Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
16.07.2013 :: 10:20
И где безвизовый режим?

«Украинский демократ и евроинтегратор заканчивается там, где начинается вопрос о геях», - такой перефраз украинского классика напрашивался на последнем перед каникулами согласительном совете в Верховной Раде 1 июля, когда обсуждалась повестка последней парламентской недели. Как и ожидалось, иррациональный страх перед «табу» одержал победу над здравомыслием: депутаты и власти, и оппозиции отложили на осень, а может и вовсе отложили завершение выполнения первой фазы Плана действий по визовой либерализации - документа, предоставленного Украине Европейским Союзом почти три года назад с целью отмены виз, но так и не реализованного полностью.

Как известно, План действий по визовой либерализации (ПДВЛ) содержит исчерпывающий перечень критериев, необходимых для отмены виз для краткосрочных (до 90 дней) поездок в страны Шенгенской зоны. Перечень этот - стандартный, и в последние пять лет неоднократно предъявлялся разным странам Востока и Юга «неЕэСовской» Европы, заявлявшим о желании избавиться от тяжелой рутины визового режима (в случае стран бывшей Югославии и Албании документ именовался «дорожная карта»). И хотя некоторая «национальная специфика» в критериях, предоставляемых разным странам, имеет место, все же общие требования к законодательным реформам - идентичны.

Иначе и не могло бы быть, ведь тогда любая страна, столкнувшаяся с завышенными требованиями, могла бы обвинить ЕС в двойных стандартах. При этом любое снижение планки для избранных обесценило бы усилия «примерных учеников», выполнивших полную программу, и подорвало бы доверие ко всему процессу поступательной отмены виз в Европе на основе прозрачных критериев, который с переменным успехом, но все же пока движется к своей конечной цели.

Поэтому ЕС был достаточно щепетилен и не выдвигал дополнительных условий постсоветским странам Восточной Европы, сформировавших «вторую волну» (первой волной были Западные Балканы в 2008-2010 гг.) процесса визовой либерализации. Несколько изменился лишь алгоритм оценивания - если в случае Балкан ЕС одновременно анализировал содержание нормативно-правовых реформ и качество их имплементации, то в дальнейшем было принято решение разделить весь процесс на две фазы: сначала оценивается содержание принятых законов и подзаконных актов, а потом - их имплементация.

Когда Украина получила ПДВЛ в ноябре 2010 г., президент Янукович публично пообещал выполнить его за полгода. Эксперты уже тогда говорили о неоправданности таких ожиданий, прогнозировали год-два, но… три года на только лишь первую фазу при отсутствии воли сделать последние шаги - это уже явный перебор.

8 июля профессиональная общественная инициатива «Европа без барьеров» провела очередное публичное обсуждение положения дел с визовой либерализацией и констатировала следующее. Больших проблем остается две: во-первых, учреждение в Украине реально действующего антикоррупционного органа (на данном этапе - принятие закона о создании такого органа) и, во-вторых, усиление антидискриминационного законодательства в соответствии с поданным правительством законопроектом 2342 - о предотвращении и противодействии дискриминации.

Мониторинговое исследование «Европы без барьеров», поддержанное Международным фондом «Відродження», выявило и другие недоработки, включая известную проблему биометрических паспортов, которых в Украине по-прежнему нет, и неудовлетворительное качество закона о едином демографическом реестре, и менее известные проблемы, как отсутствие подписи под необходимыми соглашениями с Европейским бюро юстиции Eurojust и полицейским ведомством Europol.

Коррупция остается стержнем имиджа Украины, и принятых в мае изменений в антикоррупционное законодательство недостаточно. Нет консенсуса по поводу создания независимого органа, уполномоченного проводить антикоррупционные расследования. Существующий с 2010 г. Национальный антикоррупционный комитет является фиктивным органом: его заседания не проводятся более полутора лет, и о каком-либо его влиянии на государственную политику говорить не приходится. Без законодательных решений в этой сфере закрыть «антикоррупционную» часть ПДВЛ не удастся.

А главная проблема сейчас - в антидискриминационном законе. Поданным Кабмином законопроектом 2342 в трудовое законодательство вводится норма о недопустимости дискриминации граждан при приеме на работу и получении профессионального образования по признаку сексуальной ориентации. Это уточнение уже действующей нормы, принципиально не меняющей правовые рамки, однако расширяющей их до цивилизованного минимума.

В основу законодательной новеллы положена Директива ЕС 2000/78, устанавливающая общие рамки недопущения дискриминации в сфере трудоустройства и профобучения. Никаких других общих норм в этой связи нет и не предвидится, соответственно, нет ни малейших оснований трактовать данный законопроект в контексте «однополых браков» и «гей-парадов».

Аналогичный закон непросто проходил несколько лет назад в Сербии, и совсем недавно - в Молдове. В обществах с посттоталитарными травмами нетрудно переключить внимание с реальных проблем на «иных» граждан, в данном случае - на геев и угрозу «гомодиктатуры», на правозащитников, защищающих права меньшинств. Благо есть и деньги и активисты, рассылающие письма с угрозами и смс-сообщения с проклятиями в адрес несогласных. Негативную позицию традиционно занимает церковь, особенно там, где сильны позиции Московского патриархата.

