Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
22.08.2014 :: 10:22
ГТС по расчету: чем украинская «труба» так дорога «Газпрому»

Министерство энергетики и угольной промышленности планирует к новому году завершить подготовку конкурса по привлечению компаний из США и ЕС к управлению украинской газотранспортной инфраструктурой - магистральными газопроводами и подземными газохранилищами. Ожидается, что уже в начале сентября в Киеве пройдет конференция, на которой потенциальным зарубежным инвесторам будут презентованы соответствующие планы Кабмина. Правительство рассчитывает на диалог с заинтересованным бизнесом, чтобы узнать пожелания и замечания, которые могут повлиять на организацию конкурса.

Среди приглашенных к участию в конкурсе не будет «Газпрома». На прошлой неделе парламент принял закон, разработанный Кабмином, цель которого - избавить украинскую ГТС от рисков возможного перехода под контроль российской монополии.

Документ разрешает аренду отечественной газотранспортной инфраструктуры компаниями из ЕС и США, но без права их отчуждения. Для этого будут созданы два публичных акционерных общества: «Магистральные газопроводы» и «Подземные газовые хранилища Украины», в которых государству будет принадлежать не менее 51% акций. Окончательное решение об участии зарубежных компаний в уставном капитале операторов будет принимать Верховная рада.

Для «Газпрома», который не скрывал ранее своего интереса к получению контроля над украинской ГТС, такие перспективы не выглядят привлекательно. Поэтому нововведения украинского законодательства можно оценить как санкции, предпринятые властями в ответ на аннексию Россией Крыма и поддержку сепаратистов на Донбассе, а также отказ Кремля от урегулирования противоречий, связанных с поставками российского газа на украинский рынок.

Как прогнозирует агентство Bloomberg, вероятность того, что Украина останется основным транзитером топлива, поставляемого «Газпромом» в Европу, очень высока. Причина в том, что обходной газопровод «Южный поток» общей стоимостью около $46 млрд. вряд ли «Газпром» построит в ближайшие годы из-за санкций ЕС и США в отношении России. «Не может быть и речи о том, чтобы Европа вернулась к обсуждению «Южного потока» сейчас, в текущем геополитическом контексте», - утверждает Эмили Стромквист, аналитик британской Eurasia Group.

Другой причиной, препятствующей реализации «Южного потока», являются требования европейского антимонопольного законодательства, которым противоречит проект «Газпрома» (он исключает доступ других поставщиков к эксплуатации мощностей трубопровода).

Однако промедление со строительством не критично для экспорта российского газа. Учитывая гарантированные объемы его поставок в страны ЕС до 2020-2025 годов (158 млрд. куб. м газа в год), даже действующих газопроводов достаточно, чтобы контракты выполнялись - по данным консалтинговой компании East European Gas Analysis, их мощности позволяют транспортировать 257 млрд. куб. м газа в год.

Единая система газоснабжения России и мощности экспортных газопроводов

sistema forbes.jpg

Пропускная способность экспортных газопроводов на бывшей границе СССР

Газопровод

Мощность, млрд. куб. м в год

Направление экспорта

Через Украину:

Оренбург - Западная граница (Ужгород)

26

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Уренгой - Ужгород

28

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Ямбург - Западная граница (Ужгород)

26

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Долина - Ужгород (2 нитки)

17

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Комарно - Дроздовичи (2 нитки)

5

Польша

Ужгород - Берегово (2 нитки)

13

Венгрия, Сербия, Босния

Хуст - Сату-Маре

2

Румыния

Ананьев - Тирасполь - Измаил, Шебелинка - Измаил (3 нитки)

26

Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония

Всего через Украину:

142

Через Беларусь:

Ямал - Европа (Торжок - Кондратки - Франкфурт/Одер)

33

Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Англия

Кобрин - Брест

5

Польша

Всего через Беларусь:

38

С.Петербург - Финляндия (2 нитки)

6

Финляндия

«Голубой поток» (проектная мощность)

16

Турция (возможны поставки в Грецию, Македонию)

«Северный поток» (проектная мощность)

55

Германия, Франция, Чехия и другие

Действующие газопроводы, всего:

257

 

Новые проекты (окончательное инвестрешение):

«Южный поток»

63

Болгария, Сербия, Греция, Италия и другие

Прочие новые проекты:

   

«Северный поток»-3 и -4

55

Англия, Германия, Франция, Чехия и другие

Ямал - Европа-2

15

Польша, Словакия, Венгрия и другие

Новые газопроводы, всего:

133

Запланированная мощность, всего:

390

Гарантированный объем экспорта в 2020-2025 гг.:

158

Источник: East European Gas Analysis

Если Кабмин успешно реализует планы по привлечению западных инвесторов к акционерному управлению украинской газотранспортной инфраструктурой, то это выведет ее из-под возможного поглощения «Газпромом».

Forbes вспоминает уникальные факты из многолетней истории развития украинской ГТС. Они позволяют объяснить причины, побуждающие российскую монополию препятствовать амбициозным намерениям украинского правительства, а также обосновывают ее уникальную ценность.

1920-1950 годы

Начало развития газовой промышленности в Украине - открытие Дашавского месторождения природного газа, которое обнаружилось при бурении скважины для добычи каменной соли.

Для его транспортировки в 1924 году был построен первый газопровод от Дашавы до города Стрий, потом были проложены маршруты Дашава - Дрогобыч и Дашава - Львов.

В 1939 году на территории Ивано-Франковской области был построен первый магистральный газопровод Дашава - Моршин - Болехов - Долина - Выгода. Его общая протяженность составила 92 км, а диаметр трубы - 125 мм.

В 1948 году началась эксплуатация газопровода Дашава - Киев длиной 512 км и диаметром трубы 530 мм.

В 1950 году было открыто крупнейшее Шебелинское газоконденсатное месторождение в Харьковской области.

Всего в Украине к этому времени разрабатывалось четыре газовых месторождения, а добыча составляла 1,5 млрд. куб. м газа в год, или 25% от всей добычи газа в Советском Союзе.

1951-1980 годы

В 1951 году был введен в эксплуатацию магистральный газопровод Киев - Москва, объединенный в единую систему с газопроводом Дашава - Киев и получивший общее название Дашава - Киев - Брянск - Москва. Его строительство осуществлялось по инициативе Иосифа Сталина на основании постановления Совмина СССР, принятого в августе 1949 года.

В 1954 году начались поставки украинского газа в Москву с Шебелинского месторождения.

В 1956 году стартовало строительство магистрального газопровода Дашава - Минск, а также начат экспорт украинского газа в Польшу.

В этом же году началась промышленная разработка Шебелинского газоконденсатного месторождения. Каждый пятый кубометр газа, который добывался в бывшем СССР, был с этого месторождения.

В 1965-1966 годах был построен магистральный газопровод Долина - Ужгород - Госграница СССР - Чехословакия, для эксплуатации которого было создано производственное управление «Укргазпром».

Алекс Барнс, начальник подразделения по вопросам регулирования рынка Gazprom Marketing & Trading Ltd, считает, что «поставки газа из России в Европу начались еще в 1969 году, когда был подписан соответствующий контракт с Италией». Но согласно управлению информации «Газпрома», первой западной компанией, заключившей в 1968 году долгосрочный договор на поставку газа из СССР в Европу, была австрийская OMV.

В 1970 году Украина вышла на стабильную добычу газа 60,9 млрд. куб. м газа в год, а к 1976 году этот показатель достиг максимального уровня - 68,7 млрд. куб. м газа в год.

1980-2000 годы

В начале 1980 годов украинский маршрут транспортировки российского газа стал основным во время Холодной войны между СССР и Западом. Поводом для этого послужил конфликт, который возник в начале 1980-х и касался маршрута газопровода из Уренгоя в Западную Германию. Для ФРГ прохождение магистрали через территорию ГДР, входящей в соцлагерь, было неприемлемым - возникал риск контроля газового крана Восточной Германией. Чтобы его избежать, маршрут газопровода был проложен через Украину и Чехословакию. Это привело к значительному удлинению газопровода и удорожанию всего проекта.

При отсутствии восточногерманского ограничения основными транзитными странами для экспорта российского газа стали бы Беларусь и Польша. Вскоре после ввода в эксплуатацию газопровода Уренгой - Ужгород - ФРГ оперуполномоченный КГБ Владимир Путин был направлен в командировку в Дрезден (ГДР) - вполне возможно, для решения, в том числе, и «газовых» вопросов.

Когда рухнула Берлинская стена, будущий (на то время) президент РФ сожалел об этом. «Мне было только жаль утраченных позиций Советского Союза в Европе… Мы избежали бы очень многих проблем, если бы не было такого скоропалительного бегства», - сказал Путин в одном из своих интервью, вспоминая службу в КГБ.

Его слова объясняют нынешнюю политику Кремля, нацеленную на восстановление былого геополитического влияния России и объединение под ее руководством стран бывшего СССР.

В 1984 году был сдан в эксплуатацию газопровод Уренгой - Помары - Ужгород, который сейчас играет ключевую роль в транспортировке российского газа в ЕС.

2000-2010 годы

В конце 2005-го - начале 2006 года между Украиной и Россией произошел конфликт, впоследствии получивший название «первой газовой войны». Из-за не урегулированной цены на газ «Газпром» приостановил поставки газа на территорию Украины. Это не отразилось на выполнении его контрактов со странами ЕС, но с подачи Кремля спровоцировало резонансные обсуждения надежности Украины как транзитера российского газа, доля которого на европейском рынке составляет около 30%. После этого прецедента «Газпром» активизировал реализацию планов по строительству газопроводов в обход Украины, чтобы или лишить страну транзитных доходов, или склонить ее к передаче контроля над ГТС российской монополии.

Ситуация обострилась в январе 2009 года, когда снова повторилась история с прекращением подачи газа в украинскую ГТС, а ее негативные последствия испытали на себе потребители как в Украине, так и в странах ЕС. Эскалации конфликта не помешало даже то обстоятельство, что именно благодаря наличию подземных газохранилищ на западноукраинской границе «Газпром» имеет возможность выполнять свои наиболее прибыльные экспортные контракты - наличие газа в ПХГ, который, кстати, «Нафтогаз» закачивал за свой счет в летние месяцы, позволяет российской монополии стабильно удовлетворять возрастающий потребительский спрос на топливо в период зимних холодов.

По данным East European Gas Analysis, в период с 2000 по 2008 год, то есть до газовой войны 2009 года, среднесуточные поставки российского газа в ГТС Украины в январе и июне были примерно равными - соответственно, 518 млн. куб. м и 508 млн. (средние показатели за весь период). Зато потоки газа на выходе из украинской ГТС соответствовали сезонному спросу европейских потребителей.

Таким образом, ПХГ Украины обеспечивали равномерную загрузку российской ГТС, как и было задумано специалистами, спроектировавшими Единую систему газоснабжения СССР.

2013-2014 годы

В 2013 году при участии немецкой компании RWE украинские трейдеры начинают реверсные поставки газа, закупленные на спотовых площадках Европы. Эти поставки обходятся дешевле, чем закупки у российского «Газпрома», в среднем на $100 за 1000 куб. м газа.

Сейчас НАК «Нафтогаз Украины» готовится к расширению таких поставок. Первый вариант - «малый реверс» - предусматривает реверс из Словакии в Украину около 22 млн. куб. м газа в сутки с сентября текущего года. Второй вариант - «большой реверс» - предусматривает проведение определенных консультаций и заключение дополнительных договоренностей при участии «Газпрома», благодаря которым объем реверсных поставок газа в Украину может возрасти до 30 млрд. куб. м в год. Кроме Словакии, поставки газа на украинский рынок могут быть расширены с территории Венгрии и Польши, через которые в прошлом году в Украину было транспортировано около 2 млрд. куб. м газа.

Организация газового реверса, то есть поставок голубого топлива с запада на восток, это, по сути, восстановление проектного направления эксплуатации украинской ГТС. В таком режиме труба эксплуатировалась до середины 1970-х годов, когда Москва, Минск, Вильнюс и Рига потребляли украинский газ (в то время Украина была газоэкспортирующим регионом СССР). Эта же техническая особенность пригодилась во время «газовой войны» зимой 2009 года, когда «Газпром» перекрыл свои поставки, и возникла необходимость в транспортировке газа из западноукраинских ПХГ в восточные области Украины.

Светлана Долинчук

22.08.2014 г.[AT]


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}