Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

19.09.2019 :: 17:56

Одесская ЖД за 8 месяцев 2019 г. перевезла в пригородном сообщении более 2 млн. пассажиров льготных категорий
19.09.2019 :: 17:48

Одесский порт возобновил перевалку руды открытым способом
19.09.2019 :: 17:44

Морское сообщество просит прозрачного диалога с президентом Украины
19.09.2019 :: 17:34

Мариупольский порт в январе - августе 2019 г. сократил грузооборот - до 3,843 млн. т
19.09.2019 :: 17:26

В МИУ состоялось совещание по решению вопросов растаможивания авто с иностранной регистрацией ©
19.09.2019 :: 17:09

В «Укроборонпроме» назначены руководители ключевых направлений деятельности Концерна ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
11.04.2014 :: 10:44
Импортный «стоп»: промышленникам вводят квоты на поставки угля

В Минэнерго решили повторить прошлогодний эксперимент с квотированием поставок угля из-за рубежа и вернуть практику на II-IV кварталы текущего года. Проектом постановления правительства «О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины от 25 декабря 2013 года № 950», обнародованным на сайте министерства, предполагается установить пороговый объем импорта до конца года в размере 10,7 млн. тонн сырья. Промышленники вновь негодуют.

Причина возвращения практики квотирования проста - накопление готовой продукции на складах госшахт. По данным Министерства энергетики и
угольной промышленности, по состоянию на 18 марта 2014-го накопление угля составило 360 тыс. тонн, увеличившись на 56 тыс. тонн в сравнении с предыдущим месяцем. «Дальнейшее накопление угля на складах может привести к ситуации 2012 года, а именно сделает невозможной реализацию угольной продукции для госпредприятий», - поясняется в анализе регуляторного акта.

Годом ранее, Кабинет министров Украины принял решение о введении квот на импорт коксующихся углей в страну с 1 июня по 31 декабря 2013-го, используя похожую аргументацию. Тогда объем поставок был определен на уровне 10,2 млн. тонн; в октябре по настоятельным просьбам потребителей - предприятий металлургической и цементной промышленности - он был увеличен еще на 1 млн. тонн. По сведениям авторов документа, введение лицензирования импорта коксующегося угля в 2013 году позволило сдержать ввоз коксового угля в Украину на уровне 2012 года и дополнительно разместить на предприятиях ГМК страны более 900 тыс. тонн коксующихся углей государственных угледобывающих предприятий, в том числе, уголь газовой группы в объеме около 400 тыс. тонн.

Импорт угля важен для украинских предприятий-потребителей, поскольку отечественная продукция не удовлетворяет требованиям качества: показатели золы (посторонних примесей) и серы в ней оставляют желать лучшего. Так, сера в угле с госшахт колеблется между 2,5-4% при международной норме менее 1%. Вследствие этого, поставки сырья из-за рубежа с 2007 года возросли более чем на 42%; по данным Госстата, в 2013-м в страну ввезли 13 млн. тонн ресурса. Это и стало еще одним «возмутительным» фактом для Минэнерго.

Вот только если бы не одно «но». В конце 2013 года промышленники и власть пришли к консенсусу - металлурги будут выкупать необходимые объемы сырья у госшахт (4,1 млн. тонн в годовом измерении), государство же пообещало не квотировать поставки угля в страну. Источник Delo.UA на рынке сообщил, что похожая встреча состоялась в Минэнергоугля и на прошедшей неделе, но финальный протокол с распределенными между предприятиями объемами так и не был окончательно оформлен. Посему, рыночники негодуют, не ожидая такого «подвоха».

Генеральный директор объединения коксохимических предприятий «Укркокс» Анатолий Старовойт связывает накопление продукции на складах шахт с активной деятельностью так называемых «копанок» - нелегальных добытчиков сырья. «В первом квартале коксохимические заводы выкупили на шахтах ранее согласованные с Минэнергоугля объемы продукции. Дисбаланс между предложением и спросом увеличился из-за того, что значительные объемы поставляют на рынок «копанки», - полагает эксперт. По информации источника Delo.UA на рынке угольной продукции, большинство металлургических и коксохимических предприятий в минувшем году закупали сырье у небезызвестной компании «МАКО» Александра Януковича, которую не раз в СМИ связывали с «отмыванием» нелегального угля. Государство, по словам собеседника Delo.UA, намеревается перевести все закупки на ГП «Уголь Украины», находящееся в довольно бедственном положении. А пока, весь товарно-денежный обмен производится с шахтами напрямую.

Только вот, по мнению экспертов, инициатива государства как не особо помогла угольному рынку страны, так и не поможет в текущем году. Старовойт отмечает, что коксохимические заводы (КХЗ) не смогут нарастить объемы закупки сырья у шахт по причине все того же плохого качества, которое приведет к снижению качества получаемого кокса и росту его потребления при выплавке тонны чугуна. Всего за прошедший год, по данным Минэнергоугля, было добыто 23,73 млн. тонн коксующихся углей; их поступление на отечественные коксохимзаводы (КХЗ) составило 13,6 млн. тонн. При этом в целом выпуск металлургического кокса 6%-й влажности на КХЗ сократился на 7,1% в сравнении с 2012-м до 17,6 тонн. По данным «Металлургпрома», за январь-март текущего года отечественные коксохимы сократили производство на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) до 4,262 млн. тонн. А ситуация с квотированием привела к тому, что некоторые украинские предприятия сократили, а то и вовсе прекратили экспортировать кокс за границу, отмечают в «Укркоксе».