Депутаты, в том числе лидеры фракций, озабочены возможными рейтинговыми рисками - их почта завалена письмами «трудящихся» против антидискриминационного закона, никем из протестующих не читанного (иначе бы не было истерии вокруг якобы планируемой легализации однополых браков и усыновления детей однополыми парами).

Отсюда - даже политические силы, активно разыгрывающие «европейскую карту» и призывающие консолидировать силы вокруг принятия «евроинтеграционных законов», не высказываются прямо в поддержку законопроекта 2342. На уже упомянутом согласительном совете 1 июля лидер «Батьківщини» Арсений Яценюк не поддержал включение проекта 2342 в повестку дня, заявив, что его фракция «определится после того, как законопроект будет поддержан Партией Регионов», а Виталий Кличко и вовсе промолчал. Из присутствовавших лишь глава профильного комитета Григорий Немыря однозначно высказался за рассмотрение законопроекта, сославшись на принятое 18 июня комитетом решение (с участием представителей всех фракций и в присутствии общественности) поддержать законопроект.

Правительство, направив документ в парламент, заняло выжидательную позицию (за исключением непосредственно причастных к его разработке и согласованию с экспертами ЕС, Минюста и МИДа). Глава фракции правящей партии Александр Ефремов публично высказывается против.

При этом очевидно, что принятие законопроекта 2342 возможно только при достижении минимального согласия трех фракций: ПР, «Батьківщини» и УДАРа. Причем все три фракции должны дать от 2/3 до 3/4 своих голосов. Наличие в Партии Регионов устойчивой «фракции Путина-Кирилла», которая ни при каких обстоятельствах не проголосует, практически исключает возможность консолидированной поддержки партией власти данного законопроекта, даже если будет отмашка Януковича. Группа воинствующих «моралистов» имеется и в «Батьківщині». Диаметральные идейные противоположности - КПУ и «Свобода» - в который раз сойдутся и в едином порыве не дадут ни одного голоса.

Президент молчит, из его окружения поступают сигналы, что ему в целом все равно, проект 2342 ему не нравится, и он ищет «красивое» оправдание провала ПДВЛ. Таким сценарием оправдания якобы должно послужить обращение в Конституционный суд с последующим предсказуемым решением о достаточности конституционных гарантий недискриминации. То есть будет сказано, что дальнейшие законодательные шаги нецелесообразны, поскольку у нас и так все гарантировано. Уже достоверно известно, что ЕС официально скажет по этому поводу: «украинская сторона не продемонстрировала достаточного прогресса…».

Значимость момента последней пленарной недели состояла в том, что в случае закрытия самых важных «пробелов» в ближайшее время украинская сторона могла подать свой очередной отчет в сроки, позволяющие ЕС его рассмотреть и вынести решение о выполнении критериев первой фазы ПДВЛ до Вильнюсского саммита Восточного партнерства 28-29 ноября. В таком случае в Вильнюсе могло бы быть объявлено о переходе Украины во вторую фазу, что придало бы саммиту позитивную символичность и содержательность (особенно учитывая, что подписание там же Соглашения об ассоциации остается под большим вопросом). Безусловно, поскольку формальных «дедлайнов» в процессе выполнения ПДВЛ нет, то можно в который раз перенести отчет на следующий год. Однако все это лишь обесценит предстоящий саммит и усилит ощущение усталости от неоправданно долгого топтания на месте. Кстати, неудача с ПДВЛ уже усиливает скепсис в ЕС относительно предстоящей ассоциации с Украиной. В Брюсселе считают, что если даже такая ощутимая выгода как безвизовый режим не способна мобилизовать Киев на относительно небольшое количество не таких уж дорогих и болезненных реформ в рамках ПДВЛ, то что уж говорить о Соглашении об ассоциации, предполагающее куда более глубокие реформы с менее очевидным «вознаграждением» за их успех.

А пока в украинском парламенте теряют время, безвозвратно утрачено еще недавно очевидное лидерство Украины в регионе на пути к безвизовому режиму с ЕС. В июне Еврокомиссия опубликовала очередной доклад о готовности Молдовы к визовой либерализации, из которой следует, что в течение нескольких следующих месяцев Кишинев, получивший ПДВЛ на месяц позже Киева, может справиться со всеми остающимися критериями второй фазы (к которой Молдова перешла еще в прошлом году, впервые обогнав Украину).

Как результат, возможно, уже в этом году Еврокомиссия сможет рекомендовать Совету ЕС принять решение об отмене виз для граждан Молдовы. После стандартной процедуры подготовки страны-члены в Совете ЕС квалифицированным большинством не позднее второй половины 2014 г. примут решение, и уже в конце 2014 г. - начале 2015 г. граждане Молдовы первыми смогут оценить свободу безвизового передвижения на пространстве «от Лиссабона до Владивостока». И вскоре к ним присоединятся, вероятно, граждане Грузии, Армении и Турции.

А мы в том же 2015 г. отпразднуем пятилетие ПДВЛ и вернемся к привычным размышлениям о нашей «высокой морали» за шенгенским забором?

Александр Сушко

16.07.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}