 |
16 |
Suzuki |
9890 |
5486 |
80% |
14 |
13 |
Skoda |
9082 |
5303 |
71% |
15 |
15 |
Peugeot |
8403 |
4217 |
99% |
16 |
14 |
Volkswagen |
7507 |
5084 |
48% |
17 |
17 |
Chery |
5361 |
6656 |
-19% |
18 |
23 |
Fiat |
5248 |
3982 |
32% |
19 |
19 |
Land Rover |
4612 |
1754 |
163% |
20 |
18 |
Subaru |
4296 |
2594 |
66% |
21 |
28 |
Volvo |
4238 |
3320 |
28% |
22 |
20 |
BMW |
4009 |
2902 |
38% |
23 |
21 |
Audi |
3880 |
3020 |
28% |
24 |
24 |
Mercedes-Benz |
3388 |
2796 |
21% |
25 |
29 |
Ssang Yong |
3051 |
1963 |
55% |
26 |
25 |
Lexus |
2705 |
2728 |
-1% |
27 |
22 |
Great Wall |
2607 |
1087 |
140% |
28 |
26 |
Citroen |
2000 |
2504 |
-20% |
29 |
27 |
Volkswagen Commercial Vehicles |
1754 |
914 |
92% |
30 |
30 |
Infiniti |
1102 |
499 |
121% |
31 |
33 |
Dodge |
938 |
395 |
137% |
Источник: АЕБ.
Дмитрий Беликов
11.04.2008 г.
Источник: КоммерсантЪ |