Как и в прошедшем году, пострадают от квот не только коксохимы - наиболее активные потребители коксующихся углей, но и металлурги, последние годы активно внедряющие технологию пылеугольного вдувания (ПУТ) для сокращения зависимости от дорогого газа; да и номенклатура вновь затронула не только сорт «К», наиболее подходящий для коксования. Так, благодаря этой технологии, в 2013-м потребление «голубого топлива» на меткомбинатах Украины, по данным «Укрпромвнешэкспертизы», сократилось на 21% до 3,1 млн. кубометров, и помогло сэкономить около 4,3 млрд. грн. Но украинским сталеварам также необходимо качественное сырье. Модернизированные домны в 2014 году потребуют 2,5 млн. тонн импортного коксующегося угля, что на 500 тыс. тонн больше показателя прошлого года, указывал в конце прошедшего года глава ассоциации «Укркокс».

Отраслевиков поддерживают и промышленники. В пресс-службе холдинга «Метинвест» бизнесменов Рината Ахметова и Вадима Новинского Delo.UA отметили, что введение квотирования обостряет вопрос энергозависимости, особенно после подорожания импортного российского газа до $485 за 1 тыс. кубометров. «Цены на газ растут. Импортный коксующийся уголь (с низким содержанием серы) жизненно необходим предприятиям ГМК, на которых происходит внедрение технологии ПУТ: для них это фактически единственная альтернатива дорогому газу», - сетуют в «Метинвесте».

Здесь также напоминают, что предыдущее правительство отказалось от ограничений импорта угля на 2014 год из-за того, что металлурги понесли большие потери вследствие ограничений и отсутствия эффективного механизмы выдачи квот и лицензий даже на ограниченный объем. С коллегами соглашаются и в «Индустриальном союзе Донбасса» (ИСД), предприятия которого (Алчевский меткомбинат и «Алчевсккокс») в 2013-м даже судились с Кабмином по квотной инициативе, однако дело так и не было закончено (ЛИНК). Свое отношение к инициативе в корпорации не изменили и готовы продолжать судиться, рассчитывая на поддержку со стороны других предприятий. В ИСД также указывают и на международный аспект «лимитной» истории, который может повлечь разбирательство со стороны ВТО.

Все дело в том, что около 75% угольного сырья поставляется из России. По словам Анатолия Старовойта, Украина, в среднем, импортирует около 11 млн. тонн угля в год, при этом, из России ввозится около 7 млн. тонн, остальной объем - из США и Индонезии. И если в отношениях с другими странами проблем нет, то с «северным соседом» последнее время они более чем прохладные. В промышленной среде с опаской смотрят на ужесточение торговых отношений с РФ. Владимир Ткаченко, представитель компании «ArcelorMittal Кривой Рог» придерживается мнения, что ограничения импорта не нужны, поскольку любые квоты на импорт сырья могут повлечь ответные шаги со стороны страны-поставщика. «Есть информация, что около 75% угля импортируется в Украину из РФ, а Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) сейчас проводит антидемпинговое расследование, в отношении импорта украинской арматуры. В дальнейшем ситуация для украинских экспортеров может усугубиться и не только для металлургов», - детализирует он.

В середине ноября прошлого года ЕЭК по обращению российских меткомпаний начала расследование в отношении импорта из нашей страны горячекатанных прутков из углеродистой и легированной стали, поскольку в I полугодии 2013-го импорт этой продукции на территорию ТС возрос на 86%, по сравнению с АППГ, и составил 96% от общего объема поставок. Результаты российских изысканий пока не известны, но могут при таких условиях сыграть явно не на руку Украине.

В целом же, эксперты считают наличие квотирования допустимым, но не с существующей квотой. «Приемлемой была бы предлагаемая Минэнергоугля квота в размере 10,7 млн. тонн «плюс» 2,5 млн. тонн на высококачественный уголь для установок пылеугольного вдувания. Если же всего 10,7 млн. тонн на год - этого недостаточно», - считает глава «Укркокса». Понятно, что и металлурги, и цементники с ним не соглашаются. Исполнительный директор ассоциации «Укрцемент» Петр Лопатьев отмечает, что и здесь намерены бороться с квотированием, как и в прошедшем году. Тогда, после длительных споров, заводы по производству клинкера все же получили свой дополнительный «миллион». Впрочем, промышленники питают надежды, что до квотирования все же не дойдет. Но коррективы в лимитные чаяния может внести не экономическая целесообразность, а политические разногласия.

Любомира Ремажевская

11.04.2014 г.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов